Активная фреза для мотоблока своими руками

Как сделать фрезу «гусиные лапки» своими руками: чертежи и схемы

Мотоблок – это поистине универсальная машина, которая является прекрасным помощником для фермера, размеры хозяйства которого пока не достигли тех размеров, чтобы появилась необходимость приобретать трактор. Вдобавок, мотоблок намного компактнее. В зависимости от установленного навесного оборудования он может заменить множество отдельных агрегатов, сэкономив хозяину немало средств. Фреза является одним из важнейших типов «навески». Поэтому многие владельцы ломают голову над тем, как собрать фрезы на мотоблок и насколько это сложно сделать самостоятельно.

Какие фрезы лучше для мотоблока?


Такие «ножи» для обработки почвы можно условно разделить на две большие группы. Каждая из них имеет свои особенности и подходит для определенного вида работ.

Саблевидная фреза к мотоблоку

Самые популярные и универсальные модели, которые эффективны при выполнении разных земляных работ. В этих моделях используется оптимальная форма ножей, для изготовления которых производители выбирают высококачественную прочную сталь.

Модели имеют разборную конструкцию, поэтому их установка и обслуживание максимально простое.

Что говорят на форумах?

На просторах интернета есть большое количество форумов, где люди делятся своим опытом, как культивировать мотоблоком Нева с фрезой.

«Культивация для меня, как для фермера является неотъемлемой частью работы с землёй. Это необходимая процедура, которая позволяет увеличить количество урожая. С мотоблоком я на ты, поскольку без него представить свою работу сейчас уже просто не могу. Благодаря нему этот процесс происходит быстро и качественно. Да, приходится приложить физические усилия для управления мотоблоком, но не без этого в сельском хозяйстве.»

«Установил я фрезы, и с радостью поехал к себе на участок. Но работа изначально показалась сильно тяжёлой. Культивация происходила медленно, неудобно и с большим количеством усилий. Я был в недоумении, почему так. Долго думал и гадал, что я сделал не так. Оказывается, просто необходимо было опустить ручку для управления ниже. Переставил, и дальше работа пошла намного легче.»



Гусиные лапки


Эти модели появились на рынке сравнительно недавно. С их помощью может быть обработана любая целина, также они эффективны при возделывании твердой и сложной почвы.

Особенности фрез данного типа:

  • сплошная конструкция, которая обеспечивает высокие показатели точности работы;
  • оборудование хорошо борется с сорняками;
  • удобство в эксплуатации, возможность замены запчастей в домашних условиях.

Такие модели, в отличие от саблевидных фрез, изготавливаются из углеродной стали, которая по прочности немного проигрывает.

Фрезы для мотоблока самодельные


Производители предлагают разные варианты почворезов для мотоблока. Можно использовать один комплект фрез или приобрести два разных вида устройств, меняя их в зависимости от условий обработки почвы.

Некоторые умельцы предпочитают использовать самодельные изделия, которые при правильной сборке будут не хуже заводских.

Основным преимуществом самостоятельного создания почфоврезы является то, что ее можно подстроить под специфические особенности участка.


Разновидности

В мотоблоках, имеющих вал отбора мощности, набор фрез может быть отдельным навесным орудием. Вращение узла осуществляется ременной передачей. Поступательное движение агрегата осуществляется при помощи колес или грунтозацепов. Сам мотоблок движется медленно, а режущий узел вращается с частотой не менее 3000 об/мин. В этом случае можно говорить о том, что это активная фреза, имея в виду тип ее подачи.

На легких мотоблоках и мотокультиваторах режущие элементы устанавливаются вместо колес. Они вращаются и режут почву, одновременно двигая агрегат. Здесь тип подачи — пассивный, потому и фреза называется пассивной.

Активные саблевидные

Называть фрезу «активной» или «пассивной» только по ее конструктивным особенностям не совсем верно. Саблевидные элементы — удачный вариант сочетания качества и производительности. Их изготавливают из легированной стали. В заводских условиях закаляют и подвергают обработке ВЧ токами. Они не требуют дополнительного обслуживания, прекрасно работают на всех видах почв.

В основном, фрезы набирают звеньями на ступицы, по 3-4 шт. Каждое звено сдвинуто относительно соседнего под небольшим углом. Их изогнутые концы поочередно повернуты в разные стороны. Как показала практика, 3 элемента в звене не дают стабильного движения агрегата. Конструкция прыгает и ею трудно управлять. Поэтому приобретать нужно фрезы с 4-мя лопастями. Ширина захвата зависит от мощности двигателя мотокультиватора. Она колеблется от 0,8 м до 1,2 м.

Земледельцы пытаются своими руками изготовить почворезы саблевидной формы. Даже если удается найти сталь от рессор, то возникает проблема с приданием им изогнутой формы. Для этого нужна обработка в кузнице, сварка тут не поможет.

Гусиные лапки

Еще одна удачная находка огородников и фермеров — оснащение культиватора фрезой «гусиная лапка». Изначально умельцы их изготавливали сами, а теперь можно приобрести такой вариант в магазинах. Конструкция имеет свои преимущества:

  • сварное устройство из подходящего материала;
  • острые режущие ножи;
  • возможность заменить любой из пришедших в негодность элементов.

