Виды и периодичность технического обслуживания тракторов

Техническое обслуживание трактора: полезные советы от дилеров

Сегодня на отечественном рынке тракторов представлено большое количество моделей, отличающиеся силовыми агрегатами, трансмиссией и техническими характеристиками. Но чтобы они исправно служили на протяжении длительного времени, необходимо соблюдать своевременность технического обслуживания, а также следовать рекомендациям заводов-изготовителей и официальных дилеров.

Ежесменное техническое обслуживание

Каждую рабочую смену трактора необходимо выполнять ряд действий:

· Проверьте уровень масла в двигателе и уровень охлаждающей жидкости;

· Слейте воду и осадок из топливного фильтра или водоотделителя;

· Проверьте уровень масла гидросистемы и трансмиссии;

· Осмотрите шины трактора;

· Смажьте компоненты навески, вала отбора мощности и автоматического сцепного устройства навески (при наличии).

При частом использовании задней навески данные узлы следует смазывать ежедневно, а при нерегулярном ее использовании интервал можно увеличить;

· Проверьте момент затяжки колесных болтов и болтов крепления балласта.

В течение первой недели эксплуатации рекомендуется затягивать колесные болты каждые 3 часа;

· Смажьте шкворни, наконечники соединительных тяг и мостовые опоры.

Смазывать их следует ежедневно или каждые 10 часов при работе на крайне влажных и илистых почвах или при большой нагрузке.

Если эксплуатация проходит не в таких условиях, то техническое обслуживание можно выполнять каждые 250 часов. Кроме этого, еженедельно следует выполнять проверку давления накачки шин трактора.

Техническое обслуживание в первые 100 часов эксплуатации трактора

· Проверка уровня охлаждающей жидкости;

· Замена фильтров и масла трансмиссии и гидросистемы;

· Проверка воздухозаборных шлангов (затем – каждые 250 ч); · Замена моторного масла и фильтра (в будущем каждые 250 ч);

· Проверка батарей (затем – каждые 250 ч).

Техническое обслуживание трактора каждые 250 часов

· Очистка воздушного и рецикулярного фильтров кабины (интервал может изменяться в зависимости от условий эксплуатации трактора);

· Слив отстойника топливного бака;

· Проверка системы запуска на нейтрали;

· Проверка тормозов трактора;

· Проверка вспомогательного тормоза (если данный компонент присутствует);

· Проверка положения “Стояночный тормоз” трансмиссии;

· Проверка уровня масла в картере моста и колесных ступицах; ·

Проверка тяговой штанги, тягово-сцепного устройства навески (питон/шарового типа) и сцепного устройства навески для прицепа на отсутствие износа и замена по необходимости.

Проверка уровня моторного масла и уровня охлаждающей жидкости (ежедневно):

· Поверяя уровень масла, проталкивайте щуп до упора.

Косоугольные засечки соответствуют FULL/полному заполнению маслом;

· Не допускается запускать двигатель трактора, когда уровень масла опускается ниже отметки “ADD” (“ДОБАВИТЬ”) на масляном щупе;

· Если требуется долить охлаждающую жидкость в бак регенерации, но при этом отсутствуют внешние признаки утечки, это может свидетельствовать о внутренней утечке.

По вопросам технического обслуживания обратитесь к дилеру.

Проверка уровня масла трансмиссии и гидравлической системы (периодичность – ежедневно):

· При выполнении данного действия по техническому обслуживанию трактора обращайте внимание на температуру масла: она должна быть около 45 ℃.

Уровень масла в смотровом стекле будет значительно выше при нагретом масле и ниже при холодном;

· При работающем двигателе или поднятой трехточечной навеске уровень масла понизится;

· При уровне масла над отметкой “FULL” (“ПОЛНЫЙ”) при транспортировке может теряться мощность или происходить перегрев.

Смазка моста МПП (через 250 ч):

· При работе трактора в условиях чрезвычайно высокой влажности смазка выполняется каждую смену;

· Используйте смазку, рекомендованную производителем.

· Замена на двигателе воздушного фильтра грубой и тонкой очистки (ежегодно):

· Периодичность может меняться в зависимости от условий эксплуатации трактора;

· Если индикаторная лампочка фильтра остается включенной, рекомендуется заменить фильтр предварительной очистки воздуха, поступающего в двигатель;

· Не пытайтесь очистить фильтр тонкой очистки;

· Заменяйте фильтр тонкой очистки во время каждой второй или третьей замене первичного фильтра;

· Новый фильтр устанавливать незамедлительно во избежание попадания пыли через воздухозаборник.

