Мотоблок для дачи как выбрать?
Как выбрать мотоблок
Запись дневника создана пользователем CaimanTeh, 31.03.16
Просмотров: 13.470
Поднятый в прошлом постинге вопрос определения термина “мотоблок” является очень важным при ответе на вопрос “Как выбрать мотоблок”.
Если Вы пойдёте на поводу у снобов, считающих что настоящий мотоблок начинается только после определённого количества лошадей в двигателе, или килограмм массы, или скоростей в коробке, то велик шанс того, что через какое-то время окажется что вам не нужна насоветованная махина. У того кто убедил Вас в идее “всё что легче . кг это не мотоблок вовсе” может быть тяжёлая почва на участке, большой участок и большой гараж. И вообще, ну так сложилось, ну нужно ему было купить аппарат БОЛЬШОГО размера. Ну бывает так в жизни.
И тогда Вы скажите этому советчику что Вам бы и меньше хватило. Вон ваш сосед и косит, и возит, и снег убирает на машинке поменьше. А ему будет всё равно, для него главное самоутвердиться через размер техники.
У меня и у самого с размерами всё в порядке, поэтому я могу рассуждать спокойно и объективно.
Итак, Вы определились, что хотите подключать активное навесное оборудование, а значит Вам нужен аппарат классифицируемые как “мотоблок”.
Сейчас я буду рассказывать Вам о том, что не всегда “чем больше – тем лучше”.
Как выбрать мощность двигателя мотоблока
Конечно же, когда Вы выбираете мотоблок, его нужно брать так что бы мощность была с запасом. Если не хотите быстро убить двигатель, то работать нужно на “номинальной” мощности, а не на “максимальной”.
Однако, нужно помнить, что с увеличением мощности, неизбежно увеличивается и рабочий объём цилиндра. А чем больше объём цилиндра, тем сложнее запускать двигатель. Ведь делать это придётся своими руками.
Кто будет дёргать за стартер?
Хватит ли ему сил и здоровья?
Несомненно, мы все любим двигатели Subaru за их качество и надёжность. Они классные, они уверенно заводятся с первого рывка, но что бы его завести, нужно дёрнуть за шнур стартера. Хорошо так дёрнуть. Уверенно.
И вот перед Вами выбор: 404 кубика у мотоблока Caiman 340 или 169 кубиков у мотоблока Caiman VARIO 60S. Вы точно будете часто использовать всю мощность 404 кубиков? Потому что проворачивать поршень такого размера Вы будете каждый раз.
Как выбрать вес мотоблока
Конечно же, Вам скажут что чем мотоблок тяжелее, тем уверенней он идёт. Лучше сцепление с почвой, меньше пробуксовок. Уверенней врубается в сугроб. Может тянуть плуг большего размера.
Однако, у меня вопросы:
- у Вас есть где хранить большой мотоблока?
- Вы будете хранить мотоблок рядом с местом работы или привозить его на машине?
- Вы будете работать в чистом поле или в огороде где есть грядки и тропинки?
- у Вас хватит сил провести тяжёлый мотоблок на транспортировочном колесе по всем кочкам?
Если обрабатывается плотно освоенный участок, то не везде можно пробежаться на фрезах – там грязку зацепил, тут плитку на дорожке покоцал, и во-о-о-н тянется полоса взрытого газонного покрытия.
Таким образом, большой вес, как и большая мощность, могут быть нужны не всегда, но если они есть – наслаждаться плюсами и минусами придётся постоянно.
К счастью, вес можно добавить. Если Вы решили пахать тяжёлую почву большим плугом, то на колёса устанавливаются утяжелители, на нос – противовес, сзади на сцепку – плуг. И вот уже, вместо 60-70 килограмм, у Вас мотоблок суммарным весом больше центнера.
Конечно же, утяжелители и противовес нужно будет устанавливать и вообще они денег стоят. Но сегодня Вам нужен центнер которые ездит на колёсах, а завтра – 70 кило с фрезами и лавирование по дорожкам на переднем колёсике.
Кстати, это одна из причин, по которым люди берут себе не мотоблоки, а мотокультиваторы. Как правило, мотокультиваторы легче и меньше по размерам. И если ни снег убирать не надо, ни траву косить, то компактный мотокультиватор и в багажнике универсала возить можно, и по дорожкам перегонять, без риска повредить грядки или плитку.
Ещё про вес и правильность терминологии
Извините, но я снова про передний противовес, ошибочно считаемый “утяжелителем”.
Разница в терминах порождает проблему в использовании. Если у мотоблоков с ВОМ плуг цепляется на вал отбора мощности и уравновешивается двигателем, то у мотоблоков со шкивом может понадобиться дополнительно уравновешивать плуг.
Может не понадобиться, потому что модели мотоблоков Caiman Vario и Caiman Quatro Max имеют центр тяжести вынесенный вперёд, и двигатель может уравновесить небольшой плуг или окучник. Но если плуг большой, то без переднего противовеса не обойтись.
Нужно это по очень простой причине – при вспашке в конце борозды нужно вынуть плуг из земли и развернуть мотоблок. Для этого нужно руками потянуть за рукоятки и держать плуг на весу всё время совершения разворота. И выбор простой: удерживать весь вес плуга своими руками или же компенсировать часть веса передним противовесом.
На видео видно часть это процесса – что бы перевернуть оборотный плуг я поднимаю его и удерживаю на весу руками.
Вот на этом видео – разворот того же комплекта. И снова, плуг держится руками на весу.
