Кран манипулятор что это такое?

Краны-манипуляторы: основные характеристики моделей и классификация

Какими бывают краны манипуляторы, и как выбрать наиболее подходящую под ваши задачи модель? Чтобы Ваш выбор был верным, в этой статье мы вкратце расскажем об основных технических особенностях, на которые стоит обратить внимание, а также о подходах к их классификации.

  1. Терминология
  2. Технические характеристики КМУ
  3. Классификация
  4. Грузоподъемность и грузовой момент
  5. Стреловое оборудование
  6. Шасси

Терминология

Кран-манипулятор – это машина для подъема груза, состоящая из краноманипуляторной установки (КМУ), установленной на ходовом устройстве или стационарно.

В свою очередь краноманипуляторной установкой называется подъемное устройство, которое включает стреловое рабочее оборудование, грузозахватные органы (обычно крюковая подвеска), систему управления и опорную раму. Чаще всего к рабочему органу гидравлического привода не имеют.

Гидроманипулятор напротив представляет грузоподъемный механизм, работающий с гидравлическими орудиями (грейферами, захватами и др.). Как правило, данный термин используют, когда говорят о лесовозах, металловозах, мусоровозах и другой специализированной технике, где рабочее оборудование используется для перевалки материалов.

Конструктивно у стрелы гидроманипулятора первая секция длинная, а вторая короткая, с телескопической частью. Это не позволяет размещать их в транспортном положении в сложенном виде за кабиной. Обычно при транспортировке они устанавливаются на специальной опоре повернутыми вперед или назад, вдоль направления движения.

Существуют также модели обратной Z-образной конструкции, в которой верхняя стрела расположена сверху, а грузозахват оказывается наверху. Это позволяет компактно разместить гидроманипулятор в сложенном виде за кабиной, но малый грузовой момент ограничивает их применение.
В различных источниках авторы строгой терминологии не придерживаются, и хотя с технической точки зрения это не всегда корректно, понятия краноманипуляторной установки и гидроманипулятора зачастую отождествляются.

Технические характеристики КМУ

Основные характеристики, определяющие возможности применения и цену кранов-манипуляторов:

  • максимальный и минимальный вылет стрелы;
  • грузоподъемность при максимальном и минимальном вылете;
  • грузовой момент стрелы, также определяемый при максимальном и минимальном значении вылета стрелы крана;
  • высота подъема и опускания груза;
  • минимальный радиус поворота крановой установки;
  • исполнение подвески.

Также важным моментом является особенности конструкции стрелы:

  • форма поперечного сечения. Она может иметь четыре, пять, шесть или восемь граней – чем их больше, тем прочнее;
  • тип системы телескопического выдвижения: секции могут выдвигаться как последовательно, так и произвольно.

Для кранов-манипуляторов на базе грузового автомобиля, важными характеристиками будут грузоподъемность борта, длина и ширина погрузочной площадки (т.е. максимальные габариты перевозимого груза), используемые аутригеры (опоры), от которых зависят грузоподъемность крана и безопасность работы.

Рис. 1. Грузовысотная диаграмма гидроманипулятора ЛВ 220 – 01

При выборе манипулятора рекомендуется обращать внимание на грузовысотную диаграмму (рис. 1). Она отображает все возможности краноманипуляторной установки и позволяет оценить её по совокупности указанных выше параметров.

Классификация

Теперь рассмотрим, как классифицируются краны-манипуляторы. В основе классификации, как правило, лежат:

  • грузоподъемность или грузовой момент;
  • тип используемого стрелового оборудования;
  • тип базы для монтажа.

Грузоподъемность и грузовой момент

По грузоподъемности манипуляторы можно условно разделить на три класса:

  • до одной тонны (так называемые краны-микроманипуляторы);
  • от одной до десяти тонн (средние);
  • свыше десяти тонн (тяжелые).

Но масса поднимаемого груза является несколько субъективной характеристикой для классификации, так как не показывает зависимость от вылета стрелы.