Проверка и замена воздушных фильтров кабины (периодичность чистки – 250 ч, замены – ежегодно или при необходимости):

· Система кондиционирования воздуха не рассчитана на отфильтровывание вредных химикатов;

· В случае использования ядохимикатов следуйте указаниям инструкции по сельскохозяйственным орудиях, а также инструкции завода-производителя ядохимикатов; · Очищайте фильтр каждые 250 часов.

Чаще выполнять данный вид технического обслуживания трактора следует в сухих и пыльных условиях;

· Для тракторов можно приобрести воздушные фильтры для кабины с активированным углем.

Проверка ремней безопасности (ежегодно):

· Если ремни безопасности, включая его пряжку, детали крепления или ретрактор имеют следы каких-либо повреждений, как то порезы, повышенный или необычный износ, обесцвечивание или потертости, ремень безопасности незамедлительно подлежит замене в сборе;

· Для замены ремней безопасности трактора используйте только детали, предназначенные для данной машины;

· Если необходимо заменить ремни безопасности, обратитесь к дилеру.

Техническое обслуживание батарей (ежегодно):

· Аккумуляторы не требуют технического обслуживания.

Но помните, что при длительной работе в условиях высоких температур и при частом прокручивании коленвала может возникнуть необходимость в доливе воды. Смотрите табличку на батарее;

· Не разрешается использовать сжатый воздух для очистки батареи;

· Есть риск образования зарядов статического электричества и, как результат, травмы; · Выделяющийся в батареях трактора газ может взорваться.

Не допускайте искр и открытого огня вблизи аккумуляторов. Для проверки уровня электролита пользуйтесь электрофонариком;

· Категорически запрещается прикладывать к выводам батареи металлический предмет.

Для проверки зарядки воспользуйтесь вольтметром или гидрометром;

· Заземляющие кабели всегда отсоединяйте раньше, чем положительные кабели. Присоединять же их нужно в последнюю очередь.

Не позволяйте отсоединенному кабелю касаться металлических поверхностей;

– Выводы и клеммы батареи и ее аксессуары включают свинец и его соединения.

Данные вещества считаются канцерогенными;

· Избегайте контакта с ядовитой серной кислотой, содержащейся в электролите;

· Следите за чистотой и надежностью клемм аккумуляторов

Основные положения системы технического обслуживания и ремонта тракторов в сельском хозяйстве

Технический уход за тракторами по срокам выполнения и содержанию операций подразделяется на ежесменный технический уход и периодические технические уходы № 1 и № 2.

Ежесменный технический уход заключается в наружной очистке, проверке и затяжке наружных креплений, устранении течи топлива, масла и воды, смазке узлов, проверке уровня и дозаправке масла, топлива и воды в картеры и баки, проверке работы механизмов трактора. Ежесменный технический уход проводится на поворотной полосе или на бригадном стане, если он находится на близком расстоянии от места работы трактора. При односменной работе, а также при работе в две смены по 7 час ежесменный технический уход выполняется в конце каждого рабочего дня.

Периодический технический уход № 1 включает операции ежесменного технического ухода, а также дополнительные операции по смене масла с промывкой картеров, смазке узлов, проверке и регулировке механизмов трактора. Технический уход № 1 проводится на стане бригады.

Периодический технический уход № 2 включает операции ежесменного технического ухода, периодического технического ухода № 1 и дополнительные операции по регулировке узлов и механизмов трактора с их очисткой, промывкой и смазкой. При техническом уходе № 2 осуществляется общая безразборная проверка технического состояния трактора для установления возможности дальнейшей эксплуатации трактора или необходимости и срока постановки его на ремонт. Технический уход № 2 проводится в мастерской колхоза (совхоза) или в закрытом помещении на стане бригады с привлечением автопередвижной мастерской.