Важным последствием того, что груз спереди является противовесом, а не утяжелителем, является осознание возможности НАСТРОЙКИ ПЕРЕДНЕГО ПРОТИВОВЕСА. Двигая груз вперёд-назад, можно изменять плечо рычага и, тем самым, компенсируя больший или меньший вес оборудования на сцепке.
Я слышал рассуждения о том, что передний “утяжелитель” не используют из-за боязни повредить раму или корпус цепного редуктора. Это разумно, но не для всех производителей. Если боитесь, что рама или редактор мотоблока не выдержат передний противовес или тяжёлый оборотный плуг, то берите Caiman. Там и рама и редукутор крепкие. Им не только передний противовес ничего не повредит, но и если на него ж. й сесть – выдержит. Бак можете помять, решётку оторвать и задницу обжечь. И вообще, это против техники безопасности. Но рама и редуктор выдержат, они у нас крепкие.
Навесное оборудование для мотоблоков
Переходим к самому интересному – типу подключения активного навесного оборудования. На первый взгляд может показаться, что где-то есть граница между истинными мотоблоками с “тракторной коробкой” и “перекультиваторами” с ремнями. И что всё что до этой границы имеет слабый двигатель, а вот всё что после – мощный. Такой вывод был бы ошибкой. В мире существует много разных мотоблоков с различными свойствами. Даже на российском рынке есть модели в ВОМ на которые установлен двигатель с меньшей кубатурой чем у Caiman Quatro Max или Caiman Vario 70S.
Поэтому, от разницы в мощности перейдём к реальной разнице. А разница существенная.
Вот так выглядит вал отбора мощности (ВОМ) у мотоблока Caiman 330
В нём нет проскальзывания – его фрезы будут продолжать молотить даже на самых тяжёлых почвах, а шнек снегоуборщика не спасует перед плотным сугробом.
Если Вы установите на этот мотоблок быстросъёмный адаптер, то снятие и установка активного навесного оборудования будет занимать считанные секунды.
Это очень удобный, надёжный и эффективный тип подключения активного навесного оборудования, но как всегда есть “но”.
Этот узел требует, что бы на навесном оборудовании был соответствующий ему вал. Должны совпадать размеры и количество шлицев. Этот узел более металлоёмкий и требует более дорогих и износостойких материалов, чем простой шкив на который накидывают ремень. ( А теперь представьте, что Вы решили своими руками сделать навесной снегоуборщик, или косилку. Где Вы возьмёте ответную часть ВОМ? )
В силу этих и других моментов, навесное оборудование для мотоблоков с ВОМ является более дорогим чем навесное оборудование для мотоблоков с дополнительным шкивом.
Самая большая разница в навесных снегоотбрасывателях для мотоблока – снегоотбрасыватели одного и того же размера различаются по цене в полтора-два раза. Те которые с ВОМ – дороже. Да, они круче, но сильно дороже.
Косилка типа “Терминатор” для мотоблоков с ВОМ на треть дороже косилки для мотоблоков со шкивом. Косилка “Заря” – дороже на 20%-25%. А вот они по функционалу друг от друга не отличаются.
Вот навесные щётки для мотоблоков, да – стоят примерно одинаково, в силу особенностей их конструкции.
Уверены ли Вы, что переплата за большую надёжность и эффективность себя оправдает?
Ширина колеи
По хорошему, тут должен бы был быть рассказ о том, что мотоблоки с ВОМ как правило с низким расположением двигателя, и не опрокидываются даже при больших наклонах вбок. А вот мотоблоки со шкивом, имеют высоко расположенный двигатель и если колёса посажены близко, то при вспашке мотоблок можно уронить на бок. Но тогда бы мне пришлось рассказывать о том что мотоблоки Caiman этой болезни не подвержены, у них двигатель находится ниже чем у конкурентов, редуктор уже и т.д. и т.п. Так что завалить их на бок можно лишь при очень большом желании, в отличии от.
Но геометрия и боковая устойчивость это вообще тема для отдельной большой беседы. Я же остановлюсь на вопросе о том какие есть средства для изменения ширины колеи у мотоблока. Это универсальные способы и работают они как для мотоблоков с ВОМ, так и для мотоблоков со шкивом и даже для мотокультиваторов.
Эти методы годятся как для симметричной расстановки обоих колёс в стороны, так и для несимметричной схемы. Это может пригодиться и для устойчивости в колее, и для установки необходимой ширины междурядий при вспашке или окучивании.
1) Дополнительные полуоси (удлинители полуосей мотоблока)
Тут всё просто: из редуктора мотоблока выходит ось, на которую надевается полуось со ступицей. И точно так же как наращивается блок фрез, можно нарастить полуоси колёс – просто добавив ещё одну трубку.
В случае если мотоблок не имеет встроенных дифференциалов, можно использовать удлинители с полудифференциальными ступицами. (На фото выше как раз они и есть.)
2) Перемещение колеса вдоль полуоси
При этом способе изменения ширины колеи, полуоси имеют несколько отверстий по длине, а колесо насажено на полуоси так что свободно по ним ходит вправо-влево. Закрепляя колесо шпильками на разных отверстиях в полуосях можно добиться разной ширины колеи.
3) Несимметричные диски или переставляемые ступицы
Если центральная часть пневмоколеса или металлического грунтозацепа расположена не точно посередине обода, то меняя колёса местами можно изменять ширину колеи на несколько сантиметров. У этого способа есть хитрый вариант.
На колёсах мотоблока Caiman 340 есть два набора ушек, расположенных на разной глубине. К каждому набору ушек, ступица может быть привинчена в двух разных положениях. Итого, просто перепривинчивая ступицу к ушкам на ободе колеса, можно получить 4 разных длины для каждого колеса.
