Как отрегулировать клапана на двигателе д260?

Регулировка клапанов на двигателе д 260 МТЗ 1221

Двигатель д260 устанавливается на тракторе МТЗ 1221 . Регулировка клапанов на двигателе д 260 производится за два оборота коленчатого вала. По крайней мере именно так советует регулировать клапана завод изготовитель. Как правило конструктора двигателей предлагают самый удобный и оптимальный способ регулировки. В зависимости от конструкции двигателя.

Установка перекрытия клапанов первого цилиндра

В руководстве по эксплуатации написано. Что необходимо подвести поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку когда перекрываются клапана. Это вызывает непонятное отношение к тому, что нужно сделать.

На самом деле всё очень просто.

Установка поршня в ВМТ

Когда подводится поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку. Возможны два варианта поведения клапанов. За один рабочи цикл коленчатый вал делает два оборота. Соответственно поршень два раза подходит в ВМТ. Один раз происходит такт сжатия. Оба клапана полностью закрыты. Так как требуется создать компрессию в камере сгорания. Второй раз это такт выпуска отработанных газов. Выпускной клапан закрывается в ВМТ после прохождения ВМТ открывается впускной клапан. Для впуска воздуха в случае с дизельным двигателем и топливной смеси если двигатель бензиновый.

Для регулировки клапанов на двигателе Д260 предлагается выставить поршень первого цилиндра в ВМТ когда заканчивается такт сжатия и начинается так впуска воздуха.

Практически это будет выглядеть следующим образом. Проворачиваете коленчатый вал до тех пор пока выпускной клапан не начал закрываться. Клапан закрылся, проворачиваете еще немного сразу открывается выпускной клапан. Затем возвращаете коленчатый вал назад, чтобы оба клапана были закрыты. Проверить себя можно по шестому цилиндру. Поршень в нем также подойдет к верхней мертво точке. В момент, когда поршень будет двигаться в верх оба клапаны закрыты и находятся в неподвижном состоянии.

В шестом цилиндре будет происходить такт сжатия. И в этот момент на шестом цилиндре можно регулировать клапана.

При регулировке клапанов нет необходимости снимать форсунки. Но требуется подвести поршня первого и шестого цилиндров как можно более точно в ВМТ.

Установка по метке на шкиву

Для этого на шкиву имеется метка ВМТ её необходимо совместить с установочным штифтом.

Порядок регулировки клапанов на двигателе д 260

Поршня первого и шестого цилиндров находятся в ВМТ. На первом цилиндре закончился такт выпуска отработанных газов. На шестом такт сжатия.

Нумерация клапанов начинается от радиатора охлаждения

В этом положении регулируются зазоры клапанов 3, 5, 7, 10, 11 и 12 если считать от радиатора.

Затем необходимо провернуть коленчатый вал на один оборот выставит метку на шкиву в положение ВМТ

В этом положении регулируются клапана 1, 2, 4, 6, 8 и 9 по счету от радиатора

Обратите внимание что теперь поршень первого цилиндра встал в ВМТ такта сжатия.

Это самый простой и удобный способ регулировки. Если он не понятен и вызывает сомнеия. Можно воспользоваться другим способом. Но осуществить его будет гораздо сложнее.

Регулировка каждого цилиндра отдельно

Для этого следует подвести поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия. То есть проворачивая коленчатый дождаться такого положения когда клапана первого цилиндра будут закрыты и неподвижны. Совместить метку на шкиву со штифтом. В этом положении отрегулировать клапана первого цилиндра.

Сложность этого метода заключается в том. Что далее следует провернуть коленчатый вал на 120 градусов. Это очень трудно определить. С ориентироваться конечно можно по шкиву если его разметить на три равные части. Но практически это сделать невозможно, так как нему ограничен доступ. Разве что только на снятом двигателе.

Почему проворачивать необходимо на 120 градусов. Цилиндров шесть. Чтобы подвести каждый поршень поочерёдно согласно порядка работы. Необходимо провернуть вал на два оборота. Тоесть 720 градусов.Делим 720 на шесть цилиндров получаем 120 градусов.

После регулировки первого цилиндра следует провернуть коленчаты вал на 120 градусов и регулировать пятый цилиндр.

Порядок работы двигателя д 260

После регулировки пятого цилиндра вал проворачивается снова на 120 градусов(одну треть оборота) и регулируются клапана третьего цилиндра. И так далее согласно порядка работы.

Согласитесь первый способ регулировке гораздо проще и удобне.

Как происходит регулировка клапанов на двигателе Д 260

Зазоры клапанов двигателя д 260

впускные клапана 0,25 мм

выпускные клапана 0,45 мм

Регулировка начинается с того что необходимо раскрутить стопорную гайку на регулировочных винтах.

Установка регулировочного щупа

Затем берётся щуп размером 0,25 мм вставляется между торцом клапана и коромыслом. Регулировочный винт притягивается таким образом чтобы щуп проходил в зазоре с небольшим усилием.

Сильно затягивать щуп нельзя. Это может сжать пружину клапана. И если удастся вытащить щуп. То зазора не будет. Щуп должен ходить свободно с небольшим усилием.

Затем фиксируется регулировочный винт и стопорится гайкой.

На выпускном клапане процесс регулировки такой же только используется щуп толщиной 0,45 мм.