«Технический уход за тракторами Беларусь»,
Г.Р.Ардашев, И.Н.Михайлов

Проводится после израсходования 6000 кг топлива (960 моточасов). Выполнить операции ежесменного технического ухода, периодического технического ухода № 1, и, кроме того: Удалить накипь из системы охлаждения двигателя, проработав на тракторе последнюю до технического ухода смену с залитым в систему содовым раствором с керосином. Промыть и заправить систему водой. Произвести безразборную проверку технического состояния трактора. При…

Проводится после израсходования 1500 кг топлива (240 моточасов). Выполнить операции ежесменного технического ухода и, кроме того: Заменить дизельное масло: в картере основного двигателя, промыв систему смазки дизельным топливом при работающем основном двигателе. При этом проверить пропускную способность масляного фильтра грубой очистки, очистить и промыть сетку маслоналивного патрубка, сапун и магнит спускной пробки картера; в корпусе…

Читайте также  Колеса для самодельного трактора

Очистить и промыть: воздухоочиститель (съемные сетчатые элементы, корпус с закрепленными сетками, трубу, сухой пылеотделитель, поддон); проверить герметичность воздухоочистителя и воздухопроводов; топливный фильтр грубой очистки (фильтрующие секции, камеру или корпус, крышку или колпак); топливный фильтр тонкой очистки (камеру или корпус, крышку или колпак, плиту, защитные чехлы, если они установлены на фильтрующие элементы); проверить степень загрязненности элементов…

Проверить и при необходимости отрегулировать: форсунки на давление начала впрыска и качество распыла топлива, очистив их от нагара и промыв; зазоры между клапанами и коромыслами и декомпрессионный механизм, подтянув ослабленные гайки шпилек головки цилиндров и стоек валика коромысел, а также болтов кронштейнов декомпрессионных валиков (МТЗ2); зазор между электродами запальной свечи, промыв ее и очистив от…

Для выполнения сложных контрольнорегулировочных операций агрегаты топливной аппаратуры, электрооборудования и гидросистемы направляются в мастерские РТС (машиноремонтные мастерские) или другие мастерские, имеющие соответствующее оборудование. Разборка двигателя, трансмиссии и узлов гидравлической системы трактора в полевых условиях запрещается. При технических уходах допускается выполнение тольк» мелких ремонтных работ, не требующих разбор: ки трактора (прогонка резьбы, замена крепежных деталей, запаивание…

Для стимулирования своевременного проведения технических уходов рекомендуется применение по примеру передовых хозяйств системы талонов, согласно которой трактористаммашинистам, хорошо выполняющим технические уходы, обеспечивается повышенная оплата. В качестве мер, способствующих обязательному и своевременному проведению периодических технических уходов № 1 и № 2, применяется система ограничения выдачи топлива. Топливо не выдается на трактор, за которым не проведен соответствующий…

Общий порядок проведения технических осмотров включает: подготовку трактора к техническому осмотру силами обслуживающего персонала, проведение очередного технического ухода; подготовку документации на трактор (объем выполненной работы, сроки проведения предыдущих периодических технических уходов и ремонтов); проверку и осмотр трактора, осуществляемые инспектором технического надзора с участием главного инженера колхоза (совхоза) или лицом, им уполномоченным, в присутствии трактористамашиниста и…

Технические осмотры проводятся в мастерской колхоза (совхоза). В качестве мер, содействующих успешному проведению технических осмотров, должны проводиться поощрительные мероприятия для бригад, лучше подготовивших свои машины к осмотру. Планирование, контроль и учет технических уходов и осмотров проводятся под руководством главного инженера колхоза (совхоза). Ремонт трактора производится с целью восстановления его работоспособности, нарушенной в процессе эксплуатации вследствие…

Объем работ при текущем ремонте не может быть строго зафиксирован, так как в одном случае имеет место устранение неисправностей в двигателе, в другом — ремонт заднего моста, в третьем — коробки передачи т.п. Условно можно считать текущим ремонтом такой ремонт, при котором, по крайней мере, один основной агрегат трактора полностью разбирается и ремонтируется, как при…

Капитальный ремонт тракторов и их агрегатов производится, как правило, в мастерских РТС (машиноремонтных мастерских), межсовхозных мастерских или на ремонтных заводах в соответствии с типовой технологией и техническими условиями на ремонт. Планирование капитального ремонта производится в соответствии с межремонтными сроками и с учетом общего срока работы трактора. Фактические сроки проведения капитального ремонта тракторов определяются на основании…

Виды и периодичность технического обслуживания тракторов

Виды и периодичность технических обслуживаний и ремонтов тракторов. Для тракторов всех марок установлены следующие виды технических обслуживаний и ремонтов:
— техническое обслуживание при обкатке (ТО-О);
— ежесменное техническое обслуживание ( ЕТО ),
— номерные технические обслуживания: первое (ТО-1), второе (ТО-2) и третье (ТО-3);
— сезонные технические обслуживания — при переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации ( CTO -ВЛ) и при переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации ( СТО -03); техническое обслуживание в особых условиях эксплуатации;
— техническое обслуживание при хранении машин, при подготовке к длительному хранению, в процессе длительного хранения, при снятии с длительного хранения; текущий ремонт (TP);
— капитальный ремонт (КР); технический осмотр.