Я влюблён в эти колёса и мечтаю как нибудь снять видео о том насколько можно изменить ширину колеи таким образом.
Количество скоростей мотоблока
Закрываю свой рассказ вопросом про количество скоростей. Слушайте, но это же точно так же как у автомобилей. У одного 4, у другого 5, у третьего 6. И у всех эти скорости разные. А есть ещё другие у которых тоже вроде бы 4, 5 или 6, но в коробке другие передаточные числа. То есть, вроде бы и тут 5 и там 5, но это разные 5 скоростей. И кто-то всегда будет недоволен. Там третья слишком быстрая, тут 5 слишком медленная.
Вон у Caiman 330 – 3 скорости вперёд и 2 назад, а у мотоблока Caiman Quatro Max – 2 вперёд и 1 одна назад в редукторе + заводской ременный ходоуменьшитель. Выходит, у Caiman Quatro Max – 4 скорости вперёд и 2 назад, а это больше чем у Caiman 330.
Вот такая вот странная арифметика выходит, если зацикливаться на количестве скоростей, не учитывая множество других факторов
Внимательный читатель заметит, что в качестве примеров мотоблоков выбраны мотоблоки одного и того же бренда – Caiman. Это сделано намеренно, что бы не возникло подозрений о том, что я отговариваю покупать тяжёлые мотоблоки с ВОМ и всех заманиваю брать Caiman Vario. Не заманиваю.
Мне главное что бы потребители были счастливы. И не важно будут они счастливы с мотоблоком Caiman или же выберут Pubert или MasterYard.
Выбирайте тот мотоблок который нужен именно Вам.
Будьте с ним счастливы
Успехов в сельхозработах.
Как выбрать мотоблок
Имея дачу хочется разбить небольшой огород, чтобы получать свежие овощи и фрукты на свой стол. Некоторым это может настолько понравиться, что они начинают увеличивать площадь обрабатываемой земли, в связи с чем растет и объем работ на ней. На большом приусадебном участке не обойтись без мотоблока. С его помощью можно разработать целину, посадить зерно и семена, обработать почву и собрать урожай. Чтобы правильно выбрать эту садовую технику, необходимо понимать соответствие возможностей и массы оборудования виду почвы, выращиваемой культуре и обрабатываемой площади. Статья как раз поможет стать мини экспертом в этой области.
Лучшие производители мотоблоков – какую фирму выбрать
Чтобы быстро купить качественный мотоблок, рекомендуем обратиться к списку проверенных производителей:
- Champion;
- Daewoo;
- Elitech;
- Hater;
- Patriot.
Но выполняемые ими задачи могут настолько разниться, что стоит прочитать рейтинг лучших мотоблоков от этих фирм, чтобы увидеть их предназначение и особенности. Если же хочется разобраться во всем самому и подобрать каждый параметр отдельно, то материал ниже как раз для этого.
Принцип работы и устройство мотоблока
Мотоблок представляет собой компактную садовую технику, которую можно сравнить с мини трактором. Он имеет два колеса, и иногда комплектуется третьим, для устойчивости. Часто его используют для обработки больших площадей, где человеческих усилий недостаточно или это затратно по времени.
Садово-огородный агрегат способен:
1. Распахивать целину;
2. Перемалывать глыбы грунта;
4. Окучивать ростки;
5. Копать и сажать корнеплоды;
6. Подготавливать землю под сеяние.
В другое время эта техника применяется для стрижки газонов, уборки снега, перемалывании мусора, в виде тягача на небольшом прицепе.
Принцип работы заключается в передаче крутящего момента от двигателя к шасси. Дополнительно возможен запуск вращающихся механизмов на присоединяемой насадке. Управление осуществляется рукоятками, на которых имеются рычаги газа, сцепления и переключения скоростей.
В состав мотоблока входят:
2. Шасси (два или три);
3. Двигатель (бензиновый или дизельный);
4. Топливный бак;
5. КПП или редуктор;
6. Узел передачи крутящего момента;
8. Навеска для подсоединения приспособлений;
9. Рычаги управления.
Виды мотоблоков
Легкие мотоблоки
Сегмент представлен устройствами массой до 80 кг. Часто это бензиновые модели, которые хорошо подходят для ухода за участком размерами 15 соток и мягким грунтом. Их удобно транспортировать на дачу в машине.
Достоинства:
- достаточный выбор моделей по глубине культивирования;
- ширина обработки составляет от 60 до 90 см;
- наличие задней передачи;
- компактные размеры;
- тихая работа двигателя;
- невысокая вибрация.
Недостатки:
- повышенный расход топлива;
- ременное сцепление быстрее изнашивается;
- не пригодны на больших площадях.
Средние мотоблоки
Модели массой 80-100 кг укомплектовываются как бензиновыми, так и дизельными моторами. Рассчитаны на посев зерновых в полях, пашку больших участков (30-100 соток) и перевоз урожая в прицепе.
Достоинства:
- приемлемая стоимость;
- двигатели в диапазоне 5-7 л.с.;
- цепные редукторы легко чинить;
- большое количество передач;
- вместительные топливные баки;
- сочетание с разнообразными насадками.
Недостатки:
- громкая работа;
- буксует на целине.
Тяжелые мотоблоки
Устройства от 100 кг, предназначенные для работы на твердом грунте (глина, камни) или разработке целины. Активно используются для транспортировки урожая и других грузов в прицепе. Выпускаются только дизельные версии. Часто применяются в коммерческом использовании (работа по найму, выращивание культур в особо крупных объемах).