Условия для начала регулировки клапанов

Перед регулировкой клапанов двигатель должен быть холодным.

Еще, перед тем как регулировать клапана. Необходимо протянуть болты крепления вала коромысел. Если они окажутся отпущенными. Клапана отрегулируются неправильно.

Интервал регулировки клапанов на двигателе д 260

Регулировка клапанов на двигателе д 240 производится каждые 500 часов пробега трактора. Процедура не сложная . Результат равномерная и приёмистая работа двигателя. Лучше сгорает топливо. Соблюдается оптимальный температурный режим. Как следствие срок службы двигателя значительно увеличивается.

Непонятное слово перекрытие клапанов написанное в руководстве по эксплуатации не должно пугать. Просто обратите внимание на движение клапанов при повороте коленчатого вала и сразу все станет понятно.

Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.

Базовые детали дизельного двигателя Д-260

Блок цилиндров Д-260

Блок цилиндров двигателя Д-260 трактора МТЗ-1221 является основной корпусной деталью и выполнен в виде моноблока, представляет собой жесткую чугунную отливку. В расточках блока установлены шесть съемных гильз, изготовленных из специального чугуна.

Гильза устанавливается в блок цилиндров по двум центрирующим поясам. В верхнем поясе гильза закрепляется буртом, в нижнем – уплотняется двумя резиновыми кольцами, размещенными в канавках блока цилиндров.

Между стенками блока цилиндров и гильзами циркулирует охлаждающая жидкость. Поперечные перегородки блока цилиндров имеют приливы, предназначенные для образования опор коленчатого вала. На эти приливы установлены крышки.

Приливы вместе с крышками образуют постели для коренных подшипников. Постели под вкладыши коренных подшипников расточены с одной установки в сборе с крышками. Менять крышки местами не допускается.

Дизельный двигатель Д-260 ММЗ

1 – масляный картер; 2 – масляный насос; 3 – демпфер; 4 – шкив коленчатого вала; 5 – ремень вентилятора; 6 – крышка распределения; 7 – шкив натяжной; 8 – форсунка для охлаждения поршня; 9 – вентилятор; 10 – водяной насос; 11 – корпус термостатов; 12 – шатун; 13 – поршень; 14 – гильза цилиндров; 15 –колпак; 16 крышка головки цилиндров; 17 – головка цилиндров; 18 – блок цилиндров; 19 – задний лист; 20 – маховик; 21 – коленчатый вал; 22 – маслоприемник; 23 – распределительный вал.

Блок цилиндров МТЗ-1221 имеет продольный масляный канал, от которого по поперечным каналам масло подводится к коренным подшипникам коленчатого вала, а затем к шейкам распределительного вала и форсункам для охлаждения поршней.

Форсунки для охлаждения поршней установлены в блоке цилиндров в верхней части второй, четвертой и шестой опор коленчатого вала. На водораспределительном канале блока цилиндров имеется площадка для установки жидкостно-масляного теплообменника. Подвод и отвод масла от теплообменника осуществляется по каналам в блоке.

Для повышения жесткости нижняя плоскость блока цилиндров двигателя Д-260 смещена вниз на 80 мм относительно оси коленчатого вала.

К переднему торцу блока прикреплен стальной щит распределения и крышка распределения, а к заднему – стальной лист, посредством которого дизель соединяется с остовом трактора МТЗ-1221. Передней опорой дизеля служат два кронштейна, установленные на боковых поверхностях блока цилиндров. Снизу блок цилиндров закрыт масляным картером.

Головки блока цилиндров Д-260

Головка блока цилиндров Д-260 отлита из чугуна (одна головка на три цилиндра) – взаимозаменяемые. Во внутренних полостях головок цилиндров имеются впускные и выпускные каналы, закрываемые клапанами.

Для обеспечения отвода тепла головки цилиндров имеют внутренние полости, в которых циркулирует охлаждающая жидкость. Головки цилиндров имеют вставные седла клапанов, изготовленные из жаропрочного и износостойкого сплава.

На головках цилиндров трактора МТЗ-1221 устанавливаются форсунки (по 3 на каждую головку), стойки, оси коромысел с коромыслами, крышки головок и колпаки крышек, закрывающие клапанный механизм. Для уплотнения разъема между головками и блоком цилиндров установлена прокладка из безасбестового полотна.

Отверстия для гильз цилиндров и масляного канала окантованы листовой сталью. При сборке дизеля цилиндровые отверстия прокладки дополнительно окантовываются фторопластовыми кольцами.

Проверка затяжки болтов крепления головок блока цилиндров Д-260

Рис.1 – Схема последовательности затяжки болтов крепления головки цилиндров

Проверку затяжки болтов крепления головок цилиндров двигателя Д-260 трактора МТЗ-1221 производите по окончании обкатки и через 1000 часов работы на прогретом дизеле в следующей последовательности:

Читайте также  Система питания двигателя внутреннего сгорания воздухом

– снимите колпаки и крышки головок цилиндров;

– снимите оси коромысел с коромыслами и стойками;

– динамометрическим ключом произведите затяжку всех болтов крепления головок цилиндров, предварительно отпустив их на 1/6 оборота, моментом 200:10 Нм в последовательности, указанной на рис.1.

После проверки затяжки болтов крепления головок цилиндров установите на место оси коромысел и отрегулируйте зазор между коромыслами и клапанами. Установите на место крышки головок цилиндров и колпаки крышек.