Техническое обслуживание при обкатке проводят перед началом, в ходе и по окончании обкатки.

Ежесменное техническое обслуживание выполняют перед началом работы или после окончания каждой смены примерно через 8… 10 ч работы трактора.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Номерные технические обслуживания проводят на основе единой периодичности и контролируют по продолжительности работы в моточасах, в условных эталонных гектарах или по количеству израсходованного топлива.

Периодичность ТО-1, ТО-2 и ТО-3 установлена независимо от марки трактора: для ТО-1 через каждые 60 мото-ч работы; для ТО-2 через 240 и для ТО-3 через 960 мото-ч. С 1 января 1985 г.

для тракторов ЮМЗ -6АЛ, ЮМЗ -6АМ и Т-25А выпуска после 1 января 1982 г. периодичность проведения номерных технических обслуживании изменена: соответственно через 125, 500 и 1000 мото-ч.

В зависимости от условий работы допускаются отклонения от установленных сроков проведения номерных технических обслуживании в пределах до ±10%.

Сезонные технические обслуживания проводят 2 раза в год: во время перехода к весенне-летнему периоду эксплуатации ( СТО -ВЛ) при установившейся среднесуточной температуре окружающего воздуха выше 5 °С и во время перехода к осенне-зимнему периоду эксплуатации ( СТО -ОЗ) при установившейся среднесуточной температуре воздуха ниже 5 °С. Сезонные технические обслуживания выполняют при очередном номерном обслуживании.

Техническое обслуживание в особых условиях эксплуатации выполняют в тех случаях, когда трактор работает в пустыне и на песчаных почвах; при длительных низких или повышенных температурах; на каменистых почвах; в условиях высокогорья; на болотистых почвах. В зависимости от этих особых условий эксплуатации предусмотрено выполнение дополнительных операций к работам ежедневного и номерных технических обслуживании.

Техническое обслуживание при хранении проводят при подготовке к длительному хранению не позднее десяти дней с момента окончания периода эксплуатации; в процессе длительного хранения один раз в месяц при хранении на открытых площадках и под навесом и один раз в два месяца при хранении в закрытых помещениях; при снятии с длительного хранения за 15 дней до начала эксплуатации.

Текущий ремонт представляет собой плановый ремонт, который проводят через 1700…2100 мото-ч наработки трактора (исключая гарантийный период) по результатам ресурсного диагностирования и непланового (заявочного) ремонта. Последний необходим, чтобы устранить неисправности, выявившиеся в процессе эксплуатации или при техническом обслуживании и заявочном диагностировании.

Капитальный ремонт проводят через 4,5…6,5 тыс. мото-ч наработки. Основанием для постановки трактора на капитальный ремонт являются оценка его технического состояния с помощью ресурсного диагностирования, число проведенных капитальных ремонтов за срок службы и продолжительность использования в годах до списания.

Технический осмотр тракторов проводят в сроки, установленные краевыми и областными организациями.

Виды и периодичность технических обслуживаний и ремонтов автомобилей. Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта установлены следующие виды технического обслуживания и ремонта: ежедневное техническое обслуживание ( ЕТО ), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2), сезонное техническое обслуживание ( СТО ), текущий ремонт, капитальный ремонт и технический осмотр.

Ежедневное техническое обслуживание выполняют 1 раз в смену после работы автомобиля на линии или перед выездом его на линию. Основное назначение ЕТО — общий контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, поддержание внешнего вида автомобиля и его заправка.

Первое и второе технические обслуживания проводят через определенные пробеги автомобилей, устанавливаемые в зависимости от дорожных условий эксплуатации. Основное назначение ТО-1 и ТО-2 — снижение интенсивности изнашивания деталей и поддержание автомобилей в работоспособном состоянии.