Достоинства:
- подходит для разработки целины;
- легко транспортирует тяжелые грузы;
- некоторые модели имеют прикрепленное сиденье;
- объемный топливный бак;
- скорость передвижения до 18 км/ч;
- мощный дизельный мотор;
- заводится от электростартера.
Недостатки:
- громкая работа;
- дорогой ремонт;
- высокая стоимость.
Параметры выбора мотоблока
Мощность
Этот параметр варьирует от 3 до 9 л.с. Он напрямую влияет на производительность агрегата и его пригодность для сложных условий.
1. Чтобы обрабатывать небольшой участок 10-20 соток около дома, достаточно малолитражной модели на 3-4 л.с.
2. На просторном поле в 1 Га потребуется производительный мотоблок в 5-6 л.с.
3. Если грунт очень твердый, а площадь огромная, то стоит покупать только мощные аппараты на 7-9 л.с. Эту же величину выбирают при продолжительной работе по времени (коммерческое использование, вспашка огородов по найму на протяжении сезона весна-осень).
Возможность передачи крутящего момента навесному оборудованию
Этой функцией обладают не все мотоблоки, и ее наличие удорожает стоимость конструкции. Суть заключается не только в передвижении аппарата по грунту с волочением прицепного плуга или иной насадки, но и в отдельном вале или шкиве, который передает крутящий момент на вращающиеся насадки навесного оборудования.
1. Это окажется практичным при мелком перемалывании грунта (плуг поднимает глыбы, а соседние диски их измельчают), использовании мотоблока для скоса травы (к валу подсоединяется косилка с ножами), применении техники для чистки снега зимой (при взаимодействии с круглой насадкой и лопастями или щетками), для перемалывания огородного мусора и удобрения почвы (стебли растений, корни).
2. Если же планируется лишь пахать, бороновать, окучивать и выкапывать, то в передаче крутящего момента на подвесное оборудование нет необходимости. Не пригодится это и в случае использования мотоблока с прицепом для перевозки урожая с поля в дом.
Емкость бака
В зависимости от модели существуют аппараты вместимостью 3-8 литров. Примерный расход топлива у этой садовой техники составляет 1 литр в час.
1. Модель с небольшим баком позволит трудиться на протяжении трех часов. Если это небольшой участок рядом с домом, то топлива хватит с лихвой.
2. Для работы в поле трех часов может не хватить, что потребует возить с собой дополнительную канистру с бензином. Это не очень удобно, ведь размер самого поля может достигать более гектара, и если агрегат заглохнет на другом конце, то поход за канистрой отнимет много времени. Здесь покупают модели с баком на 6-8 литров.
Сцепление и редуктор
Чтобы передавать крутящий момент от двигателя к колесам, требуется сцепление и коробка передач или редуктор, понижающий обороты до требуемых значений. Сцепление в мотоблоках бывает дисковым или ременным. Редукторы существуют цепные и шестеренчатые.
1. Устройства с ременным сцеплением подойдут для вспашки обычного чернозема без примесей глины. Можно отметить, что обслуживание и ремонт ремней и цепей обходится очень дешево, но такие узлы могут давать пробуксовку на твердом грунте и быстрее изнашиваются.
2. Модели с дисковым сцеплением и шестеренчатым редуктором служат более долго и позволяют плавно трогаться с места. Это применимо для коммерческого использования мотоблока (вспашка разнородных участков почвы по найму) и перевозки грузов в прицепе.
Глубина вспашки
Разные мотоблоки способны поднимать грунт с глубины от 25 до 35 см.
1. Если толщина плодородного слоя небольшая (20 см), то выворачивая на поверхность глину, можно ухудшить состояние почвы и снизить урожай. Еще это связано с выращиваемой культурой. Для пшеницы достаточно неглубокой посадки в 10-15 см. Поэтому в вышеописанных ситуациях, значения 25 см будет достаточно.
2. Если же чернозем имеет толстый слой и в него сажается картофель, то можно покупать мотоблок с глубиной вспашки 30-35 см. Это позволит насытить землю кислородом, удалить лишнюю влагу и разместить клубни на достаточном уровне, чтобы они питались водой от корневой системы и были защищены от солнца.
Тип двигателя
1. Бензиновые модели отличаются меньшим шумом и вибрациями. Они хорошо и быстро работают, но имеют повышенный расход топлива. Их целесообразно покупать для ухода за небольшим участком рядом с домом, и для легкой ухоженной почвы.
2. Дизельные агрегаты очень выносливы и отличаются хорошей тягой на низких оборотах. Расход солярки гораздо экономичнее бензиновых устройств. Но это вызывает повышенный уровень шума и вибраций. Такие модели подходят для работы в поле на просторных огородах.
Ширина вспашки
Величина, обозначающая максимальный захват по ширине при проходе аппаратом за один раз.
1. Показатели 60-70 см удобны для небольшого огорода на даче или узких полос (вдоль забора, между другими культурами).
2. Модели с шириной вспашки 80-130 см удобны для больших полей и коммерческого использования.
Скорости
Существует несколько вариантов обустройства мотоблока скоростями:
1. Две передние и одна задняя;
2. Две в обе стороны;
3. Четыре передних и две задних.
Наличие большого числа скоростей пригодится при разнородной почве (местами мягкая, местами очень твердая). Еще это важно для уборки снега, перевозки грузов в прицепе. Задняя трансмиссия нужна в узких участках, где нет возможности развернуться.