Такие сборки ставят тогда, когда нужно обработать целинную землю. Благодаря высокой скорости вращения они могут справиться не только с дерново-подзолистыми почвами под Москвой, но и с грунтом черноземных районов России. Заточенные кромки, входящие в пласт под острым углом, разрыхляют и перемешивают плодородный слой. При использовании фрез «гусиные лапки» не возникает необходимости обрабатывать участок повторно.

Как собрать правильно фрезы на мотоблок?


Сборка фрезы своими руками должна проводиться максимально правильно. И здесь особо важно проследить за тем, чтобы активная часть врезалась в землю при работе. Для этого изначально рекомендуется изучить чертежи, а затем уже приступать к изготовлению оборудования.


Для создания фрез требуются следующие инструменты:

  • Ось ротора необходимой длины. Она может быть разделенной на две части, если нужно собрать фрезу из двух блоков.
  • Короткая ось.
  • Редуктор с фиксаторами.
  • Левые и правые ножи.
  • Болты, шайбы, гайки.

Сбор конструкции не занимает более часа, но здесь важно установить ножи таким образом, чтобы они не мешали вращениям.

  • Длинная роторная ось оборудуется ножами под углом 30 градусов.
  • Необходимо объединить по четыре ножа на одном блоке, закрепив их к редукторам.
  • Далее проверяется правильность конструкции и подтягиваются все крепежные элементы.


Данная конструкция является очень надежной и способна выдержать достаточно высокие нагрузки.

Сборка активной фрезы

Благодаря простой технологии создания такой тип фрезы имеет широкое распространение. В нем ножи, а также стойки – это единый элемент. Для его изготовления применяется цельный кусок металла, сделанный из высокопрочной стали. Использование таких агрегатов считается более безопасным, в сравнении с гусиными лапками, а также меньше риск ранения человека в процессе их использования. За счет последовательного размещения режущих элементов, они плавно входят в грунт, без ударов. Процесс изготовления до момента создания трубы с фланцем полностью аналогичен «гусеничным лапкам».

Стоит подробнее рассмотреть, как делаются ножи. Сначала полоска металла после разогрева загибается так, чтобы длина получившейся изогнутой части была не больше 80 мм. После этого проводится сверление крепежного элемента, а также охлаждение заготовки. В конце элемент подвергается закаливанию и монтируется на фланец.

Самостоятельное изготовление фрезы для использования на мотоблоке требует наличия инструментов и умения с ними работать. Кроме этого необходимо составить чертежи создаваемого изделия и четко их придерживаться. Любые отклонения в деталях могут стать причиной некорректной работы будущих «гусиных лапок».

Нужно ли точить фрезы на мотоблок?


Любые почвенные фрезы являются самозатачивающимися инструментами. Заточка для них не нужна, так как она может лишь испортить конструкцию. Только в некоторых случаях, если вы используете фрезу очень давно и видите, что она стала плохо обрабатывать землю, можно подточить ножи.

Почвофреза – важный элемент каждого агрегата. Самодельные правильно собранные фрезы можно использовать на любых современных мотоблоках, в частности на Нева Мб 1 и Мб 2, МТЗ и других. Такие конструкции будут помогать в обработке земли и сделают выполнение сельскохозяйственных задач более простым.

Элементы конструкции

Прежде чем сделать фрезу для мотоблока своими руками, изучается схема конструкции. Изделие устанавливают на мотоблок либо мотокультиватор с соответствующим диаметром оси. Минус фрезы заключается в отсутствии острых краев и наматывании на лопасти сорняков. При необходимости на конструкцию, изготовленную своими руками, устанавливают дополнительные элементы. Самостоятельно можно изготовить инструмент с цельными и неразборными «гусиными лапками».

Чтобы сделать фигурные детали фрезы для мотоблока своими руками, потребуется кузнечное оборудование. Особое внимание специалисты рекомендуют уделить сборке конструкции. В противном случае нарушится ось мотоблока. В процессе установки изделия учитывается направление вращения зубьев.


Чертеж блока фрезы.

Конструкция «гусиные лапки» собирается из элементов диаметром до 500 мм. Такие ограничения в размерах позволяют инструменту войти в почву на 260 мм. Ножи самодельной конструкции должны входить в землю последовательно, без рывков и ударов. Чтобы изделие можно было использовать на протяжении длительного времени, специалисты советуют придерживаться определенных правил. При запуске агрегата «гусиные лапки» располагают над грунтом. Затем запускают обороты, медленно опустив лопасти в землю.

Чтобы сделать простую конструкцию, используют:

  • металлическую трубу диаметром менее 42 мм;
  • сварочный аппарат;
  • детали, применяемые для вскапывания почвы;
  • болгарку.

Автомобильные рессоры можно использовать в качестве вспахивающих элементов. Лопасти подгоняют по параметрам и изгибают в нужном направлении. С помощью сварочного аппарата элементы присоединяют к трубе с различных сторон. Лезвия затачивают по направлению их движения. Полученная конструкция фиксируется к мотоблоку. Если выявлены нарушения в работе агрегата, потребуется его снять и отрегулировать.

Фрезы для мотоблока: виды, особенности, самостоятельная сборка

Фрезы для мотоблока своими руками можно изготовить в домашних условиях без внушительных материальных затрат. Самодельные фрезы к мотоблоку являются неотъемлемым элементом этого агрегата.