Текущий ремонт автомобилей не регламентируют определенным пробегом, его выполняют по потребности при ТО-1 и ТО-2, то есть без принятой периодичности. При текущем ремонте устраняют возникающие отказы и неисправности. Он способствует выполнению установленных норм пробега до капитального ремонта при минимальных простоях.

Капитальный ремонт проводят через установленные нормы пробега (в километрах), зависящие от категории дорожных условий эксплуатации и природно-климатических зон. При капитальном ремонте восстанавливают работоспособность и ресурс автомобиля, обеспечивающий его пробег не менее 80% от нормы пробега для нового автомобиля и его агрегатов.

Читайте также  Многофункциональный трактор с навесным оборудованием

Дорожные условия эксплуатации всех автомобилей разделены на пять категорий. Для автомобилей, работающих в сельском хозяйстве, периодичность технического обслуживания и ремонта определяют с учетом четырех категорий дорожных условий эксплуатации, характеристика которых следующая: вторая категория дорожных условий эксплуатации — автомобильные дороги с битумоминеральным, щебеночным, гравийным и дегтебетонным покрытием; третья категория дорожных условий эксплуатации — автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые дороги, обработанные вяжущими материалами; четвертая категория дорожных условий эксплуатации — грунтовые дороги, укрепленные или улучшенные местными материалами; пятая категория дорожных условий эксплуатации — естественные грунтовые дороги.

В таблицах 2 и 3 приведены периодичности технического обслуживания и ремонта автомобилей без прицепов, а также коэффициенты охвата капитальным ремонтом для третьей категории дорожных условий в Центральной зоне страны.

При работе автомобилей в дорожных условиях второй категории периодичность пробега номерных технических обслуживаний и ремонта автомобилей увеличивают на 10%, а в условиях четвертой и пятой категорий снижают соответственно на 12 и 25%. Кроме того, при работе автомобильного транспорта в условиях жаркого и сухого климата нормы пробега уменьшают на 10%, а в условиях холодного климата, где средняя температура в январе колеблется от —20 до —35 °С, их снижают на 25%.

Сезонное техническое обслуживание и технический осмотр автомобилей проводят так же, как и тракторов.

Потребность в капитальном ремонте определяют по техническому состоянию автомобиля с учетом фактического пробега и результатов диагностирования. Обычно капитальный ремонт всего автомобиля проводят в том случае, когда кузов легкового автомобиля и автобуса или рама и кабина грузового автомобиля, а также большинство других основных частей имеют предельное состояние.

Виды и периодичность технического обслуживания тракторов

Для поддержания тракторов в исправном и работоспособном состоянии, повышении экономичности, безотказности и долговечности работы проводят систематическое обслуживание, носящее плановопредупредительный характер.

Для тракторов установлена трехномерная система технических обслуживании, которая, кроме ежесменного, предусматривает три периодических (номерных) технических обслуживания – № 1, № 2 и № 3.

При переходах к осенне-зимнему и весенне-летнему периодам эксплуатации предусмотрены сезонные технические обслуживания, кроме того, предусмотрены обслуживания в особых условиях эксплуатации, которые резко отличаются от обычных типовых условий (в пустынях, горных районах и др.).

Периодичность номерных технических обслуживаний такова: техническое обслуживание № 1 – через каждые 60 ч работы, техническое обслуживание № 2 -через каждые 240 ч и техническое обслуживание № 3 – через каждые 960 ч работы.

При проведении номерных технических обслуживаний выполняют не только регламентированные операции, но и устраняют обнаруженные неисправности.

Ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) проводят в перерыве между сменами (через каждые 10 ч работы). Оно предусматривает выполнение следующих операций:

  1. проверяют, нет ли подтеканий топлива, масла, электролита и воды через соединения деталей;
  2. доливают отстоенное или профильтрованное топливо в баки дизеля и пускового двигателя;
  3. измеряют уровень масла в картере дизеля и при необходимости доливают масло. Уровень измеряют не раньше чем через 20 мин после остановки дизеля;
  4. проверяют уровень воды в радиаторе;
  5. сливают конденсат из ресивера пневматической системы;
  6. проверяют степень засоренности воздухоочистителя дизеля по индикатору на щитке приборов, работу контрольных приборов, звукового сигнала и освещения;
  7. если трактор эксплуатировался в условиях повышенной запыленности воздуха, то осматривают и при необходимости очищают защитную сетку радиатора.