Масса
Агрегатывесом 60-80 кг подойдут для дачи с ухоженным участком, который каждый год перекапывался.
1. Чтобы разработать целину пригодится тяжелый аппарат в 90-110 кг, который хорошо проработает поверхность и вывернет глыбы. У
2. стройства в 120-140 кг можно применять преимущественно для перевозки прицепов и большого урожая или на очень твердых почвах, т. к. сам мотоблок будет ее утрамбовывать.
3. При частой транспортировке садовой техники с места на место при помощи другого вида транспорта желательно покупать легкие модели в 60-80 кг.
Электростартер
Позволяет быстро запустить вращение мотора находясь у рычагов управления и сразу приступить к работе. Удобная функция, если требуется делать частые остановки и перерывы в работе (узкие полосы обрабатываемой земли, переход с участка на участок).
Какой мотоблок выбрать
1. Для дачи с небольшим участком около 15 соток пригодится аппарат на бензине, массой 60-70 кг, шириной вспашки 60 см и глубиной 25 см. Подойдет ременная передача. Мощность 3-4 л.с.
2. Для твердого грунта, где преобладает глинистый слой, потребуется дизельная версия, мощностью 6 л.с., дисковым сцеплением и КПП на 2 передние и 1 заднюю скорости. Масса аппарата желательна от 80 кг.
3. Засевать большие по площади поля пшеницей удобно с мотоблоком на 5-6 л.с., бензиновым мотором, шириной вспашки 110 см и глубиной 25 см. Пригодится наличие четырех передних скоростей и бак объемом 6-8 литров. Масса техники желательна 70-80 кг.
4. Для коммерческого универсального использования (работа с землей, перевозка грузов) нужен дизельный агрегат на 8-9 л.с., массой от 100 кг, баком на 8 литров, дисковым сцеплением и четырьмя передними передачами. Ширина вспахивания 120 см, а глубина до 35 см.
Сколько стоит мотоблок
1. Для дачи и малой площади мотоблок обойдется в 19000-22000 руб.
2. Чтобы справляться с твердым грунтом потребуется заплатить 58000 руб.
3. Посев зерновых на поле нуждается в устройстве за 30000-40000 руб.
4. Универсальная техника с широкими возможностями для коммерческой деятельности
Какой мотоблок лучше выбрать? Изучаем фирмы и характеристики
Три десятилетия назад вопрос, вынесенный в заголовок статьи, просто не существовал. Мотоблоки в те годы промышленность серийно не выпускала.
Колхозы не нуждались в средствах малой механизации и обрабатывали землю мощной колесно-гусеничной техникой.
Редкие умельцы приспосабливали стартерные двигатели тракторов на самодельные шасси, чем вызывали удивление и зависть у немеханизированных дачников.
Сегодня настал «золотой век» мотоблоков. Эти универсальные машины активно используются на крестьянских подворьях и в небольших фермерских хозяйствах, заменяя два-три вида обычной техники.
Тот, кто видел в работе мотоблок, наверняка высоко оценил его возможности и не прочь приобрести такого «конька-горбунка» для своего участка.
Перед покупкой подобного механизма нужно понять, что даст вам применение мотоблока, поскольку его нередко путают с мотокультиватором. По сравнению с ним мотоблок может выполнить намного больше рабочих операций.
Кроме культивации и окучивания, им можно пахать землю, использовать для перевозки грузов, чистки снега и выкашивания травы. Уборка картофеля и полив огорода – еще две востребованные функции данного механизма, реализуемые при покупке дополнительного оборудования.
Конструктивно мотоблок отличается от культиватора тем, что тяговое усилие у него создают колеса. Мотокультиватор «тянет» по земле фреза, установленная на ведущий вал. Кроме этого, мотоблок отличается от культиваторной установки более мощным двигателем (от 4 л.с.), и солидным весом (от 70 кг).
Некоторые модели мотоблоков имеют сцепное устройство для буксировки прицепа и вал отбора мощности, который позволяет агрегатировать их с навесным оборудованием.
Разновидности мотоблоков
Классифицирующими признаками, влияющими на выбор мотоблока, являются их вес и мощность мотора.
Различают три разновидности этих агрегатов – легкие, средние и тяжелые. Первые две категории рассчитаны на бытовое применение. Вес таких машин находится в диапазоне от 50 до 100 килограмм, а мощность двигателя не превышает 8 л.с. Многие из них оснащаются редуктором с двумя передними и одной задней скоростью.
Тяжелые мотоблоки предназначены для фермерского хозяйства. Они весят более 100 килограмм, имеют коробку передач и двигатель мощностью более 8 л.с. Такие машины можно дооснастить навесным оборудованием, существенно расширяющим их возможности.
Рассмотрим более детально процесс выбора мотоблока, исходя из условий его работы: типа почвы, площади обработки и количества функций.
Тип почвы
Отвечая на вопрос, как выбрать мотоблок, первым делом нужно обратить внимание на плотность почвы, которую вам предстоит обрабатывать. Чем тяжелее земля, тем более мощный и тяжелый механизм потребуется. Мотоблок массой до 70 кг без пробуксовки потянет окучник или плуг только по легкой земле. Для целины и тяжелых почв его вес должен начинаться с 95 кг.
Говоря о силовой установке мотоболока, следует отметить, что дизельный двигатель для обработки тяжелой земли лучше бензинового. У него более высокое тяговое усилие, большой моторесурс и низкий расход топлива. Недостатком такого мотора является затрудненный запуск при температуре воздуха ниже +2С.