Читайте также  Самодельный ходоуменьшитель для мотоблока

Фреза для мотоблока

В отдельных случаях на мотокультиватор Нева необходимо устанавливать оборудование, обеспечивающее большую ширину и глубину обработки почвы. Для этого мотокультиватор оснащается заводскими фрезами.

1 Фрезы для мотоблока — назначение, особенности использования

Мотокультиватор модели Нева, как и прочие аналоги такого оборудования, конструктивно состоит из двигателя внутреннего сгорания, который монтируется на раме из металла, оснащенной двумя колесами. Рукоять мотоблока Нева оснащена кнопками для управления агрегатом и навесным оборудованием.

Мотоблок с активной фрезой имеет каркас со смонтированным прицепным устройством. На прицепное устройство агрегата Нева крепится навесное оборудование — фрезы для мотоблока.

С помощью фрез к мотоблокам производится последующая обработка почвы. Фрезы для мотоблока Нева влияют на:

  • качество вспашки;
  • удобство управления агрегатом во время обработки почвы;
  • надежность трансмиссии устройства;
  • эффективность работы силового блока культиватора.

Самодельные и заводские фрезы для мотоблока (ножи) представлены в виде основного рабочего органа агрегата. Ножи типа «гусиные лапки» предназначаются для:

  • разрыхления почвенных слоев;
  • создания определенной структуры обрабатываемого слоя почвы;
  • борьбы с сорняками и их уничтожения в ходе обработки.

Собрать фрезу к мотоблоку можно своими руками, имею под рукой минимальный набор инструментов. Ножи типа «гусиные лапки» являются наиболее распространенным вариантом фрезы на мотоблок.

Прочие разновидности фрез к мотоблокам могут существенно различаться по своей форме и устройству. Фрезы на мотоблок модификации «гусиные лапки» отличаются от аналогов количеством режущих кромок, их расположением и конструкцией.

Фреза “гусиные лапки

Фрезы к мотоблокам считаются самым главным компонентом этого агрегата, а материал, из которого они изготавливается, напрямую воздействует на такие показатели, как глубина и качество обработки слоя почвы.

Это навесное оборудование можно собрать самостоятельно, но следует помнить, что наиболее качественные фрезы к мотоблокам, являются те, которые изготавливаются методом ковки с самозаточкой.

Собрать фрезу к мотоблоку можно используя штампованные металлические листы. Такие фрезы к мотоблоку будут иметь неявно выраженную режущую кромку. В большинстве случаев из штампованных металлических листов собираются фрезы для мотоблоков типа «гусиные лапки».

2 Разновидности фрез для мотоблока — активные, гусиные лапки

Фрезы для мотоблоков могут быть двух разновидностей, это:

  • Ножи типа «гусиные лапки»
  • Активные (саблевидные).

Активные ножи максимально приспособлены для всех видов выполняемых работ. Их саблевидная форма считается наиболее популярной, а правильно собрать их своими руками достаточно просто.

Эффективность активных фрез подтверждалась результатами использования на протяжении десятков лет и в большинстве случаев, культиваторы комплектуются именно активными (саблевидными) фрезами.

Для изготовления такого навесного оборудования применяется высококачественная углеродистая сталь с высокой степенью прочности.

Активные ножи отличаются разборной конструкцией, сборка и установка изделий занимает несколько минут.

Сталь применяемая для создания активных фрез совершенно не совместима со сваркой, а для улучшения механической прочности изделий при производстве применяется так называемая термозакалка. Для усиления прочности готовое изделие подвергается обработке высокочастотным током.

Активная саблевидая фреза

Относительно недавно для мотоблоков стали использоваться фрезы «гусиные лапки». Такую модификацию рекомендуется применять для обработки сложных и твердых типов почв.

Именно такое подвесное оборудование применяется в сложных условиях неровностей и каменистых почв.

Конструкция таких ножей сплошная, что напрямую увеличивает прочностные характеристики изделий. Фрезы выпускаются со стандартными техническими характеристиками:

  • ширина – 40 см;
  • длина – 37 см;
  • высота – 38 см;
  • масса – 16 кг;
  • допустимая рабочая скорость культиватора – 2-5 км/ч.

Такой инструмент имеет и свои недостатки – обычная углеродистая сталь не отличается высокими прочностными характеристиками. Нож необходимо подвергать регулярному осмотру, особенно при работе на глинистых почвах.
к меню ↑

2.1 Особенности сборки фрез мотокультиватора

Перед тем, как начнется сборка лезвий, рекомендуется заранее подготовить чертеж будущего устройства и обзавестись необходимыми инструментами и материалами.

Если в процессе создания понадобятся фигурные компоненты, то имеет смысл заказать их у мастера кузнечного производства.

Прочие конструктивные элементы изготавливаются самостоятельно. Сборку нужно производить правильно, ориентируясь на существующий чертеж.

Если сборка будет происходить неправильно, то в процессе работы мотоблок может отклоняться от линии перемещения, что затруднит обработку земли. Лопасти фрезы вставляются в специальные гнезда и крепятся при помощи болтов.

Крепление фрезы к мотоблоку

При этом важно правильно размещать режущую грань лепестка. Он должна размещаться по ходу направления движения и острым концом вонзаться в почву.

Дополнительная секция крепится к основной с использованием штифтов, а ограничительный металлический диск соединяется с каркасом с помощью болтов.