Поэтому правильнее говорить о грузовом моменте (произведении грузоподъемности на вылет). Измеряется в тоннах на метр (тм) или килоньютонах на метр (кНм). Устоявшейся классификации по этому параметру нет, поэтому можно обратиться к опыту компаний-разработчиков. Так австрийская компания Palfinger подразделяет свою продукцию по следующим критериям:

  • до 3,9 тм – легкие КМУ;
  • от 4 до 29,9 тм – средние;
  • от 30 до 150 тм – тяжелые

В то же время шведская компании Hiab классифицирует модели так: до 10 тм – легкие краны, от 10 до 22 тм – средние, краны свыше 22 тм относятся к тяжелым.

Если взглянуть на варианты классификации предлагаемой продукции других производителей, мы также не увидим единства мнений. Таким образом, грузоподъемность (грузовой момент), будучи важной технической характеристикой крана, не является однозначным классификационным признаком.

Стреловое оборудование

По типу подвески может быть в шарнирном исполнении (жесткая подвеска) или канатном (гибкая). При гибкой подвеске захват происходит при помощи грузового крюка, размещенного на конце канатной лебедки. У жесткой подвески грузозахватный орган шарнирно закреплен на оголовке стрелы.

По типу складывания рабочее оборудование манипуляторов может быть разделено на две категории: Z-образное и L-образное. Названия обусловлены внешним сходством манипуляторов, сложенных в транспортном положении, с соответствующими латинскими буквами.

Z-образная конструкция (рис. 2) свойственна моделям европейских производителей. Иногда ее называют шарнирно-сочлененной или «коленчатой». Позволяет манипулятору складывается в несколько колен. На грузовом автомобиле такая КМУ может быть смонтирована позади водительской кабины или на заднем свесе кузова. В транспортном положении конструкция оказывается поперек рамы автомобиля.

Рис.2 КМУ SQ16ZK4Q с Z-образной стрелой

Преимуществом Z -образной конструкции является компактность. В транспортном положении кран позволяет полностью использовать рабочий объем кузова. За счет нескольких колен стрелы такие КМУ позволяют доставлять грузы в труднодоступные места – через препятствия, на этажи строящихся зданий.

К некоторым недостаткам можно отнести возможность возникновения опасной перегрузки передней оси автомобиля (при монтаже позади кабины грузовика) и сложность погрузочно-разгрузочных работ непосредственно вблизи от колонны крана, потому как для складывания/раскладывания нужно определенное пространство вокруг КМУ.

Кран-манипулятор шарнирно-сочлененной конструкции позволяет решать множество других задач, благодаря возможности использования разнообразного навесного оборудования. Z-образный манипулятор особенно эффективен при работе с крупногабаритными грузами, а также при решении специальных задач. Но не стоит забывать, что для Z-образного манипулятора требуется мощное и дорогостоящее шасси.

L-образный тип (рис. 3) устанавливается на японские краны-манипуляторы, южнокорейские и североамериканские. КМУ имеет прямую телескопическую стрелу, подвеска крюка тросовая. В случае монтажа на грузовик основная часть крановой установки в сложенном состоянии располагается над водительской кабиной или кузовом (вдоль рамы). Для L-образного манипулятора важное значение имеют характеристики установленной на нем лебедки (троса).

Рис. 3. КМУ-125 СФ с L-образной стрелой

К преимуществам L-образной конструкции можно отнести следующие особенности:

  • масса КМУ частично перераспределяется на заднюю ось автомобиля, при этом передняя не перегружается;
  • производительность работ по перемещению грузов при больших вылетах стрелы (до 6-8 м) выше, чем у Z-образных конструкций;
  • тросовая подвеска крюка позволяет плавно опускать/поднимать груз строго по прямой, что повышает точность работ.

Недостатки L-образной конструкции:

  • ограничения по размещению в кузове автомобиля высоких грузов или погрузке сыпучих материалов «с горкой» (когда крановое оборудование размещается над кузовом);
  • невозможность работы через препятствие.

L-образные манипуляторы автокраны целесообразнее использовать при работе с тяжелыми небольшими по размерам грузами.

Шасси

Вид шасси для определяется сферой применения крана-манипулятора и решаемыми задачами. По виду используемого ходового устройства манипуляторы разделяются на:

  • автомобильные манипуляторы;
  • пневмоколесные;
  • гусеничные;
  • на специальном шасси автомобильного типа;
  • короткобазовые;
  • на шасси колесного или гусеничного трактора;
  • рельсовые – на опорной платформе, перемещаемой по рельсам на колесах;
  • железнодорожные – на ж/д платформах;
  • переставные;
  • прицепные, в т.ч. на санном шасси;
  • самоустанавливающиеся;
  • устанавливаемые стационарно на фундаменте (например, на технологических площадках);
  • устанавливаемые на плавучих платформах, катерах и т.п.