Кривошипно-шатунный механизм двигателя Д-260

Основными деталями кривошипно-шатунного механизма являются: коленчатый вал с коренными и шатунными подшипниками, маховик, поршни с поршневыми кольцами и пальцами, шатуны.

Коленвал Д-260 трактора МТЗ-1221 – стальной, имеет семь коренных и шесть шатунных шеек. Для уменьшения нагрузок на подшипники от сил инерции на первой, шестой, седьмой и двенадцатой щеках коленчатого вала устанавливаются съемные противовесы.

В шатунных шейках имеются полости для дополнительной центробежной очистки масла. Полости шеек закрыты резьбовыми заглушками.

Осевое усилие коленвала Д-260 и в расточках блока цилиндров и крышки четвертого коренного подшипника. Впереди и сзади коленчатый вал уплотняется манжетами.

На передний конец вала устанавливаются: с натягом шестерня привода механизма газораспределения (шестерня коленчатого вала) и шестерня привода масляного насоса, шкив привода водяного насоса, генератора, компрессора кондиционера воздуха (на тракторе МТЗ-1221). Для снижения уровня крутильных колебаний коленчатого вала на ступице шкива установлен демпфер силиконовый.

Поршень двигателя Д-260 ММЗ изготовлен из алюминиевого сплава. В днище поршня выполнена камера сгорания. В верхней части поршень имеет три канавки – в первые две устанавливаются компрессионные кольца, в третью – маслосъемное кольцо с расширителем.

Поршневой палец полый, изготовлен из хромоникелевой стали. Осевое перемещение пальца в бобышках поршня ограничивается стопорными кольцами.

Шатун двигателя Д-260 ММЗ – стальной, двутаврового сечения. В верхнюю головку его запрессована втулка. Для смазки поршневого пальца в верхней головке шатуна и втулке имеется отверстие. Расточка нижней головки шатуна под вкладыши производится в сборе с крышкой. Шатун и крышка имеют одинаковые номера, набитые на их поверхностях.

Крышки шатунов не взаимозаменяемы. Кроме того, шатуны имеют весовые группы по массе верхней и нижней головок. Обозначение группы по массе наносится на торцовой поверхности верхней головки шатуна. На дизеле МТЗ-1221 должны быть установлены шатуны одной группы.

Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленвала Д-260 тонкостенные, изготовленные из биметаллической полосы. По внутреннему диаметру вкладыши изготавливаются двух размеров в соответствии с номиналом шеек коленчатого вала. Маховик изготовлен из чугуна, крепится к фланцу коленчатого вала болтами. На маховик напрессован стальной зубчатый венец.

Механизм газораспределения (ГРМ) Д-260

Механизм газораспределения ГРМ дизеля Д-260 ММЗ состоит из шестерен, распределительного вала, впускных и выпускных клапанов, а также деталей их установки и привода: толкателей, штанг, коромысел, регулировочных винтов с гайками, тарелок, сухариков, пружин, стоек и осей коромысел.

Распредвал – четырехопорный, получает вращение от коленчатого вала через шестерни распределения. Толкатели – стальные, имеют сферические донышки с наплавкой спецчугуном. Кулачки распределительного вала изготовлены с небольшим уклоном, за счет этого толкатели в процессе работы совершают вращательное движение.

Штанги толкателей изготовлены из стального прутка. Сферическая часть, входящая внутрь толкателя, и чашка штанги закалены.

Коромысла клапанов стальные, качаются на оси, установленной в стойках. Ось коромысел полая, имеет шесть радиальных отверстий для смазки коромысел. Перемещение коромысел вдоль оси ограничивается распорными пружинами.

Впускные и выпускные клапаны Д-260 изготовлены из жаропрочной стали, перемещаются в направляющих втулках, запрессованных в головки цилиндров. Каждый клапан закрывается под действием двух пружин: наружной и внутренней, которые закреплены на его стержне при помощи тарелки и сухариков.

Уплотнительные манжеты, установленные на направляющие втулки клапанов, исключают попадание масла в цилиндры дизеля через зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками. Шестерни распределения двигателя МТЗ-1221 размещены в картере, образованном щитом распределения, прикрепленным к блоку цилиндров, и крышкой распределения.

Проверка зазора между клапанами и коромыслами двигателя Д-260

Проверку и регулировку зазоров между клапанами и коромыслами двигателя Д-260 трактора МТЗ-1221 производите через 500 часов работы после проверки затяжки болтов крепления головок цилиндров или, при необходимости, на непрогретом дизеле (температура воды и масла должны быть не более 60С).

Величина зазора между торцами стержней клапанов и бойками коромысел должна быть 0,25 мм для впускных и 0,45 мм для выпускных клапанов.

При регулировке зазор между торцем стержня клапана и бойком коромысла на непрогретом дизеле Д-260 устанавливайте:

– впускные клапаны – 0,25 мм;
– выпускные клапаны – 0,45 мм;

Регулировку производите в следующей последовательности:

– снимите колпаки крышек головок цилиндров и проверьте затяжку болтов и гаек крепления стоек осей коромысел;

– проверните коленчатый вал до момента перекрытия клапанов в первом цилиндре (впускной клапан первого цилиндра начинает открываться, а выпускной заканчивает закрываться);

– отрегулируйте зазоры в третьем, пятом, седьмом, десятом, одиннадцатом и двенадцатом клапанах (считая от вентилятора), затем проверните коленчатый вал на один оборот, установив перекрытие в шестом цилиндре, и отрегулируйте зазоры в первом, втором, четвертом, шестом, восьмом и девятом клапанах.