Подбирать количество лопастей рекомендуется с ориентировкой на мощность агрегата. Для сборки режущих лопаток можно использовать как одну, так и несколько осей.

При сборке фрезы с четырьмя лепестками следует соблюдать последовательность правого и левого ножей, размещающихся на крепежной пластине.
к меню ↑

2.2 Мотокультиватор с фрезами «гусиные лапки» (видео)


к меню ↑

2.3 Делаем фрезы для мотоблока своими руками

Для самостоятельного изготовления фрезы для мотокультиватора необходимы следующие детали и инструменты:

  • металлическая трубка с диаметром в 42 мм;
  • сварочный аппарат;
  • шлифовальная машина углового типа (болгарка);

Сборка агрегата своими руками позволяет точно подогнать его размеры под особенности отдельно взятого земельного участка.

Для создания хороших разрыхлителей для почвы можно использовать элементы бывших в употреблении пластин автомобильных рессор.

В процессе изготовления лопасти следует подогнать по размеру и согнуть под требуемым углом в одном направлении. Применяя сварочный аппарат нужно присоединить режущие элементы к заранее подготовленной трубке.

В процессе сборки можно заточить режущую кромку в направлении запланированного вращения агрегата. Далее готовая к работе конструкция стыкуется с узлом сцепки агрегата, а при пробном запуске выполняется необходимая регулировка.

Конструкция типа «гусиные лапки» собирается из металлических элементов с диаметром не превышающим 500 мм.

Благодаря таким ограничениям в размерах инструмент сможет входить в землю на глубину в 250 мм. При эксплуатации стоит обратить внимание на то, чтобы ножи вонзались в землю последовательно. При этом стоит избегать рывков и ударов.
к меню ↑

2.4 Отзывы

Павел, 46 лет, Воронеж:

Для работы использую активные лезвия. Обычно мотоблок включаю на первой скорости и прохожу половину участка.

После этого включаю вторую скорость и провожу культивацию «внахлест» по уже вспаханной земле.

Иногда получается, что одна половина установленных активных лезвий не вспахивает участок за один раз, так как мотоблок сильно зарывает их в землю. При повторном заходе вторая половина ножей перемалывает уже разрыхленную землю, и участок получается почти идеальным.

Один недостаток такого вида лезвий – часто приходится отчищать от них комья налипшей почвы лопатой, так что работать лучше по хорошо просохшей земле.

Сергей, 53 года, Вологда:

При рыхлении уже несколько лет использую ножи «гусиные лапки», они отлично зарекомендовали себя на твердой почве моего участка.

С их помощью можно довольно глубоко вспахивать землю под максимальную глубину, например, для посадки картофеля – 25-30 см.

А еще такие лезвия не просто рубят трудно выводимые сорняки, но и измельчают их корневую систему, потом весь сезон они не прорастают.

Такие изделия не разрыхляют почву в «пыль» а после пахоты оставляют маленькие комочки. Пахал ими многолетнюю целину и после двух-трех заходов остался доволен отличной вспашкой!

Фрезы для мотоблока: подбор, эксплуатация, самостоятельное изготовление

Фреза к мотоблоку – один из самых распространенных видов дополнительного оборудования для обработки почвы. Она являет собой набор специальных ножей, закрепленных на оси. С их помощью можно быстро и легко избавится от сорняков, произвести культивацию грунта на участке. Для того, чтоб подобрать оптимальный вид фрезы для своего мотоблока, следует немного классифицировать их.

Классификация фрез

По расположению фрезы бывают боковые и навесные. Боковые устанавливаются по обе стороны на мотоблок, работают от приводных валов колес. По сути, при подобном расположении эти фрезы заменяют колеса и приводят технику в движение.

Второй вид – фреза, работающая от вала отбора мощности, расположена сзади агрегата и не участвует в движении. Мотоблоки брендов Целина, Нева МБ-1 и МБ-2, МТЗ имеют именно такое устройство фрез.

По конструкции ножей выделяют два вида фрез – саблевидную (активную, стандартную) и так называемые гусиные лапки.

Активные фрезы

Активная фреза состоит из набора четырех мощных ножей, установленных под углом 90° относительно друг друга. Таких комплектов на одной оси может быть от двух и более. Количество дополнительных фрез, а также величина их ножей зависит напрямую от производительности мотоблока. Ножи у данной фрезы в виде изогнутых полос, загнутых поочередно в разные стороны. Их конструкция и прочность позволяют без опаски обрабатывать целину, а также участки, где попадаются камни и корни.

Гусиные лапки

Второй конструктивный тип фрез – гусиные лапки. Свое название изделие получило за необычную форму режущих элементов, напоминающих лапки гуся. Они имеют форму треугольника и расположены на краях стоек. Количество режущих элементов и размер данного модуля также зависит от мощности мотоблока. Чем больше стоек с ножами – тем качественнее обработка.

Данная фреза способна обрабатывать тяжелые целинные и глинистые грунты, но на участках с повышенной растительностью и корнями, скорее всего, изделие будет забиваться.

Как правильно собрать фрезы на мотоблок?

Сборка фрезы может вызвать некоторые трудности, особенно если заниматься этим первый раз и в одиночку.

Для начала следует ознакомиться со строением фрезы.