Приведенная информация поможет Вам сориентироваться на рынке и сделать правильный выбор, если Вы решили купить КМУ или уже готовый кран-манипулятор.

Читайте также  Самодельный кран для снятия двигателя

Манипулятор (кран-манипулятор): обзор

Кран-манипулятор (манипулятор) – грузоподъемная машина, состоящая из смонтированной на транспортном средстве краноманипуляторной установки (КМУ). В свою очередь, КМУ – грузоподъемный механизм в виде шарнирно-сочлененной стрелы (манипулятора) с гидравлическим приводом на поворотной колонне. Краны-манипуляторы находят применение в строительстве, лесном хозяйстве, ЖКХ и других сферах.

История кран-манипуляторов

Первый в мире кран-манипулятор построила шведская компания HIAB в 1944 году, уже в 1950-х – 1960-х годах КМУ и оборудованную ими технику стали выпускать многие европейские заводы. Первый в СССР кран-манипулятор изготовил в 1955 году Львовский завод автопогрузчиков, оснастив автомобиль ГАЗ-51 КМУ «Гидрокран-4010» грузоподъемностью 500 кг и со стрелой 3,6 м.

Общее устройство и виды манипуляторов

Кран-манипулятор состоит из двух частей:

Краноманипуляторная установка (КМУ);

КМУ может монтироваться на различные машины:

Колесное шасси серийных автомобилей – бортовые, самосвалы, лесовозы, тягачи и другие;

Тракторы колесные и гусеничные;

Специализированное пневмоколесное шасси;

Шасси специальных машин – геологоразведочных, мусоровозов и ломовозов, и др.;

Прицепная техника – прицепы и полуприцепы бортовые, лесовозные и т.д.

Машины на базе автомобильных шасси получили общее наименование краны-манипуляторы автомобильные (КМА).

КМУ -самостоятельный агрегат универсального назначения. В его основе лежит опорная балка или станина, в центре которой на опорно-поворотном устройстве (ОПУ) монтируется вертикальная колонна. По бокам станины установлены выдвижные опоры (аутригеры). На колонне монтируется стрела, состоящая из одной или нескольких колен. На конце стрелы монтируется грузозахватный орган – крюковая тросовая подвеска, грейфер, траверса с захватами для подъема крупногабаритных грузов и т.д. Вместо грузозахватных органов (или параллельно с ними) на КМУ может монтироваться буровое оборудование, ковш, гидромолот и т.д. Управление КМУ – гидравлическое (посредством гидроцилиндров), основой гидросистемы является насос с приводом от трансмиссии шасси. Органы управления (пост управления) располагаются на колонне, здесь же может оборудоваться место оператора с сиденьем.

КМУ делятся на две группы:

Полноповоротные – колонна поворачивается на 360 градусов или более;

Установки комплектуются стрелами следующих типов:

Одноколенная – телескопического типа с различным числом секций;

Двухколенная – одно колено неизменной длины, второе телескопическое;

Трехколенное – два или все три колена неизменной длины, но чаще третье колено телескопическое.

Стрела КМУ в транспортном положении складывается для снижения габаритов, по способу складывания установки бывают:

L-тип (Г-тип) – прямые стрелы с телескопическим коленом, которое в транспортном положении устанавливается горизонтально;

Z и S-типа – шарнирно-сочлененные стрелы, колена складываются внахлест с колонной и друг другом, обеспечивая максимальную компактность.

КМУ монтируются в различных местах базового шасси: в грузовой платформе, на раме за кабиной, на заднем свесе рамы, а при большой грузоподъемности – на раме в центре тяжести шасси. Для обеспечения повышенной устойчивости шасси оснащается дополнительной парой аутригеров. Также на шасси может монтироваться вспомогательная лебедка и другое оборудование.

Основные характеристики кранов-манипуляторов


К основным параметрам манипуляторов (КМУ) относятся:

Длина и вылеты стрелы;

Грузоподъемность КМУ варьируется от сотен килограмм до 50 т и более, они могут развивать грузовой момент от 0,9 до 70 – 75 тм. Длина стрел колеблется от 5 – 7 до 25 – 30 м и более, максимальные высоты подъема и вылеты лежат в тех же пределах.