Мотоблоки весом менее 150 кг при работе с окучником, плугом или картофелекопателем должны быть снабжены грунтозацепами – металлическими колесами.
Площадь обработки
Этот показатель влияет на мощность выбираемого механизма и ширину обработки им почвы за один проход. Если площадь участка не превышает 15 соток, достаточно купить средний мотоблок с двигателем от 3,5 до 4 л.с. и шириной обработки до 800 мм.
Если пахотный надел составляет от 15 до 40 соток, потребуется мотоблок с двигателем не менее 7 л.с. и шириной обработки земли 900 мм.
Для работы на участке большой площади (от 40 соток до 1 га) понадобится агрегат мощностью от 9 л.с. и шириной захвата до 1000 мм.
Глубина обработки
В соответствии с требованиями агротехники оптимальная глубина культивации почвы мотоблоком должна находиться в пределах от 20 до 30 см.
Дополнительные функции
Перечень дополнительного оборудования для оснащения мотоблоков довольно широк, но выбирать нужно только те устройства, которые чаще всего будут вам необходимы.
Без вала отбора мощности функции мотоблока сводятся лишь к культивации почвы и вспашке участка. К валу отбора мощности можно подключить роторную газонокосилку, снегоотбрасыватель, мотопомпу, картофелекопатель и другие навесные механизмы.
Если есть необходимость в использовании мотоблока для транспортировки грузов, нужно выбрать модель, оснащенную прицепным устройством и большими пневматическими колесами (диаметр не менее 45 см).
Для очистки участка от снега лучше купить агрегат с карбюраторным брендовым двигателем, поскольку он лучше заводится и устойчиво работает при низкой температуре. Для привода снегоотбрасывателя одинаково хорошо подходит не только вал отбора мощности, но и обычный шкив.
Возможность регулирования рукояток по высоте – полезная опция, повышающая удобство при работе. Для транспортировки груза обязательным условием является возможность разворачивать рукоятки мотоблока на 180 градусов.
Двигатель, редуктор и сцепление
Двигатель – наиболее дорогой и ответственный узел мотоблока. Поэтому экономить на нем – значит, каждый сезон заниматься ремонтом вместо продуктивной работы.
Наиболее качественные и экономичные моторы для данных агрегатов выпускают компании Гринфилд (GreenField), Субару (Subaru), Хонда (Honda), Форза (Forza) и BRIGGS & STRATTON. Неплохо зарекомендовали себя китайские силовые агрегаты Lifan, выпускаемые по лицензии Honda.
Практически все производители мотоблоков сегодня комплектуют свои машины двигателями перечисленных фирм. Поэтому нет смысла покупать «чистую» Хонду, которая обойдется в несколько раз дороже агрегата, на котором стоит хондовский мотор.
Относительно количества тактов двигателя можно уверенно заявить, что четырехтактные моторы предпочтительнее двухтактных, как с точки зрения экономичности, так и по уровню надежности.
Сцепление мотоблока может иметь многодисковую либо однодисковую конструкцию, а также реализовано в виде ременной передачи. Первые два типа сцепления более надежные, поэтому используются для установки на тяжелых машинах.
Редуктор мотоблока имеет большое значения для его безаварийной работы, поэтому на него нужно обязательно обратить внимание при выборе. На дешевые агрегаты ставят неразборные редукторы, которые в случае поломки приходится полностью менять.
Разборный обслуживаемый редуктор в этом отношении выгоднее, особенно если он изготовлен из литого чугуна, а не из алюминия.
Лучшими конструктивными вариантами редукторов являются шестеренчатые и шестеренчато-цепные. Червячный редуктор сильно нагревается при работе с полной нагрузкой. Это приводит к необходимости останавливать мотоблок через каждые 20-30 минут.
Производители и ориентировочные цены
Получив представление о технических параметрах и возможностях данных агрегатов, намного легче ответить на вопрос какой мотоблок лучше купить. В этом случае нам остается только сравнить цены в выбранном классе этих машин.
В категории легких и средних бензиновых мотоблоков практически на равных конкурирует техника отечественных и зарубежных фирм.
Среди легких мотоблоков сегодня пользуется спросом российский бренд Салют. Пользователи этой техники в своих отзывах пишут, что самый лучший мотоблок данной компании тот, на котором стоит 4-х тактный японский бензиновый мотор мощностью 5 л.с., шестеренчатый редуктор и клиноременное сцепление. Его цена составляет от 31 тыс. руб.
Его конкурент – мотоблок Нева МБ 3С (вес 70 кг) оснащен двигателем Subaru мощностью 5,7 л.с. При стоимости в 34 тыс. руб. данный агрегат оптимален для работы на приусадебных и фермерских участках.
Стоимость средних мотоблоков французского бренда Кайман (Caiman) начинается с 46 тыс.рублей. Такую сумму вам придется заплатить за 6-сильный агрегат с двигателем Robin-Subaru. Он оснащен 2 передними и одной задней передачей. Максимальная глубина обработки почвы у него составляет 32 см при ширине захвата до 90 см.
Отечественные средние мотоблоки Нева, Каскад с такими же рабочими характеристиками и надежными американскими моторами Briqqs&Stratton обойдутся в более скромную сумму – от 34 до 39 тыс. руб. Ценник на китайский бензиновый Кентавр (7 л.с.), способный вспахать почву до глубины 30 см при ширине прохода в 100 см не превышает 26 тыс. руб.