На чертеже ниже обозначены ее основные составляющие элементы:

  • роторная ось (бывает разной длины, может быть цельной и разъемной);
  • палец с фиксатором;
  • ножи (правый и левый);
  • элементы крепления конструкции (гайки, шайбы и болты).
Читайте также  Самодельный мотоблок из КПП ЗАЗ

Также не забудьте учесть тот факт, что движение ножей во время работы направлено против часовой стрелки. Будьте внимательны при сборке модуля – любое отклонение в конструкции приведет к тому, что балансировка оси будет нарушена, агрегат при работе будет заносить в сторону.

Предлагаем также ознакомиться с видео, на котором подробно рассказано о процессе сборки фрез к мотоблоку:

Установка фрез на мотоблок

Устанавливать фрезы на мотоблок лучше с напарником, чтобы избежать травм, падения или повреждения агрегата. Перед началом установки приподнимите мотоблок. Можно использовать подручные средства в качестве опоры. Если таких объектов рядом не имеется – сбейте две доски крест-накрест посередине. Полученной конструкцией подоприте руль. Убедитесь, что мотоблок стоит надежно. После этого можно снимать колеса и на их место устанавливать фрезы.

Самодельные фрезы для мотоблока

Для того, чтобы своими руками создать фрезу к мотоблоку, необходимо запастись такими инструментами и заготовками:

  • металлическая труба (диаметром не более 42 мм);
  • заготовки для режущих элементов фрезы (подойдут любые ненужные запчасти или куски металла. Например, можно использовать старые автомобильные рессоры);
  • сварка;
  • болгарка.

Режущие элементы подгоняются под необходимые размеры и при нужде затачиваются. Затем их нужно приварить к трубе в соответствующем порядке.

Специалисты рекомендуют не изготавливать фрезы диаметром более 50 см, поскольку так снизится риск ее поломки в процессе эксплуатации. Ниже приведен детальный чертеж для изготовления фрезы типа гусиные лапки:

При использовании фрез не забывайте также о технике безопасности и правилах эксплуатации изделия. Перед запуском фрезы должны находиться над поверхностью грунта, а их погружение в почву должно быть медленным и плавным.

Какие фрезы лучше для мотоблока?

Каждый вид фрез имеет свои недостатки и плюсы. При выборе фрез для мотоблока следует учитывать его мощность, а также условия эксплуатации.

Например, саблевидная почвофреза очень прочная благодаря своей конструкции и материалу, из которого она изготовлена. Этот вид фрез имеет целостные ножи, а изготовлены они из высокоуглеродистой закаленной стали. Она имеет универсальную функциональность, поскольку может работать в любых условиях и на разных грунтах. Также ножи данной фрезы легче ремонтировать – достаточно просто установить и закрепить новый режущий элемент.

Фреза типа гусиные лапки также подходит для обработки тяжелых грунтов и для культивации, но участки с дерном или кореньями будут для нее трудно преодолимыми. На них оборудование будет забиваться и плохо работать. Также, ввиду особенностей ее конструкции, она чаще подвержена поломкам, а ремонт обычно производится с помощью сварочных работ, что более долго и невыгодно.

Как видим, каждый из комплектов фрез не лишен достоинств. При выборе опирайтесь на технические характеристики вашего агрегата и на особенности предстоящих работ.

Нужно ли точить фрезы на мотоблок?

На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Все зависит от индивидуальных особенностей мотоблока, почвы и условий пользования. Например, для обработки тяжелых грунтов мощным мотоблоком с усиленными фрезами заточка необязательна. Ощутимого эффекта от данной процедуры Вы не увидите, лишь потратите силы и время.

Для обработки участка более легким мотоблоком с небольшими фрезами заточка является неплохим вариантом для улучшения качества труда. Но и здесь есть минусы. Во-первых, заточки хватает лишь на несколько часов, затем процедуру необходимо будет повторить, а это процесс длительный и трудоемкий. Во-вторых, заточенные ножи способствуют дроблению корней сорняков, а это в свое очередь может лишь ускорить их размножение.

Если Вы все же решитесь произвести заточку фрезы – снимите ее с мотоблока, очистите от земли. Предельно аккуратно наждачной бумагой подточите каждый режущий элемент, чтобы не повредить их.

Фреза для мотоблока: разновидности, применение и обслуживание

Имея достаточно желания, времени и прямые руки, можно легко создать фрезу для мотоблока. Активная фреза для мотоблока своими руками может быть изготовлена своими руками. Фреза мотоблока крепится на прицепное устройство, как и любое другое навесное оборудование, вроде бороны.

Предназначение оборудования

Используя мотоблок с активной фрезой, вы можете производить обработку почвы разных типов. Фреза, в данном случае влияет на такие факторы:

  • итоговое качество вспаханной земли;
  • насколько удобно управлять мотоблоком;
  • насколько эффективно работает силовой блок;
  • насколько надежна трансмиссия.

Как изготовленные на заводах, так и сделанные самостоятельно фрезы – это рабочий орган мотоблока, когда требуется что-то вспахать. Весьма распространены ножи, получившие название «гусиные лапки». Их можно ставить, чтобы разрыхлять почву, создавать определенную структуру для конкретного слоя земли. Ими же можно уничтожать сорняки прямо в ходе обработки пахотной почвы, главное – не забывать затачивать.