Производители кранов-манипуляторов

В России КМУ и манипуляторы на их основе производят Галичский автокрановый завод (ГАКЗ), ЗАО «Инман» (г. Ишинбай, входит в состав концерна PALFINGER), ООО «Велмаш-С» (г. Великие Луки, также входит в PALFINGER), Соломбальский машиностроительный завод (г. Архангельск), Ижевский крановый завод (КМУ марки Dintek) и другие. Из зарубежных производителей наиболее известны PALFINGER AG, Amco Veba S.p.A., C.P.S. Group S.p.A. (КМУ марки Copma), Effer Holding S.p.A., Furukawa Unic Co., FTG Cranes AB, (КМУ марки V-Kran), Hiab Cranes AB, Hojbjerg Maskinfabrik A/S, (КМУ марки HMF), PM Group S.p.A., Terex-Atlas GmbH, а также китайские XCMG и другие.

Интересные факты о кранах-манипуляторах

Кран-манипулятор. Что за «зверь»?

Существует масса схем транспортировки и разгрузки грузов. И у каждой есть свои недостатки: существенные и не очень

Существует масса схем подвозки и разгрузки грузов. И у каждой есть свои существенные недостатки, будь то обычное перемещение и подъём груза на строительных работах, транспортировка грузов средней и малой величины, эвакуация автомобилей или что-то другое. Всегда в таких случаях необходимо задействовать как минимум две единицы техники. Всегда нужен кран и грузовой автомобиль. А это, в свою очередь, ведет не только к дополнительным расходам, но и к неудобству в использовании. Не всегда можно найти площадку, на которой можно разместить рядом два автомобиля. Можно, конечно, нанять грузчиков, но это опять таки дополнительные расходы. Кроме того, далеко не всегда грузчики могут выполнить работу, которая под силу технике.

Выход прост – это кран манипулятор. В каком-то смысле его можно назвать панацеей от проблем при возникновении затруднений, описанных выше. Существует масса автомобилей подобного класса, как отечественного, так и зарубежного производства. Объединение грузового автомобиля с краном позволило более рационально использовать технику. Одновременная транспортировка и разгрузка позволила сэкономить время, количество занятых людей, количество техники… Налицо экономия затрат.

В городских условиях кран-манипулятор (неважно на каком шасси он установлен) поможет произвести погрузочно-разгрузочные работы в самых труднодоступных местах. Во дворах, переулках, на мостах и вблизи линий электропередач. Спектр применения манипуляторов огромен благодаря большому выбору навесного оборудования. Благодаря разработанному не так давно новому оборудованию стала возможна работа с такими материалами, как камень, металлолом, мусор, бревна, сыпучие материалы. Очень большой спектр применения таких кранов в складских помещениях.

Незаменимы такие краны и при эвакуации автомобилей. Особенно это важно в городских условиях, где обычному крану очень тяжело развернуться. За считанные минут кран-манипулятор способен поднять автомобиль, погрузить на платформу и перевезти в необходимое место. Если разобраться, то кран-манипулятор представляет собой грузовой автомобиль, на котором установлен грузоподъёмный механизм, который может поднимать груз весом от трех до восьми тонн. По своему типу краны отличаются механизмом подъёма груза и расположением его на платформе. Краны-манипуляторы применяются во многих областях промышленности. Это такие области как строительная, лесная, строительство ЛЭП, строительство газо- и нефтепроводов. Такая техника достаточно мобильна и маневренна, и это позволило применять её на службе МЧС для спасений жизней людей при разборе завалов. При проведении дорожно-ремонтных работ кран-манипулятор просто незаменим. Также его можно использовать при перевозке габаритных стройматериалов, бытовой техники и переезде на дорогую квартиру.

Список применения можно продолжать и продолжать. Одним словом, когда вам понадобится аренда манипулятора, сначала придется разобраться во всех тонкостях стоящей перед вами задачи. Для этого нужно, прежде всего, уяснить, что такое кран-манипулятор. Кран-манипулятор представляет собой грузовой автомобиль, на который установлен кран. Все просто. Используются подобные краны для перемещения на небольшую высоту. Они могут поднять и переместить груз на стройплощадку на земле или нижнем этаже.