Рис.2 – Регулировка зазора в клапанах Д-260 МТЗ-1221

1 – щуп; 2- контргайка; 3 – регулировочный винт

Для регулировки зазора зазоров между клапанами и коромыслами двигателя отпустите в соответствии с рис.2 контргайку 2 регулировочного винта 3 и, вворачивая или выворачивая винт, установите между бойком коромысла и торцом стержня клапана необходимый зазор по щупу 1.

После установки зазора затяните контргайку и снова проверьте зазор щупом проворачивая штангу. По окончании регулировки зазора в клапанах поставьте на место колпаки крышек головок цилиндров.

Клапаны можно регулировать также на каждом цилиндре при положении поршня в верхней мертвой точке. Для этого проверните коленвал до момента установки поршня первого цилиндра в верхнюю мертвую точку, соответствующую концу такта сжатия и отрегулируйте зазор в клапанах первого цилиндра.

Проверните коленчатый вал на 1/3 оборота и отрегулируйте зазор в клапанах пятого цилиндра, т.е. зазор в клапанах регулируйте в последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров (1-5-3-6-2-4), проворачивая коленчатый вал на 1/3 оборота по ходу часовой стрелки.

Регулировка клапанов МТЗ: порядок работ, регулировка механизма газораспределения

Регулировка клапанов на МТЗ входит в список регламентных операций, проводимых при обслуживании сельскохозяйственной техники. От корректности настройки зависит легкость запуска, стабильность функционирования и тепловой режим работы силовой установки. Производитель рекомендует выполнять регулировку после обкатки мотора (нового или после проведения капитального ремонта), а затем повторять процедуру спустя 240-480 часов эксплуатации (зависит от модификации машины) либо при проведении ТО-2.

Порядок регулировки

Под регулировкой подразумевается обеспечение регламентированного зазора между плоскостью бойка коромысла и торцом клапанов впуска воздуха и выброса отработавших газов в выпускной коллектор. Последовательность настройки и параметры зависят от модификации силового агрегата и способа подачи воздуха в камеру сгорания. Дополнительно проверяется затяжка гаек фиксации головки к блоку цилиндров, что позволяет снизить вероятность пробоя прокладки и коробления детали из-за неравномерных тепловых деформаций.

Подготовка к регулировке

В процессе подготовки к настройке требуется снять боковины и откинуть крышку капота, а затем отвернуть крепежные гайки и демонтировать защитный металлический кожух, закрывающий детали газораспределительного механизма на головке дизеля. Предварительно с поверхности детали тряпкой, смоченной в керосине или дизельном топливе, удаляется налет пыли и масла. Затем необходимо проверить затяжку болтов, крепящих валик, на котором установлены качающиеся коромысла.

Установка поршня цилиндра ВМТ для регулировки

Для установки поршня первого цилиндра в верхнее положение «такта сжатия» требуется проворачивать коленвал вручную до начала открытия впускного клапана. При этом выпускной клапан должен прекратить движение вверх и закрыться. Коленчатый вал проворачивается при помощи гаечного ключа, который набрасывается на гайку крепления шкива привода вспомогательных агрегатов.

На ранних моделях силовых агрегатов Д-240, оснащенных механическим топливным насосом, допускается выкручивание форсунки. Верхнее положение поршня определяется штифтом, опущенным в отверстие. При обратной установке распылительного узла требуется заменить уплотнительные кольца. Еще одна методика основана на снятии трубки подачи топлива с насоса. В момент достижения верхней точки из плунжерной пары начнется подача горючего. Методика не отличается точностью, поскольку впрыск топлива начинается с опережением (до прихода поршня в ВМТ).

На атмосферных 4-цилиндровых силовых агрегатах Д-50, установленных на тракторах МТЗ-50/52, в картере маховика выполнен сквозной канал с резьбой, в которую вкручивается установочная шпилька (хранится в специальном канале на картере). На шпильке имеется участок без резьбы с закругленной головкой, которая совмещается с выемкой, выполненной в теле маховика. Методика позволяет точно выставить верхнее положение первого поршня.

Установка теплового зазора

Для выдерживания расстояния потребуется отвернуть гайку, удерживающую регулировочный винт коромысла клапана от самопроизвольного проворачивания. Затем следует изменять параметр вращением винта отверткой, регулировка прекращается после достижения расстояния 0,25 мм (одинаково для впуска и выпуска). Затем требуется затянуть гайку ключом и дополнительно проверить значение зазора в паре боек-стержень клапана. Аналогично настраивается расстояние для остальных клапанов. После поворота вала на полный оборот требуется отрегулировать оставшиеся коромысла.

Читайте также  Инверторный двигатель или прямой привод

Допускается использовать для регулировки специальный индикаторный прибор КИ9918, который монтируется на тарелку рабочей пружины выбранного клапана при поднятии каретки прибора до верхней позиции (до упора). Затем коромысло совмещается с измерительным стержнем, что позволяет выставить нулевое значение на шкале стрелочного прибора. Отведение коромысла до контакта с приводной штангой позволяет определить текущее значение рабочего расстояния между элементами. Затем производится выставление параметра вращением винта на коромысле.