Следует помнить о том, что материал, послуживший основой для ножей, устанавливаемых на мотоблок, напрямую влияет на то, насколько хорошей и глубокой будет обработка почвы. Если вы не знаете, как сделать хорошую фрезу или как установить созданную вами фрезу на мотоблок – читайте далее.

Принято считать, что навесные фрезы для мотоблоков, создаваемые при помощи ковки с самозаточкой – лучше остальных. Вы можете создать подобную фрезу сами, воспользовавшись штампованными листами из стали как основой. У подобных фрез будет присутствовать режущая кромка, которую понадобится точить.

Распространенные разновидности


Чаще всего из подобных листов создаются фрезы гусиные лапки для мотоблоков. Но есть и другой тип, он называется «активная» или «саблевидная» фреза. Их считают наиболее подходящими для большинства работ с землей, их эффективная работа подтверждена многолетними исследованиями в области сельского хозяйства. Для того чтобы сделать фрезу для мотоблока понадобится углеродистая сталь высокого качества, обладающая повышенным коэффициентом прочности.

Активные ножи обладают разборной конструкцией, что отличает их от иных разновидностей фрез. Эта особенность традиционно позволит собрать и установить активные фрезы в самые рекордные сроки: в течение нескольких минут.

Высокоуглеродистая сталь, из которой делаются такие активные ножи, не может быть сварена каким-либо образом. Чтобы повысить характеристику механической прочности изделий такого типа, во время их создания применяется термозакалка, также они обрабатываются высокочастотным электрическим током.

Фреза, прозванная «гусиными лапками», применяется в тех случаях, когда требуется пахать каменистую и неровную почву. Существует усредненное значение допустимой скорости работы с фрезами и культиватором – от двух до пяти километров в час, в противном случае никто не сможет гарантировать долгой службы фрез.
Помните, что если на участке, который вы собрались обрабатывать углеродистой стальной фрезой, присутствует глинистая почва, то нож регулярно необходимо осматривать на предмет дефектов.

Особенности сборки

Сборка фрезы для мотоблока требует заранее подготовить соответствующие чертежи устройства, поскольку если вы соберете фрезу неправильно, то при работе мотокультиватор начнет отклоняться от выбранной линии направления. В итоге обработка земли будет значительно затруднена. Лопасти фрезы нужно вставлять в специально созданные для этого гнезда и закреплять в них, используя болты.

Особенно много внимания нужно уделить процессу размещения режущей грани лепестка. Устанавливаемый элемент нужно расположить по ходу движения, чтобы острый конец мог беспрепятственно проникать в почву и оставлять после себя хороший след. Правильно установленный режущий элемент поможет вам избежать типичных ошибок, какие обычно преследуют новичков, использующих роторный мотоблок у себя на участке.

Дополнительную секцию ножей следует закреплять на основной секции, применяя для этого штифты. Также в конструкции тяжелого мотоблока должен участвовать металлический диск, который нужно соединить с каркасом при помощи предназначенных для этого болтов.

То, сколько лопастей у вашего мотоблока будет, следует определить заранее и выбрать их количество с умом. А значит – с оглядкой на мощность мотора мотоблока. Собрать фрезы на мотоблок можно, применив не одну ось, а несколько. Собирая четырёхлепестковую фрезу, помните о последовательном расположении ножей слева и справа.

Собственноручное изготовление

Чтобы самостоятельно создать фрезу для мотоблока, нужно будет взять:

  • трубку диаметром 42 миллиметра из металла, о котором уже говорилось выше;
  • аппарат для сварки;
  • болгарку, то есть шлифмашинку угловой разновидности;
  • еще потребуется схема, которой вы будете пользоваться, собирая фрезу.

Если вы хотите создать мотоблок с фрезой, то можете использовать в качестве основы бывшую пластину от автомобильной рессоры. Когда будете изготавливать лопасть, подгоните ее по размеру и согните под тем углом, который вам нужен. При помощи сварочного аппарата приварите все режущие части к трубке. Заточка фрез мотоблока происходит, когда вы собираете всё вместе. Когда конструкция собрана, следует состыковать с узлом сцепки мотоблока, а отрегулировать – уже во время пробного запуска.

Активная фреза для мотоблока своими руками

Неожиданный потому, что в Украине об активных роторах и не слышали, а обратили мы внимание на них во время нашей поездки в Италию на Международную с.-х. выставку. Подчёркиваем: здесь речь идёт об активных роторах, а не пассивных, которые широко используются в почвообрабатывающих машинах.

Тест-драйв проведен Техническим центром «Садово-огородная техника».

Неожиданный потому, что в Украине об активных роторах и не слышали, а обратили мы внимание на них во время нашей поездки в Италию на Международную с.-х. выставку. Подчёркиваем: здесь речь идёт об активных роторах, а не пассивных, которые широко используются в почвообрабатывающих машинах (более подробно о пассивных роторах можете почитать в конце этой статьи).
Итальянцы нам сказали, что их используют также для высокой травы и, интенсивно жестикулируя, пытались нам объяснить каким образом. Язык жестов для нас оказался недостаточно понятным, однако мы поняли одно: в этом что-то есть. Поэтому, по возвращении в Украину, решили проверить роторы в деле.
Как правило, роторы устанавливают на мотоблоках с коробками передач, что позволяет эффективнее использовать их возможности. Поэтому пробовали мы роторы с итальянскими мотоблоками RL-328 компании Meccanica Benassi и ГЕПАРД-4 (модель BL-120) компании Benassi, которые имеют 4-скоростную (3+1) коробку передач.