При выборе автомобиля нужно учитывать не только его марку, но и габариты (от этого будет зависеть максимальная длина перевозимого груза), предельную нагрузку, которую может перевезти автомобиль (кран имеет максимальную предельную нагрузку). Также немаловажный фактор – вылет стрелы. От этого будет зависеть, на какое расстояние от автомобиля можно переместить груз. Когда вы будете арендовать манипулятор, не забудьте обсудить все эти вопросы с оператором.

Читайте также  Самодельный кран для поднятия грузов

К недостаткам кранов-манипуляторов можно, пожалуй, отнести только их сравнительно небольшую грузоподъёмность, однако это компенсируется компактностью и мобильностью. Два автомобиля в одном… Это значит, что вы сэкономите не только время, но и средства. Вам не нужно заказывать два автомобиля по отдельности и ждать и согласовывать одновременное прибытие транспорта. Вам не нужно искать большие площадки, на которых вы разместите автомобили. Экономьте не только деньги, но нервы. Там, где нужна оперативность, быстрота и согласованность действий, манипулятор незаменим. Например, для того, чтобы после урагана поднять и вывезти сломанные деревья.

Краны манипуляторы: виды, характеристики, назначение

КМУ — это специальное оборудование или гидроманипулятор, главная часть крана-манипулятора. Используется для поднятия и переноса грузов. Монтируется на ходовую технику или устанавливается стационарно. Гидроманипулятор представляет собой механизм, поднимающий грузы и работающий с помощью гидравлических инструментов.

Это определение относится к лесовозам, мусоровозам, металловозам, эвакуаторам и другим техническим средствам, в которых оборудование используется для перевалки материалов. Устройство крана-манипулятора сконструировано так, что оно состоит из двух частей. Первая длиннее второй, работает, как телескоп. Данные конструктивные особенности вызывают некоторые проблемы в плане транспортировки оборудования.

Мы узнали у специалистов компании НПО “Вектор”, производителя и поставщика спецтехники, какие бывают КМУ и в чем их особенности.

Используются эти технические средства на эвакуаторах, для транспортировки автомобилей, не способных передвигаться самостоятельно, для работы с другими грузами разного веса.

Основные параметры кранов-манипуляторов:

Конструктивные нюансы стрелы

Эта часть крана по форме напоминает параллельное сечение. Грузоподъемность – определяющий фактор при выборе долговечного оборудования.

Система выдвижения стрелы по принципу телескопа сделана в форме секций, которые смещаются или в произвольном, или в последовательном порядке. При выборе важно уделить внимание таким величинам, как ширина и длина площадки, а также используемым аутригерам. От этих технических средств зависит безопасность и то количество груза, которое способен поднять кран.

Виды кранов-манипуляторов

Какие бывают краны манипуляторы? На этот вопрос существует определенный ответ. Делятся по классам все виды КМУ на основе трех особенностей:

Затем следует более подробное разделение по каждому из перечисленных выше параметров. В плане грузоподъемности существует три вида:

КМУ: виды и характеристики

Сколько груза может поднять стрела крана? Этот параметр измеряется в тоннах на метр (ТМ). Чтобы узнать, какой у техники грузовой момент, нужно перемножить грузоподъемность и метраж вылета стрелы. Определенной таблицы со значениями грузоподъемности тех или иных видов крановых установок нет. По этой причине в основе стоят модели самых крупных производителей в данной области.

Так, чтобы классифицировать краны-манипуляторы, бренд Palfinger разделяет свою продукцию на следующие виды:

В свою очередь, компания Hiab классифицирует краны следующим образом:

Поэтому грузовой момент — это важное техническое качество, не имеющее единой системы расчетов. Компании создают свою личную систему распределения КМУ на виды.

Классификация кранов манипуляторов

Исходя из вида применяемой подвески, существуют краны-манипуляторы со стрелой на жесткой подвеске (шарнирное исполнение) и со стрелой на гибкой подвеске (канатное исполнение). В последнем случае груз захватывается с помощью грузового крюка, расположенного в конце лебедки. Если подвеска жесткая, то место дислокации крюка шарнирное, на оголовке стрелы.