На моторах Д-50Л (устанавливались на МТЗ-50/52) установлен дополнительный клапан декомпрессора с приводом от отдельного валика. Перед началом настройки валик выставляется так, что регулировочные винты занимают вертикальное положение. Затем отпускается контргайка, винт отворачивается отверткой до момента сферической головки и поверхности валика.

Затем требуется завернуть винт до упора, выбирая люфты между деталями. Перед закручиванием фиксирующей гайки требуется довернуть винт еще на 0,6-0,8 оборота. Некорректная настройка зазоров приводит к контакту клапана декомпрессора и поршня. Для настройки клапанов сброса давления в остальных цилиндрах требуется вывернуть установочную шпильку из картера и провернуть вал последовательно на 0,5 оборота. ВМТ поршней определяются по перекрытию клапанов.

Проверка установки теплового зазора клапанов

Проверка рабочего расстояния производится при появлении стука при работе силового агрегата, исходящего от газораспределительного механизма. При проведении ремонта и обслуживания, связанного со снятием головки блока цилиндров, рекомендуется проведение внеочередной контрольной проверки.

Дополнительной причиной проверки является подтяжка или замена элементов фиксации головки, сопровождаемая снятием валика с коромыслами (для обеспечения доступа к шестигранным головкам болтов).

Регулировка на различных моделях двигателей

Минский завод выпускает несколько модификаций дизельных двигателей, основанных на конструкции мотора Д-240. Агрегаты отличаются конфигурацией блока, рабочим объемом и установкой турбокомпрессора, что привело к росту мощности и изменению нормативных расстояний между подвижными частями в клапанных механизмах.

Двигатель Д-245 трактора МТЗ-82, МТЗ-892

После демонтажа верхней крышки и выведения поршня в 1 цилиндре до ВМТ (до момента начала перекрытия клапанов) требуется отрегулировать клапаны, расположенные на позициях 4, 6, 7 и 8 (отсчет от передней крышки мотора). Документация устанавливает расстояние между стержнем и бойком 0,25 мм для впускного канала и 0,45 для выпускного. Настройка осуществляется на холодном дизеле (допускается прогрев до 60°).

  1. Отпустить затяжку гайки коромысла обслуживаемого клапана и вращением винта отверткой добиться требуемого расстояния.
  2. Закрутить гаечным ключом контргайку регулировочного винта и проверить параметры щупом. Убедиться в нормативном значении вращением штанги, при неравномерном износе головки цилиндрического элемента возможно изменение расстояния между бойком и стержнем клапана. Поврежденная или изношенная штанга подлежит замене.
  3. По аналогии отрегулировать зазоры в оставшихся клапанах.
  4. Провернуть вал на полный оборот (до момента достижения ВМТ в последнем цилиндре), а затем скорректировать расстояние в механизме до требуемого значения для клапанов 1, 2, 3 и 5.
  5. Смонтировать на штатные места снятые элементы и проверить работу силового агрегата.

Двигатель Д-260 трактора МТЗ-1221, МТЗ-1523

Завод-изготовитель предписывает проводить настройку клапанного механизма при проведении технического обслуживания, соответствующего отработке 500 часов. Перед началом регулировки рекомендуется проверить затяжку болтов, крепящих головку. Допускается настраивать мотор, прогретый до температуры 60°С.

Для регулировки 6-цилиндрового рядного дизеля требуется снять крышку клапанов, а затем установить поршень первого цилиндра в крайнее верхнее положение (по аналогии с моторами Д-240 и 245), а затем выставить зазор в клапанах, расположенных на позициях 3, 5, 7, 10, 11 и 12 (отсчет ведется от радиатора силовой установки). Нормативным считается расстояние 0,25 мм на впуске и 0,45 мм на выпуске. Для определения ВМТ возможно использовать момент совмещения штифта, установленного на крышке привода механизма газораспределения, с меткой на демпфере шкива.

При отклонении значения требуется провести корректировку в следующей последовательности:

  1. Перед началом корректировки рекомендуется проконтролировать затяжку крепления стоек валика с коромыслами.
  2. Отвернуть фиксирующую гайку на коромысле регулируемого клапана, а затем выполнить настройку зазора путем вращения винта.
  3. Затянуть гайку и провести первичную проверку щупом.
  4. Убедиться в стабильности расстояния между бойком и плоскостью стержня клапана путем вращения приводной штанги вокруг оси.

После настройки размеров в 6 клапанах требуется провернуть коленчатый вал на 1 оборот. Для проверки положения используется шестой цилиндр, в котором должно быть перекрытие клапанов впуска и выпуска, соответствующее ВМТ. Очередность действий при настройке аналогична изложенному выше алгоритму. Допускается корректировка параметра в соответствии с порядком вспышек в камерах сгорания (1-5-3-6-2-4) с выставлением поршней в верхнюю точку согласно рабочей последовательности. Для перехода между цилиндрами вал поворачивается на 1/3 оборота.

Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Устройство, запчасти и комплектующие.

ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ ДЛЯ ТРАКТОРОВ

РЕГУЛИРОВКИ ТРАКТОРОВ МТЗ ___________________

ДЕТАЛИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ___________________

КАТАЛОГИ ЗАПЧАСТЕЙ МТЗ ___________________

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАКТОРОВ ___________________

  • МТЗ-322/622
  • МТЗ-422
  • МТЗ-900
  • МТЗ-90/92
  • МТЗ-920
  • МТЗ-952
  • МТЗ-1021
  • МТЗ-1025
  • МТЗ-1220
  • МТЗ-1523
  • МТЗ-2022
  • МТЗ-3022
  • МТЗ-3522

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ МТЗ И НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

СЕЛЬХОЗТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

Основные элементы двигателя Д-260

Блок цилиндров Д-260

Блок цилиндров двигателя Д-260 трактора МТЗ-1221 является основной корпусной деталью и выполнен в виде моноблока, представляет собой жесткую чугунную отливку. В расточках блока установлены шесть съемных гильз, изготовленных из специального чугуна. Гильза устанавливается в блок цилиндров по двум центрирующим поясам. В верхнем поясе гильза закрепляется буртом, в нижнем – уплотняется двумя резиновыми кольцами, размещенными в канавках блока цилиндров.

Между стенками блока цилиндров Д-260 и гильзами циркулирует охлаждающая жидкость. Поперечные перегородки блока цилиндров имеют приливы, предназначенные для образования опор коленчатого вала. На эти приливы установлены крышки. Приливы вместе с крышками образуют постели для коренных подшипников. Постели под вкладыши коренных подшипников расточены с одной установки в сборе с крышками. Менять крышки местами не допускается.

Дизельный двигатель Д-260 ММЗ

1 – масляный картер; 2 – масляный насос; 3 – демпфер; 4 – шкив коленчатого вала; 5 – ремень вентилятора; 6 – крышка распределения; 7 – шкив натяжной; 8 – форсунка для охлаждения поршня; 9 – вентилятор; 10 – водяной насос; 11 – корпус термостатов; 12 – шатун; 13 – поршень; 14 – гильза цилиндров; 15 –колпак; 16 крышка головки цилиндров; 17 – головка цилиндров; 18 – блок цилиндров; 19 – задний лист; 20 – маховик; 21 – коленчатый вал; 22 – маслоприемник; 23 – распределительный вал.

Блок цилиндров Д-260 имеет продольный масляный канал, от которого по поперечным каналам масло подводится к коренным подшипникам коленчатого вала, а затем к шейкам распределительного вала и форсункам для охлаждения поршней. Форсунки для охлаждения поршней установлены в блоке цилиндров в верхней части второй, четвертой и шестой опор коленчатого вала. На водораспределительном канале блока цилиндров имеется площадка для установки жидкостно-масляного теплообменника. Подвод и отвод масла от теплообменника осуществляется по каналам в блоке.

Для повышения жесткости нижняя плоскость блока цилиндров двигателя Д-260 смещена вниз на 80 мм относительно оси коленчатого вала. К переднему торцу блока прикреплен стальной щит распределения и крышка распределения, а к заднему – стальной лист, посредством которого дизель соединяется с остовом трактора МТЗ-1221. Передней опорой дизеля служат два кронштейна, установленные на боковых поверхностях блока цилиндров. Снизу блок цилиндров закрыт масляным картером.

Головки блока цилиндров Д-260

Головка блока цилиндров Д-260 отлита из чугуна (одна головка на три цилиндра) – взаимозаменяемые. Во внутренних полостях головок цилиндров имеются впускные и выпускные каналы, закрываемые клапанами. Для обеспечения отвода тепла головки цилиндров имеют внутренние полости, в которых циркулирует охлаждающая жидкость. Головки цилиндров имеют вставные седла клапанов, изготовленные из жаропрочного и износостойкого сплава.

На головках цилиндров Д-260 устанавливаются форсунки (по 3 на каждую головку), стойки, оси коромысел с коромыслами, крышки головок и колпаки крышек, закрывающие клапанный механизм. Для уплотнения разъема между головками и блоком цилиндров установлена прокладка из безасбестового полотна. Отверстия для гильз цилиндров и масляного канала окантованы листовой сталью. При сборке дизеля цилиндровые отверстия прокладки дополнительно окантовываются фторопластовыми кольцами.

Проверка затяжки болтов крепления головок блока цилиндров Д-260

Рис.1 – Схема последовательности затяжки болтов крепления головки цилиндров

Проверку затяжки болтов крепления головок цилиндров двигателя Д-260 трактора МТЗ-1221 производите по окончании обкатки и через 1000 часов работы на прогретом дизеле в следующей последовательности:

– снимите колпаки и крышки головок цилиндров;
– снимите оси коромысел с коромыслами и стойками;
– динамометрическим ключом произведите затяжку всех болтов крепления головок цилиндров, предварительно отпустив их на 1/6 оборота, моментом 200:10 Нм в последовательности, указанной на рис.1.

После проверки затяжки болтов крепления головок цилиндров установите на место оси коромысел и отрегулируйте зазор между коромыслами и клапанами. Установите на место крышки головок цилиндров и колпаки крышек.

Кривошипно-шатунный механизм двигателя Д-260

Читайте также  Присадка для двигателя восстановитель

Основными деталями кривошипно-шатунного механизма являются: коленчатый вал с коренными и шатунными подшипниками, маховик, поршни с поршневыми кольцами и пальцами, шатуны.