Во время рабочей смены надо прислушиваться к работе дизеля, следить за показаниями контрольных приборов, обращать внимание на цвет выхлопных газов. Кроме того, следует периодически проверять состояние шин, степень нагрева корпусных узлов дизеля, трансмиссии, ходовой и гидравлической систем.

Техническое обслуживание № 1 (ТО-1) проводят через каждые 60 ч работы.

Сначала выполняют все операции ЕТО. После этого проводят следующие операции: моют трактор; проверяют уровень масла в корпусе топливного насоса, натяжение ремня вентилятора дизеля, давление воздуха в шинах и их состояние, работу рулевого управления и тормозов; смазывают подшипники водяного насоса системы охлаждения и отводки сцепления; сливают отстой из топливного фильтра грубой очистки.

Через одно техническое обслуживание N8 1 (после 120 ч работы) проверяют уровень и состояние масла в поддоне воздухоочистителя дизеля, очищают ротор центробежного масляного фильтра дизеля, смазывают подшипники шарниров карданных валов переднего ведущего моста.

Техническое обслуживание № 2 (ТО-2) проводят через каждые 240 ч работы. Сначала выполняют все операции технического обслуживания N8 1, затем делают следующее:

  1. заменяют масло в картере дизеля, поддоне воздухоочистителя и корпусе топливного насоса (при использовании масел М8Г2 и МЮГ2 по ГОСТ 8581-78 с содержанием серы не более 0,5% масло в картере дизеля заменяют через 480 ч работы);
  2. сливают отстой из фильтра тонкой очистки топлива и топливных баков;
  3. промывают фильтрующие элементы воздухоочистителя пускового дизеля, регулятора давления пневматической системы;
  4. проверяют уровень масла в корпусах трансмиссии (сцепления, коробки передач, заднего моста, переднего ведущего моста, верхних и нижних пар колесных редукторов, промежуточной опоры карданной передачи), баке раздельно-агрегатной гидравлической системы, редукторе пускового двигателя, корпусе гидроусилителя рулевого управления; смазывают втулки поворотных цапф переднего моста, ступицу педали сцепления;
  5. проверяют свободный ход педали сцепления и тормозов, падение давления воздуха в пневмосистеме при свободном положении педалей тормозов, свободный ход рулевого колеса, герметичность воздухоочистителя и впускного трубопровода двигателя, состояние клемм и вентиляционных отверстий аккумуляторных батарей, уровень и плотность электролита;
  6. проводят обслуживание блока отопления и охлаждения воздуха в кабине;
  7. проверяют крепление ступиц задних колес, лонжеронов к переднему брусу и корпусу сцепления, корпуса коробки передач, кронштейна промежуточной опоры карданной передачи, двигателя.

Через одно техническое обслуживание № 2 (после 480 ч работы) проверяют зазор между клапанами и коромыслами дизеля, очищают центральную трубу воздухоочистителя и промывают его корпус с фильтрующими элементами.

Техническое обслуживание № 3 (ТО-3) проводят через каждые 960 ч работы. Сначала проводят все операции технического обслуживания № 2. После этого делают следующее.

Проверяют топливный насос на безмоторном стенде на соответствие регулировочным параметрам, угол опережения подачи топлива на дизеле, форсунки дизеля на давление начала впрыска и распыл топлива, затяжку гаек крепления головки блока цилиндров дизеля с последующей регулировкой зазора между клапанами и коромыслами; проводят регулировку реле-регулятора, механизма включения сцепления редуктора пускового двигателя, зазора между контактами прерывателя магнето и электродами запальной свечи с подтяжкой всех винтов магнето; промывают сливные фильтры раздельно-агрегатной системы и гидроусилителя рулевого управления, фильтры грубой и тонкой очистки топлива с заменой фильтрующих элементов тонкой очистки, фильтрующий элемент воздухоочистителя пускового двигателя и топливопроводящий штуцер карбюратора; проверяют и при необходимости регулируют гайку червяка гидроусилителя рулевого управления, сходимость передних колес, осевой зазор подшипников ступиц передних колес неведущего моста, пополняя при этом смазку; смазывают подшипники шарниров привода рулевого управления, шестерни правого раскоса и втулки вала механизма задней навески; очищают сетку маслозаливной горловины и набивку сапуна дизеля, а также сапуна топливного насоса, сливают утечки масла из кожуха гидроаккумулятора.