Исходя из того, как складывается стрела, КМУ делят на три вида:

Когда стрелы сложены, они напоминают формой именно эти буквы латиницы. Телескопические выдвигаются друг из друга – стрела меньшего диаметра – из стрелы большего диаметра.

Виды авто-манипуляторов:

Виды КМУ на КАМАЗы

На грузовик Камаз можно установить любой вид крана-манипулятора. Одно условие — манипулятор не должен весить больше 15 % от веса Камаза. Хорошо себя зарекомендовали в рамках установки на КамАЗ модели кранов-манипуляторов производства Южной Кореи и Японии.

Виды манипуляторов-роботов:

Еще один вид параллельного манипулятора-робота — платформа Гью-Стюарта. Этот вид подразумевает использование октаэдральной компоновки стоек. С его помощью изготавливаются станки, активно применяется он в авиации, в подводных исследованиях, на летательных тренажерах, в телескопах, а также в ортопедии.

Виды КМУ по маркам:

Для каждого вида работ и для каждого автомобиля можно подобрать свой кран-манипулятор, который будет удовлетворять всем требованиям.

КМУ — это специальное оборудование или гидроманипулятор, главная часть крана-манипулятора. Используется для поднятия и переноса грузов. Монтируется на ходовую технику или устанавливается стационарно. Гидроманипулятор представляет собой механизм, поднимающий грузы и работающий с помощью гидравлических инструментов.

Это определение относится к лесовозам, мусоровозам, металловозам, эвакуаторам и другим техническим средствам, в которых оборудование используется для перевалки материалов. Устройство крана-манипулятора сконструировано так, что оно состоит из двух частей. Первая длиннее второй, работает, как телескоп. Данные конструктивные особенности вызывают некоторые проблемы в плане транспортировки оборудования.

Мы узнали у специалистов компании НПО “Вектор”, производителя и поставщика спецтехники, какие бывают КМУ и в чем их особенности.

Используются эти технические средства на эвакуаторах, для транспортировки автомобилей, не способных передвигаться самостоятельно, для работы с другими грузами разного веса.

Основные параметры кранов-манипуляторов:

  • макимальное и минимальное расстояние, на которое может выдвигаться стрела;
  • вес груза, который может поднять кран при макимально и минимально выдвинутой стреле;
  • параметр, определяющий, какой вес сможет поднять и переместить кран, при максимальном и минимальном вылете стрелы;
  • высота, на которую кран может поднять и опустить груз;
  • минимальный радиус монтажа крана.

Конструктивные нюансы стрелы

Эта часть крана по форме напоминает параллельное сечение. Грузоподъемность – определяющий фактор при выборе долговечного оборудования.

Система выдвижения стрелы по принципу телескопа сделана в форме секций, которые смещаются или в произвольном, или в последовательном порядке. При выборе важно уделить внимание таким величинам, как ширина и длина площадки, а также используемым аутригерам. От этих технических средств зависит безопасность и то количество груза, которое способен поднять кран.

Виды кранов-манипуляторов

Какие бывают краны манипуляторы? На этот вопрос существует определенный ответ. Делятся по классам все виды КМУ на основе трех особенностей:

  • разновидность стрелы, применяемой на определенном агрегате;
  • грузовой момент (или грузоподъемность установки);
  • вид опоры для установки.

Затем следует более подробное разделение по каждому из перечисленных выше параметров. В плане грузоподъемности существует три вида:

  • с грузоподъемностью до одной тонны (небольшие, используются на эвакуаторах);
  • с грузоподъемностью от одной до десяти тонн (средние);
  • с грузоподъемностью больше десяти тонн (тяжелые, часто используются на КамАЗах).

КМУ: виды и характеристики

Сколько груза может поднять стрела крана? Этот параметр измеряется в тоннах на метр (ТМ). Чтобы узнать, какой у техники грузовой момент, нужно перемножить грузоподъемность и метраж вылета стрелы. Определенной таблицы со значениями грузоподъемности тех или иных видов крановых установок нет. По этой причине в основе стоят модели самых крупных производителей в данной области.

Так, чтобы классифицировать краны-манипуляторы, бренд Palfinger разделяет свою продукцию на следующие виды:

  • легкие — до 4 ТМ;
  • средние — от 4 до 30 ТМ;
  • тяжелые — от 30 до 150 ТМ.