Читайте также  Пневмоход из мотоблока своими руками

Фото 1. Вот они – активные роторы со спиралевидными ножами. Роторы устанавливаются на рабочие валы редуктора мотоблока вместо фрезы.

Особенность активных роторов – это бочкообразная форма и винтовые планки, которые выполнены в виде ножей, расположенных не к поверхности почвы, как мы привыкли это видеть у обычных роторов, а плашмя. У итальянских фермеров активные роторы – обязательный атрибут набора рабочих органов мотоблока.
Перед тем, как заехать в траву, мы попробовали роторы на чистом от сорняков и растительности участке поля. Включили 1-ю передачу и потихоньку тронулись. мотоблок начал перекатываться по полю на роторах. Здесь мы увидели привычную нашему глазу картину: планки роторов шлёпали по поверхности почвы и разбивали крупные комки почвы на более мелкие. Добавляли газ – мотоблок перекатывался быстрее, эффективность роторов повышалась. Однако мы увидели и свойственный роторам недостаток: если на пути встречался бугорок или канавка, роторы через них перекатывались и не выравнивали рельеф поля. То есть, и бугорок, и канавка оставались. Вот почему роторы всегда применяют в сочетании с другими рабочими органами – шлейф-балками, рыхлящими лапами, боронами и др., которые предварительно разрыхляют почву, а уж потом роторы её выравнивают.

Фото 2. Но мы знали, что роторы активные. Поэтому установили сзади сошник (шпору), который используют для работы с фрезой, добавили газ и увидели совершенно другую картину.

Благодаря сошнику, который притормаживал мотоблок, линейная скорость ножей роторов стала выше поступательной скорости мотоблока. Роторы уже не просто перекатывались по полю, они начали рыхлить верхний слой почвы, измельчая до мелкокомковатого состояния. Если на пути попадались листья, стебли или другие растительные остатки, роторы мульчировали их вместе с землёй. И самое главное: роторы срезали бугорки и засыпали канавки. То есть роторы выполняли выравнивание поверхности почвы! Таким образом, активные роторы фактически выполняли функции и ротора, и шлейф-балки, и рыхлящей лапы. Вот в чём прелесть активных роторов. Один рабочий орган, а каков эффект!

Фото 3. Перед вспашкой или безотвальной обработкой почвы необходимо сделать лущение. Активные роторы заменят лущильник и подготовят поле в лучшем виде.

Фото 4. Фрезы с этой задачей не справятся. Через несколько метров прохода они так наматывают на себя траву, что ножи в ней прячутся и не достают до поверхности почвы. В этом уже убедился не один владелец мотоблока.

Фото 5. Такая же картина и на правой фрезе.

Фото 6. А вот активные роторы совершенно не забиваются.

Фото 7. Активным роторам под силу травы и сорняки любой высоты.

Фото 8. Мотоблок ГЕПАРД-4 с активными роторами пройдет в таких зарослях «не задумавшись».

Фото 9. Активные роторы можно эффективно использовать для мульчирования почвы растительными остатками и при заделке сидератов (зелёных удобрений).

Фото 10. На запущенных огородах роторы – незаменимая вещь. Включаем 1 или 2 передачу у ГЕПАРДа-4, отпускаем сцепление и роторы тут же начинают рубить сорняки и измельчать их. Придавливаем роторы к земле. Для этого вдавливаем сошник поглубже в землю. Роторы входят в верхний слой почвы и активно перемешивают почву с сорняками. Результат получается такой, которого дисковый лущильник даже за два-три прохода не добьется!

Фото 11. Степень мульчирования можно регулировать оборотами роторов, переходя на повышенную передачу.

Фото 12. Если участок сильно запущенный, обработку его роторами следует проводить дважды, во взаимно перпендикулярных направлениях. После этого участок следует разровнять. Для этого на 2 или 3 передаче быстро пробегаем по неровностям и разглаживаем их.

Фото 13. На этом участке после уборки картофеля была посеяна сидеральная культура – горчица. 31 октября участок был обработан роторами и тут же вспахан. Вот так выглядит участок: слева подготовленная под вспашку почва с изрубленными сидератами, справа – запаханные сидераты.
Более подробно этот процесс вы можете посмотреть в фильме, который вам покажут в торговом зале Технического центра «Садово-огородная техника».

Итак, подводим итоги. Активные роторы – совершенно необычный рабочий орган, который благодаря своему «активному поведению» выполняет одновременно функции нескольких пассивных рабочих органов, а именно:

  • шлейф-балки, выравнивающей поверхность поля;
  • культиваторных лап, рыхлящих верхний слой почвы;
  • кольчато-рубчатых катков, дробящих комки почвы на более мелкие;
  • дисков лущильника, подрезающих и измельчающих стерню и другую растительность;
  • фрез, перемешивающих растительные остатки с верхним слоем почвы.