В категории тяжелых дизельных мотоблоков по соотношению цена-качество уверенным середнячком является техника Скаут. Мотоблоки с почвофрезой от этого производителя мощностью 8 л. с. (такие как 81 D) можно приобрести от 59 тыс. руб, более мощные модели (101 DE, 15 DE) обойдутся уже около 80-85 тыс. рублей.
Также следует обратить внимание на бренд МТЗ Беларус и китайский Зубр. Эти машины оснащаются дизельными двигателями Honda и Briqqs&Stratton мощностью 9-10 л.с., имеют дисковое сцепление и шестеренчатый редуктор.
Четыре передние и две задние скорости позволяют не только качественно пахать тяжелую землю, но и перевозить грузы на прицепной тележке. Цена таких мотоблоков стартует с отметки в 70 тыс. руб.
В отзывах о тяжелых мотоблоках Зубр можно найти нарекания на невысокое качество изготовления, необходимость подтяжки соединений перед началом эксплуатации и шумность в работе. Этот агрегат уступает бренду МТЗ, но при этом намного дешевле белорусского аналога (цена агрегата мощностью 12 л.с. находится в пределах 42-46 тыс. руб.)
Топовые мотоблоки для дачи – выбор экспертов
Для повышения качества обработки земельного участка и сокращения ручного труда аграриями используются мотоблоки. На профильном рынке представлены агрегаты с разными техническими особенностями.
Чтобы выбор был осознанным, рекомендовано ознакомиться с перечнем возможностей техники, подобрать лучший вариант для себя.
Особенности техники
Мотоблоки – малогабаритный транспортный агрегат для выполнения аграрных работ. По сути, это мини-трактора пешеходного типа. Предназначены для широкого спектра операций на земельном участке – вспашки, окучивания, уборки снега, скашивания травы и сорняков, транспортировки небольших грузов. Обычно техника имеет рулевые штанги, с помощью которых пользователь удерживает и направляет агрегат.
В зависимости от веса и мощности агрегаты разделяют на:
Легкие
Вес прибора не превышает 80 кг, комплектуются окучниками и фрезами. Не предназначены для больших нагрузок, при работе с тяжелыми почвами перегреваются. Подходят для небольшого хозяйства, где требуется техника, сильнее культиваторов. Их преимущества – бюджетная цена, мобильность, более простое обслуживание. Минусы – ограниченные возможности.
Среднние
Укомплектовываются съемными колесами фрезами, плугом, полуприцепом, косилкой. Сюда входят дизельные агрегаты с воздушным охлаждением или мощные бензиновые модели. Подходят для обработки территорий от 15-20 соток. Отличительные особенности – может функционировать как транспортное средство и дополняться большим количеством навесного оборудования. Минус – не используется для многочасовых и сложных работ.
Тяжелые
Вес – до 200 кг. Укомплектовываются широким комплектом насадок и приспособлений, имеют несъемные колеса. Глубоко и быстро вспахивают жесткую целину. Высокая мощность дает возможность длительно эксплуатировать технику на любых типах почв. Предназначены для обработки территорий от 50 соток. Отличительная черта – высокий моторесурс, перевозка тяжелых грузов, выполнение многочасовых и сложных задач. Минусы – высокая цена, большой вес и габариты, сложность в управлении.
Самыми популярными производителями мотоблоков выступают CHAMPION и PATRIOT. Их агрегаты демонстрируют хорошие эксплуатационные характеристики. Согласно отзывам пользователей лучшие модели – Daewoo, Weima, RedVerg, Carver. Самые продаваемые бренды – Huter, Нева.
На что обратить внимание при выборе лучшего мотоблока
Тип двигателя
Различают два типа двигателя, которые устанавливаются на мотоблоки:
- Бензиновые – более бесшумные, менее выносливее, чем дизельные, стоят дешевле. Как правил, устанавливаются на агрегаты легкого и среднего класса.
- Дизельные – техника с более высоким КПД, проходимостью и мощностью, меньшим расходом топлива. Недостаток – высокая стоимость.
Мощность
Диапазон мощности для легких агрегатов составляет 1-4 л/с, для средних 3-6 л/с, для тяжелых 5-11 л/с. Более мощные моторы на мотоблоках используются редко.
Тип запуска
Ручной тип запуска осуществляется путем вытягивания троса. Он достаточно сложный и требует больших физических затрат. Аппараты с электростартером мгновенно запускают мотор – стоит только повернуть ключ зажигания в замке. Такой тип запуска предпочтительнее.
Коробка передач
У легких мотоблоков трансмиссия простая – одна передача вперед и одна назад. Такие машины с тележкой способны передвигаться со скоростью 2-3 км/ч. При наличии 3-4 скоростей повышается маневренность и скорость вспашки. Такие машины могут передвигаться со скоростью 10 км/ч.
Ширина и глубина обработки
На рынке присутствуют машины с шириной захвата до 1.3 м. Для обработки габаритных площадей это оптимальный вариант. Для вспашки узких междурядий подойдут агрегаты с регулируемыми фрезами.
Система безопасности. Работа с мотоблоками сопряжена с повышенными рисками получения травм. Поэтому при выборе учитывается ряд показателей, повышающий безопасность:
- автономное выключение трансмиссии;
- мощная подвеска штанг управления, которая защищает пользователя от вибраций мотора;
- защитные кожухи над фрезами.
Производительность. Показатели производительности техники играют не последнюю роль при выборе:
- для участка до 20 соток – мощность 3.5-5.5 л.с. и ширина захвата 60 см;
- до 40 соток – 4 – 9 л.с. и 80 см;
- до 1 гектара – 8-10 л.с. с захватом от 90 см.