В свою очередь, компания Hiab классифицирует краны следующим образом:

  • легкие — до 10 ТМ;
  • средние — от 10 до 21 ТМ;
  • тяжелые — больше 21 ТМ.
Читайте также  Чем отличается кран балка от мостового крана?

Поэтому грузовой момент — это важное техническое качество, не имеющее единой системы расчетов. Компании создают свою личную систему распределения КМУ на виды

Классификация кранов манипуляторов

Исходя из вида применяемой подвески, существуют краны-манипуляторы со стрелой на жесткой подвеске (шарнирное исполнение) и со стрелой на гибкой подвеске (канатное исполнение). В последнем случае груз захватывается с помощью грузового крюка, расположенного в конце лебедки. Если подвеска жесткая, то место дислокации крюка шарнирное, на оголовке стрелы.

Исходя из того, как складывается стрела, КМУ делят на три вида:

  • Z-образное;
  • L-образное;
  • телескопические.

Когда стрелы сложены, они напоминают формой именно эти буквы латиницы. Телескопические выдвигаются друг из друга – стрела меньшего диаметра – из стрелы большего диаметра.

Виды авто-манипуляторов:

  • малотоннажные (легки в управлении и обслуживании, имеют небольшой вес, хорошую гибкость благодаря двум коленам и грузоподъемность до семи тонн, монтируются на грузовики небольшого размера, выдвижные опоры работают от гидропривода);
  • среднетоннажные (переносят грузы весом до 25 тонн, длина вылета стрелы — 20 метров, монтируются на большие грузовики);
  • крупнотоннажные (переносят грузы до 80 тонн, монтируются на сверхтяжелых грузовиках, на полуприцепах).

Виды КМУ на КАМАЗы

На грузовик Камаз можно установить любой вид крана-манипулятора. Одно условие — манипулятор не должен весить больше 15 % от веса Камаза. Хорошо себя зарекомендовали в рамках установки на КамАЗ модели кранов-манипуляторов производства Южной Кореи и Японии.

Виды манипуляторов-роботов:

  • используемые в горном деле. Представляет собой буровую каретку, перемещающую в призабойном пространстве;
  • используемые в металлургической промышленности для выполнения вспомогательных манипуляций во время обработки металлов давлением. Существуют ковочный и прокатный вид. Такой тип кранов, как подвесные, применяют в прокатных и кузнечных цехах;
  • используемые в ядерной технике для работы с радиоактивными веществами;
  • используемые в океанографических работах на большой глубине. Ими оборудуются гидростаты.

Еще один вид параллельного манипулятора-робота — платформа Гью-Стюарта. Этот вид подразумевает использование октаэдральной компоновки стоек. С его помощью изготавливаются станки, активно применяется он в авиации, в подводных исследованиях, на летательных тренажерах, в телескопах, а также в ортопедии.

Виды КМУ по маркам:

  • PALFINGER;
  • FERRARI;
  • XCMG;
  • HIAB;
  • PM;
  • FASSI;
  • EFFER;
  • Синегорец;
  • Epsilon Palfinger;
  • KANGLIM;
  • NANSEI;
  • TADANO;
  • KATO;
  • UNIC.

Для каждого вида работ и для каждого автомобиля можно подобрать свой кран-манипулятор, который будет удовлетворять всем требованиям.

Кран манипулятор что это такое?

Под автомобильным краном-манипулятором понимают грузовой автомобиль, на котором смонтирована краноманипуляторная установка (КМУ). Правильнее, конечно называть их автомобилями, оснащенными КМУ. Они относятся к категории спецтехники и могут быть специально сконструированными и собранными «с нуля» и переоснащенными – в этом случае на шасси стандартного грузового автомобиля устанавливают КМУ.

Что такое КМУ?

Под КМУ понимают подъемное устройство, включающее в себя стрелу, органы для захвата груза (обычно гак), опорную раму и систему управления. Одной из разновидностей КМУ являются гидроманипуляторы – у них органы захвата грузов имеют гидравлический привод, например грейферы, захваты и пр., т.е. там, где необходимо осуществлять перевалку материалов.

Конструкции КМУ

По типу складывания выделяют два вида КМУ – с Z и L образной стрелой.

Z-образная конструкция имеет шарнирно сочлененные детали, что позволяет складывать ее в несколько колен. Ее монтируют как в передней (за кабиной) части автомобиля, так и на заднем свесе кузова.