Добавим ещё, что в отличие от фрез, которые могут мульчировать почву с небольшим количеством растительных остатков, роторы спокойно «переваривают» траву любой высоты и в любом количестве. Мы убедились в этом после того, как прокатились по высокой траве роторами и фрезой. Фреза запуталась в траве уже через 20 метров, а роторам всё было нипочём. Эту особенность роторов широко применяют в Западной Европе для заделки сидератов (зелёных удобрений растительного происхождения, легко усвояемых почвой). Перед запахиванием в почву сидераты следует срезать и измельчить. Вот тут и вступают в действие активные роторы. Как оказалось, они идеально подходят для выполнения этой задачи.
Таким образом, активные роторы открывают нам новые возможности использования мотоблока и новые агротехнологии.

Для информации: Проезжая зимой дорогами Западной Европы мы неоднократно обращали внимание на обилие полей, засеянных сидератами. В то же время поля в Украине в этом плане намного беднее, хотя в научной с.-х. литературе говорится об огромной пользе агроприёмов с использованием сидератных культур. И если наши огородники и фермеры предпочитают иметь дело с навозом и минеральными удобрениями, западные фермеры, на наш взгляд, поступают более рационально.

На заметку домашним умельцам: Делать роторы вручную – себе дороже, так как дисбаланс роторов разобьёт редуктор мотоблока. Здесь нужна специальная оснастка. А это выгодно только в том случае, если делать не поштучно, а партиями. Лично мы пробовали изготавливать такие роторы. Ничего из этой затеи сначала у нас не получалось. Сложная геометрическая форма ножей требовала дорогой оснастки, что сразу поднимало цену украинских роторов до итальянских. Пришлось хорошо поломать голову над оснасткой: чтобы была качественной, не сложной и не дорогой. В результате, с 2011 года нам удалось таки наладить производство качественных роторов для мотокультиваторов. В перспективе – изготовление роторов для мотоблоков.

Фото 14. Не ошибитесь! В последнее время в Украине начали делать роторы к мотоблокам (см.фото). Внешне они очень похожи на итальянские активные роторы, но назначение у них все же другое. Их и называют по-другому – ротационными боронами.
На украинском сайте http://www.rosta.ua/ru/rb-18.html грамотно и кратко изложено их назначение: «При движении мотоблока с секциями ротационной бороны режущие пластины совместно с поперечными дисками измельчают почвенные комки и выравнивают поверхность почвы».
Украинские бороны хорошо разобьют комки почвы, выровняют поверхность огорода, но для заделки сидератов и очистки огорода от сорняков они не предназначены. Поскольку у них другая геометрия планок и другие размеры. А в высокой траве они будут наматывать на себя растительность, о чём нам уже сообщают владельцы таких борон.

Фото 15. Эту конструкцию ротора прислал нам один из читателей нашего сайта. Читатель сообщает, что он работает с такими роторами и у него все получается. Мы приветствуем любую инициативу и искренне рады, что он доволен, но согласитесь: этот ротор всё-таки отличается от роторов, показанных на фото 1 и 2. Если бы по эффективности они были одинаковы, итальянцы не преминули бы упростить конструкцию и тем самым существенно снизить её себестоимость.

Для информации: Фактически украинские роторы для мотоблоков – это давно известные цилиндрические катки, которые вместо гладкой цилиндрической поверхности имеют прутья или планки. Как рабочий орган они входят в состав многих почвообрабатывающих машин для мелкокомковатой разделки почвы и широко применяются в сельском хозяйстве (здесь речь идёт о большой, тракторной технике). Например, роторы имеют знакомые нам ещё с советских времён борона БП-8 и культиватор УСМК-5,4, а в последние годы немецкий культиватор LEMKEN, австрийские груббер VOGEJ&NOOT и комбинированный агрегат SEPAK-profi.

Фото 16. Большое распространение в Украине получили немецкий агрегат ЕВРОПАК и австрийский СЕПАК-профи (на фото). ЕВРОПАК уже копируют, правда, не совсем удачно, 5 украинских заводов. Эти машины предназначены для поверхностной обработки почвы. Ширина захвата их – 6 м, агрегатируются трактором мощностью порядка 200…250 л.с. и прекрасно готовят верхний слой почвы (5-7 см) под посев. Их задача обеспечить мелкокомковатую (5-15 мм) почву, в которой семена дадут наиболее дружные всходы. И не последнюю роль здесь играют роторы. Эти машины делают сразу несколько операций:

  1. сглаживание шлейфом поверхности почвы;
  2. разравнивание роторами поверхности поля;
  3. рыхление лапами верхнего посевного слоя почвы;
  4. измельчение роторами почвы до мелкокомковатого состояния;
  5. выравнивание поверхности почвы пружинными боронками.

Фото 17. ЕВРОГРУББЕР (Австрия) – типичный представитель культиваторов для глубокого рыхления – также имеет пассивные роторы.

Фото 18. Культиватор с пассивным ротором в работе (лущение стерни). Активные роторы выполнят эту же работу без рыхлящих лап.

Мотоблок ГЕПАРД-4 (модель BL-120) активными роторами подготавливает сидераты к запашке. Включена 1-я передача.

Мотоблок ГЕПАРД-4 (модель BL-120) активными роторами подготавливает сидераты к запашке. Включена 2-я передача. Активность роторов увеличена.

На 3-ей передаче мотоблок ГЕПАРД-4 (модель BL-120) активными роторами мульчирует сидераты с почвой, что позволит эффективно запахать сидераты.

Если вам достался такой запущенный участок, тут уж без активных роторов не обойтись.