Коленвал Д-260 трактора МТЗ-1221 – стальной, имеет семь коренных и шесть шатунных шеек. Для уменьшения нагрузок на подшипники от сил инерции на первой, шестой, седьмой и двенадцатой щеках коленчатого вала устанавливаются съемные противовесы. В шатунных шейках имеются полости для дополнительной центробежной очистки масла. Полости шеек закрыты резьбовыми заглушками.

Осевое усилие коленвала Д-260 воспринимается четырьмя биметаллическими сталеалюминиевыми полукольцами, установленными в расточках блока цилиндров и крышки четвертого коренного подшипника. Впереди и сзади коленчатый вал уплотняется манжетами.

На передний конец вала устанавливаются: с натягом шестерня привода механизма газораспределения (шестерня коленчатого вала) и шестерня привода масляного насоса, шкив привода водяного насоса, генератора, компрессора кондиционера воздуха (на тракторе МТЗ-1221). Для снижения уровня крутильных колебаний коленчатого вала Д-260 на ступице шкива установлен демпфер силиконовый.

Поршень двигателя Д-260 ММЗ изготовлен из алюминиевого сплава. В днище поршня выполнена камера сгорания. В верхней части поршень имеет три канавки – в первые две устанавливаются компрессионные кольца, в третью – маслосъемное кольцо с расширителем. Поршневой палец полый, изготовлен из хромоникелевой стали. Осевое перемещение пальца в бобышках поршня ограничивается стопорными кольцами.

Шатун двигателя Д-260 ММЗ – стальной, двутаврового сечения. В верхнюю головку его запрессована втулка. Для смазки поршневого пальца в верхней головке шатуна и втулке имеется отверстие. Расточка нижней головки шатуна под вкладыши производится в сборе с крышкой. Шатун и крышка имеют одинаковые номера, набитые на их поверхностях.

Крышки шатунов не взаимозаменяемы. Кроме того, шатуны имеют весовые группы по массе верхней и нижней головок. Обозначение группы по массе наносится на торцовой поверхности верхней головки шатуна. На дизеле Д-260 должны быть установлены шатуны одной группы.

Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленвала Д-260 тонкостенные, изготовленные из биметаллической полосы. По внутреннему диаметру вкладыши изготавливаются двух размеров в соответствии с номиналом шеек коленчатого вала. Маховик изготовлен из чугуна, крепится к фланцу коленчатого вала болтами. На маховик напрессован стальной зубчатый венец.

Механизм газораспределения (ГРМ) Д-260

Механизм газораспределения ГРМ дизеля Д-260 ММЗ состоит из шестерен, распределительного вала, впускных и выпускных клапанов, а также деталей их установки и привода: толкателей, штанг, коромысел, регулировочных винтов с гайками, тарелок, сухариков, пружин, стоек и осей коромысел.

Распредвал Д-260 – четырехопорный, получает вращение от коленчатого вала через шестерни распределения. Толкатели – стальные, имеют сферические донышки с наплавкой спецчугуном. Кулачки распределительного вала изготовлены с небольшим уклоном, за счет этого толкатели в процессе работы совершают вращательное движение.

Штанги толкателей изготовлены из стального прутка. Сферическая часть, входящая внутрь толкателя, и чашка штанги закалены. Коромысла клапанов стальные, качаются на оси, установленной в стойках. Ось коромысел полая, имеет шесть радиальных отверстий для смазки коромысел. Перемещение коромысел вдоль оси ограничивается распорными пружинами.

Впускные и выпускные клапаны Д-260 изготовлены из жаропрочной стали, перемещаются в направляющих втулках, запрессованных в головки цилиндров. Каждый клапан закрывается под действием двух пружин: наружной и внутренней, которые закреплены на его стержне при помощи тарелки и сухариков.

Уплотнительные манжеты, установленные на направляющие втулки клапанов, исключают попадание масла в цилиндры дизеля через зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками. Шестерни распределения двигателя Д-260 ММЗ размещены в картере, образованном щитом распределения, прикрепленным к блоку цилиндров, и крышкой распределения.

Проверка зазора между клапанами и коромыслами двигателя Д-260

Проверку и регулировку зазоров между клапанами и коромыслами двигателя Д-260 производите через 500 часов работы после проверки затяжки болтов крепления головок цилиндров или, при необходимости, на непрогретом дизеле (температура воды и масла должны быть не более 60?С). Величина зазора между торцами стержней клапанов и бойками коромысел должна быть 0,25 мм для впускных и 0,45 мм для выпускных клапанов.

При регулировке зазор между торцем стержня клапана и бойком коромысла на непрогретом дизеле Д-260 устанавливайте:

– впускные клапаны – 0,25 мм;
– выпускные клапаны – 0,45 мм;

Регулировку производите в следующей последовательности:

– снимите колпаки крышек головок цилиндров и проверьте затяжку болтов и гаек крепления стоек осей коромысел;
– проверните коленчатый вал до момента перекрытия клапанов в первом цилиндре (впускной клапан первого цилиндра начинает открываться, а выпускной заканчивает закрываться);
– отрегулируйте зазоры в третьем, пятом, седьмом, десятом, одиннадцатом и двенадцатом клапанах (считая от вентилятора), затем проверните коленчатый вал на один оборот, установив перекрытие в шестом цилиндре, и отрегулируйте зазоры в первом, втором, четвертом, шестом, восьмом и девятом клапанах.