Фото автомобильного крана-манипулятора с Z- образной стрелой, размещенной в задней части кузова; стрела в транспортном положении

Фото автомобильного крана-манипулятора с Z- образной стрелой, размещенной в передней части кузова; стрела в рабочем положении

Такая компоновка КМУ характерна для европейских производителей. К достоинствам такой конструкции следует отнести компактность. В транспортном положении она не препятствует полному использованию объема кузова. Несколько выдвижных колен обеспечивают доставку грузов к труднодоступным местам, через препятствия, на этажи строящегося дома. Такой манипулятор особо эффективен при обслуживании крупногабаритных грузов.

При использовании автомобиля с КМУ, смонтированной позади кабины, следует учитывать возможность перегрузки передней оси грузовика. Для раскладывания/складывания стрелы вокруг КМУ необходимо некоторое пространство, что затрудняет работы в непосредственной близости от колонны крана.

L-образная конструкция характерна для азиатских и североамериканских производителей. КМУ состоит из прямой телескопической стрелы и оснащается крюковой подвеской. Монтируется позади кабины; в транспортном положении разворачивается и закрепляется вдоль продольной оси грузовика.

Фото автомобиля с L-образной КМУ, стрела в транспортном положении

Фото автомобиля с L-образной КМУ, стрела в рабочем положении

К достоинствам L-образной КМУ можно отнести то, что ее вес перераспределяется между передней и задней осями автомобиля, они более производительны по сравнению с КМУ, построенными по шарнирно-сочлененной Z-образной схеме при перемещении грузов на значительных (6-8 м) вылетах стрелы, а тросово-крюковая подвеска обеспечивает высокую точность и строгую вертикальность подъема/опускания грузов. Это позволяет также работать через препятствие (забор, стена), а также ниже уровня земли (в колодцах, траншеях, при проведении фундаментных и карьерных работ). С ними удобно работать в туннелях и под мостами.

Поскольку стрела с телескопической частью длинная, при транспортировке она разворачивается вперед или назад и часто закрепляется на опоре, как у «настоящего» автокрана. Если стрела располагается над кузовом, то это ограничивает высоту перевозимых грузов, что можно считать недостатком – полное использование «объема кузова недостижимо. Автомобили с КМУ этого типа целесообразно использовать для работ с небольшими по габаритам, но тяжелыми грузами.

Грузовой момент (грузоподъемность)

Поскольку масса поднимаемого груза зависит от выноса стрелы, правильнее использовать понятие грузовой момент, а не грузоподъемность. Ведь стрела – фактически рычаг, аналогичный тому, с помощью которого Архимед брался вручную перевернуть Землю; грузовой момент измеряют в тонно-метрах (тм) и килоньютонах на метр (кНм). Например, «грузоподъемность» в 4 тм позволит обрабатывать груз в 1 т при выносе стрелы в 4 м, 2 т при выносе в 2 м и, соответственно, 4 т при выносе в 1 м.

Классификация по этому параметру довольно условна, в обобщенном виде можно считать, что манипуляторы, имеющие этот показатель меньше, чем 10 тм, относятся к группе легких манипуляторов, при его значении от 10 до 30 – к средним, более 30 тм (до 150!) – к тяжелым типам.

Область применения

В строительной отрасли автомобильные краны-манипуляторы имеют широкую область применения. Их используют для погрузки, перевозки и разгрузки стройматериалов – ЖБИ, паллет с кирпичами, цементом и тротуарной плиткой, станков, бытовок, трансформаторов и пр. Такие автомобили можно использовать при ремонтно-восстановительных, дорожных, трубоукладочных, озеленительных работах, в малоэтажном строительстве в качестве полноценной замены автокрану, а также на стесненных площадках, где обычному автокрану «тесно». Для работы с разными грузами КМУ может оснащаться различными рабочими органами – универсальным «гаком» и различными грузозахватными приспособлениями.

Поскольку этот вид спецтехники сочетает в себе кран и автомобиль, то его эксплуатация существенно дешевле, чем двух отдельно взятых машин; к тому же гонять автокран для разгрузки по рассредоточенным объектам – дело не только убыточное, но и хлопотное. Дополнительно к этому простота управления КМУ позволяет водителю выполнять работу одновременно и крановщика.