Через одно техническое обслуживание № 3 (после 1920 ч работы) проверяют состояние контактов реле, коллектора и щеток стартера пускового двигателя, регулировку реле-регулятора; проводят обслуживание пневмопереходника и компрессора пневмосистемы; разбирают и смазывают гибкий вал тахоспидометра.

Через два технических обслуживания № 3 (примерно после 3000 ч работы) проверяют состояние коллектора и щеток стартера, зацеплений червяк – сектор и сектор -рейка гидроусилителя рулевого управления; промывают систему охлаждения дизеля; заменяют смазку в ступицах передних колес.

Сезонное техническое обслуживание проводят при переходе от весенне-летнего к осенне-зимнему периоду эксплуатации и наоборот.

При переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации выполняют следующее; заменяют масло и смазку летних сортов зимними сортами в дизеле, гидравлической системе, агрегатах и сборочных единицах трансмиссии и ходовой части; выполняют операции очередного технического обслуживания; промывают крышку и фильтр заливной горловины основного топливного бака; топливный бак; фильтр-отстойник и карбюратор пускового двигателя; доводят плотность электролита аккумуляторных батарей до зимней нормы и устанавливают винт посезонной регулировки напряжений на реле-регуляторе в положение 3 (зима); продувают паром или промывают горячей водой ресивер пневмосистемы, проверяют его герметичность; заполняют дизельным топливом зимних сортов систему питания дизеля; устанавливают предпусковой подогреватель и утеплительный чехол на дизель; заполняют систему охлаждения дизеля жидкостью, не замерзающей при низких температурах (антифризом); проводят сезонное обслуживание блока отопления кабины.

Читайте также  Трактор ЛТЗ 55 технические характеристики

В зимний период для прогрева дизеля при пуске заправляют его горячей водой и маслом, подогретым до температуры 70. 80°С.

При спуске воды из системы охлаждения дизеля одновременно сливают ее из котла подогревателя и из шлангов блока отопления кабины.

При переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации проводят следующие работы: с агрегатов трактора снимают предпусковой подогреватель, утеплительные чехлы и сдают на хранение; выполняют операции очередного технического обслуживания; заменяют масло и смазку зимних сортов летними сортами в дизеле, гидравлической системе, агрегатах трансмиссии и ходовой части; доводят плотность электролита аккумуляторных батарей до летней нормы и устанавливают винт посезонной регулировки напряжения на реле-регуляторе в положение Л (лето); заправляют систему питания дизеля топливом летних сортов, а систему охлаждения водой.

Периодичность технического обслуживания и ремонта тракторов и комбайнов

Для тракторов всех марок в период их эксплуатации в производственных условиях проводят ЕТО, ТО-1, ТО-2, ТО-3, СТО, ТО при эксплуатации в особых условиях и ТО при хранении.

Для самоходных и прицепных комбайнов и сложных сельскохозяйственных машин (подборщиков сена, опрыскивателей и др.) система ТО состоит из ЕТО, ТО-1, ТО-2, ТО при хранении и ТО перед началом сезона работы, которое зачастую совмещают с обкаткой.

Для остальных сельскохозяйственных машин эта система включает в себя ЕТО, послесезонное ТО и ТО при хранении.

Обоснование периодичности ТО является сложной задачей, относящейся к области многокритериальной оптимизации. Выделено несколько частных критериев, по которым может устанавливаться периодичность ТО:

– максимальная производительность машины;

– среднее значение наработки между отказами;

– минимальные удельные издержки на эксплуатацию, минимальная вероятность отказа и ряд других.

В настоящее время обоснование периодичности ТО полностью не алгоритмизировано и не имеет стандартной методики. Периодичность ТО основывается на использовании указанных частных критериев с учетом опыта эксплуатации машин и накопленных при этом статистических данных об их работоспособности.

При испытании и работе техники ее отказы анализируют, группируют по частоте и сложности, рассчитывают средние показатели для каждой группы сложности и доверительные границы для интервалов безотказной работы. Таким образом, могут быть получены периодичности ТО и перечни технологических операций, которые уточняются с помощью перечисленных технико-экономических критериев.

Периодичности номерных ТО установлены ГОСТ 20793-2009.