Дополнительные функции
Добавочные опции сделают агрегат удобным в эксплуатации и повысят его стоимость. Пользователю может пригодиться следующий дополнительный функционал:
- Наличие освещения – галогеновая фара улучшает видимость в темное время суток.
- Пневмоколеса – повышают проходимость мотоблока, особенно при транспортировке урожая.
- Регулировка руля – настройка высоты ручек и рулевой колонки повышает удобство во время работы. Обратить внимание стоит на модели с возможностью смещения руля в сторону.
- Блокировка дифференциала. Блокировка одного колеса при втором работающем повышает маневренность агрегата. С помощью нее машина легко делает круг на одном месте.
ТОП товаров
Лучшие бензиновые мотоблоки легкого класса
1. МобилК МКМ-3 ПРЕМИУМ MBK0018456 В
МобилК МКМ-3 ПРЕМИУМ MBK0018456 В
Агрегат легкого класса оснащен механической трансмиссией и бензиновым двигателем. Для удобства пользователя в модели предусмотрена регулировка руля в 2-х плоскостях. С помощью заднего хода повышается маневренность мотоблока. Редуктор располагается в алюминиевом корпусе, что продлевает срок службы агрегата. Подходит для обработки территорий площадью более 20 соток.
- вес – 69 кг;
- число скоростей – 2 вперед/1 назад;
- мощность мотора – 7 л.с.;
- скорость – до 8 км/ч вперед/3 км/ч назад;
- резервуар для топлива – 3.6 л;
- ширина/глубина обработки – 103 см/34 см.
Плюсы
- мощный мотор;
- ширина культивации;
- наличие пневмоколес;
- реверс;
- отсутствие скачков и вибрации во время работы.
Минусы
- существенных недочетов не выявлено.
Гайд: какой мотоблок или культиватор лучше выбрать? Самые популярные модели
Содержание:
- 1. Главные вопросы
- 2. Виды оборудования
- 2.1. Культиваторы
- 2.2. Мотоблоки
- 3. Типы питания
- 3.1. Электрический сетевой
- 3.2. Аккумуляторный
- 3.3. Бензиновый
- 3.4. Дизельный
- 4. Характеристики и особенности культиваторов
- 4.1. Класс
- 4.2. Мощность
- 4.3. Ширина вспашки
- 4.4. Глубина обработки
- 4.5. Количество скоростей
- 5. Что пригодится в работе
- 5.1. Для работы двигателя
- 5.2. Для вспашки земли
- 5.3. Для увеличения ширины обработки
- 5.4. Для увеличения веса
Дачные и сельскохозяйственные работы требуют подготовки почвы. Это самый ответственный и, пожалуй, самый трудоемкий этап работ. Для будущего обильного урожая необходимо хорошо взрыхлить почву. Все чаще садоводы отказываются от ручных орудий труда и используют специальную технику – культиваторы и мотоблоки. С их помощью можно рыхлить, окучивать, пропалывать почву, вносить удобрения и выполнять ряд других садово-огородных работ. Это дает возможность снизить физические нагрузки и заметно ускорить процесс. Вам не придется тратить много времени на сравнение моделей техники, углубляться в принцип работы оборудования и характеристики. Наша статья поможет подобрать готовые решения под конкретные задачи.
Главные вопросы
Какая почва на вашем участке?
Если предстоит возделывать целину или участок, который годами не возделывался, необходимо мощное, массивное оборудование. Только оно способно заглубить в землю оснастку и перепахать тяжелый грунт. Когда за почвой ухаживают и ее легко обрабатывать, можно выбрать компактную, легкую модель небольшой мощности. С такой техникой справится даже пожилой человек, и пахота не будет его утруждать.
На какой удаленности от дома предстоит работать?
Если оборудование будет использоваться на приусадебной территории, где есть подключение к электросети, можно приобрести электрический культиватор. Когда работать нужно в поле, единственным решением будет бензиновый агрегат.
Какой по величине участок нужно обрабатывать?
Для работы на приусадебной территории в 4 – 6 соток можно воспользоваться мобильной техникой с небольшой шириной обработки. С ней легко маневрировать, обрабатывать грядки и клумбы, обходить препятствия в виде деревьев и различных элементов ландшафта. Для вспашки поля требуется оборудование с большой шириной обработки, чтобы за один проход захватывать широкую полосу и, следовательно, быстрее справляться с работой.
Виды оборудования
Культиваторы
В ассортименте культиваторов есть модели, имеющие:
Мотоблоки
В ассортименте мотоблоков есть модели, имеющие:
Типы питания
Электрический сетевой
Аккумуляторный
Бензиновый
Наиболее распространенный вид техники для возделывания почвы. В большом ассортименте представлены и культиваторы, и мотоблоки. Главным образом их используют для обработки больших по площади территорий, на которых технику с электроприводом применить невозможно. Для такого оборудования требуется топливо, запасом которого ограничивается время непрерывной работы. Как и любой двигатель внутреннего сгорания, мотор требует замены свечей, масла и других расходных материалов. От регулярного ТО зависит эффективность работы. Как правило, бензиновая техника мощнее электрической и способна работать с тяжелыми почвами, разбивать комья грунта. Однако и управлять ею тяжелее из-за внушительных габаритов.
Дизельный
Для тех, кто планирует интенсивно использовать технику, можно посоветовать дизельные мотоблоки. Солярка обойдется дешевле бензина, да и дизельные моторы считаются более выносливыми. В этом сегменте оборудования представлены, как правило, мощные, тяжелые модели, которые предназначены для возделывания целины и тяжелых, глинистых почв.