Рис.2 – Регулировка зазора в клапанах

1 – щуп; 2- контргайка; 3 – регулировочный винт

Для регулировки зазора зазоров между клапанами и коромыслами двигателя Д-260 отпустите в соответствии с рис.2 контргайку 2 регулировочного винта 3 и, вворачивая или выворачивая винт, установите между бойком коромысла и торцом стержня клапана необходимый зазор по щупу 1. После установки зазора затяните контргайку и снова проверьте зазор щупом проворачивая штангу. По окончании регулировки зазора в клапанах поставьте на место колпаки крышек головок цилиндров.

Клапаны Д-260 можно регулировать также на каждом цилиндре при положении поршня в верхней мертвой точке. Для этого проверните коленвал до момента установки поршня первого цилиндра в верхнюю мертвую точку, соответствующую концу такта сжатия и отрегулируйте зазор в клапанах первого цилиндра.

Проверните коленчатый вал на 1/3 оборота и отрегулируйте зазор в клапанах пятого цилиндра, т.е. зазор в клапанах регулируйте в последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров (1-5-3-6-2-4), проворачивая коленчатый вал на 1/3 оборота по ходу часовой стрелки.

Двигатель ММЗ Д-260

Минский моторный завод занимается изготовлением различных двигателей внутреннего сгорания для автобусов, а также промышленной, сельскохозяйственной техники. 6-цилиндровый дизель Д-260 от ММЗ был выпущен в 1992 году и оснащался он рядным чугунным блоком цилиндров с чугунными мокрыми гильзами и с масляными форсунками для охлаждения поршней. В этот блок инженеры поместили стальной коленвал с ходом поршня 125 мм (диаметр коренных шеек 85.25 мм, шатунных шеек 73 мм), стальные шатуны и алюминиевые поршни диаметром 110 мм. Все это позволяет получить рабочий объем 7.12 литра.

Накрывает блок цилиндров чугунная головка с 12-ю клапанами и со вставными седлами клапанов. Распредвала в ГБЦ нет — он стоит в блоке и посредством толкателей, штанг и коромысел, действует на клапаны. Размер впускных клапанов 48 мм, выпускных 42 мм, толщина стержня 11 мм. Регулировка клапанов Д-260 требуется по необходимости, но проверять зазоры нужно после каждых 500 часов работы. Зазоры клапанов должны быть следующими: впускные — 0.25 мм, выпускные — 0.45 мм. Порядок регулировки клапанов такой же, как и последовательность работы ДВС — 1-5-3-6-2-4. Давление масла — 2.8-4.5 кгс/см 2 .


Дизель Д-260 оснащается топливным насосом ЯЗДА 363 и турбокомпрессором ТКР 7. С 1998 года началось производство версии под стандарт Евро-1, а в 2001 году дизель Д-260 довели до Евро-2. Далее последовали Евро-3 моторы, которые встали на конвейер в 2005 году и отличались наличием впрыска Common rail с топливным насосом Bosch СРN2.2 и ЭБУ Bosch EDC7UC31.

Характеристики двигателя

Рабочий объем двигателя 7,12 л.
Диаметр цилиндров 110 мм
Длина хода поршня 125 мм
Очередность включения цилиндров 1-5-3-6-2-4
Мощность двигателя 155 лошадиных сил
Количество оборотов коленвала 2100 об/мин
Частота вращения в режиме холостого хода 850 – 2260 об/мин
Крутящий момент (max) 622 Нм
Степень сжатия 16
Вес двигателя 710 кг
Габариты 130х70,5х111,8 см

Устройство двигателя Д260

Область применения дизелей — места с неограниченным воздухообменом. Дизели рассчитаны на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от плюс 40 С до минус 45 С. Дизель Д-260.1 и его модификации используются в качестве силового агрегата на энергонасыщенных колесных тракторах (Д-260.1 и Д-260.2), гусеничных тракторах (Д-260.14), кормоуборочных комбайнах (Д-260.4), энергонасыщенных энергетических средствах УЭС-250 (Д-260.7) и других машинах различного назначения. Конструкция дизелей рассчитана на длительную работу без капитального ремонта при условии соблюдения правил эксплуатации, хранения и своевременного технического обслуживания.

В состав силового агрегата данной модели входит большое количество рабочих деталей, узлов и систем. Основные позиции:

  • блок цилиндров;
  • головки блока ГБЦ 2 штуки;
  • кривошипно-шатунный механизм;
  • механизм газораспределения;
  • топливная система;
  • турбокомпрессор;
  • система охлаждения;
  • система смазочная.


1 – масляный картер; 2 – масляный насос; 3 – демпфер; 4 – шкив коленчатого вала; 5 – ремень вентилятора; 6 – крышка распределения; 7 – шкив натяжной; 8 – форсунка для охлаждения поршня; 9 – вентилятор; 10 – водяной насос; 11 – корпус термостатов; 12 – шатун; 13 – поршень; 14 – гильза цилиндров; 15 –колпак; 16 крышка головки цилиндров; 17 – головка цилиндров; 18 – блок цилиндров; 19 – задний лист; 20 – маховик; 21 – коленчатый вал; 22 – маслоприемник; 23 – распределительный вал.