Периодичность ТО тракторов и комбайнов установлена в моточасах наработки. Наработка может определяться в других единицах, эквивалентных наработке, например в литрах, кг израсходованного топлива или условных эталонных гектарах (усл. эт. га).

Пересчет наработки тракторов с одних единиц измерения на другие представлен в таблице 10.1 [5].

Периодичность и условия проведения ТО тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин представлены в таблицах 6.1-6.2.

Вид ТО или ремонта Периодичность, условия проведения ТО или ремонта
Предпродажное При подготовке к продаже дилерскими предприятиями (1 раз за срок службы)
При эксплуатационной обкатке При подготовке, проведении и окончании обкатки
ЕТО Через 8. 10 мото-ч
ТО-1 Через 125 мото-ч
ТО-2 Через 500 мото-ч
ТО-3 Через 1000 мото-ч
СТО-ВЛ При установившейся среднесуточной температуре окружающего воздуха выше 5 °С
СТО-ОЗ При установившейся среднесуточной температуре окружающего воздуха ниже 5 °С
В особых условиях эксплуатации При эксплуатации в условиях пустыни и песчаных почв; при длительных низких и повышенных температурах; на каменистых почвах; на болотистых почвах
При подготовке к длительному хранению Не позднее 10 дней после окончания использования;
В процессе длительного хранения 1 раз в месяц – при хранении на открытых площадках и под навесом; 1 раз в 2 мес – при хранении в закрытых помещениях;
При снятии с длительного хранения За 15 дней до начала использования
Текущий ремонт Через 2000 мото-ч
Капитальный ремонт Через 6000 мото-ч

Допускается отклонение фактической периодичности (опережение или запаздывание) ТО-1 и ТО-2 до 10%, ТО-3 до 5 % от установленного значения.

Перечень операций каждого вида технического обслуживания тракторов конкретных марок должен содержать:

– крепежные и монтажно-демонтажные работы.

Техническое обслуживание тракторов и машин должно содержать техническое обслуживание всех их составных частей.

Для проведения технического обслуживания в соответствии с установленной периодичностью необходимо вести учет наработки. Основой ведения графика технического обслуживания служит ежедневный учет наработки с начала эксплуатации новой или капитально отремонтированной машины. В эксплуатационной документации (формуляре, сервисной книжке) трактора в графе проведения ТО должно быть отмечено проведение всех ТО, кроме ЕТО, с указанием даты, вида ТО, а так же наработки с момента начала эксплуатации новых или капитально отремонтированных тракторов.

Таблица 6.2 – Периодичность и условия проведения ТО комбайнов и других сельскохозяйственных машин

Вид ТО Периодичность, условия проведения ТО
Предпродажное При подготовке к продаже машины
При эксплуатационной обкатке При подготовке, проведении и окончании обкатки машин
ЕТО Через 10 ч (ежесменно) для всех видов сельскохозяйственной техники
ТО-1 60 мото-ч наработки – для комбайнов и сложных самоходных и стационарных машин, агрегатов и комплексов
ТО-2* 240 мото-ч наработки – для комбайнов и сложных самоходных машин
Послесезонное ТО После окончания работы простых сельскохозяйственных машин
Перед началом сезона работы Для сезонно работающих сложных сельскохозяйственных машин (комбайны и др.)
При подготовке к длительному хранению Не позднее 10 дней с момента окончания периода использования
В процессе длительного хранения 1 раз в месяц – при хранении на открытых площадках и под навесом, 1 раз в 2 мес – при хранении в закрытых помещениях
При снятии с длительного хранения За 15 дней до начала использования

* ТО-2 проводится для комбайнов, сложных самоходных и прицепных машин, сложных стационарных машин, агрегатов и комплексов по обработке сельскохозяйственных культур, если их наработка за сезон больше 300 мото-ч.

Техническое обслуживание при эксплуатационной обкатке, ТО-3, ТО-ВЛ, ТО-ОЗ следует проводить в стационарных мастерских, на станциях и пунктах технического обслуживания. ТО-1, ТО-2 допускается проводить на месте их работы с использованием передвижных агрегатов технического обслуживания.

При проведении технического обслуживания тракторов следует применять оборудование, обеспечивающее его проведение в соответствии с требованиями перечня работ.

При проведении ТО-3 необходимо иметь оборудование для ресурсного диагностирования или использовать передвижную диагностическую установку.

Параметры технического состояния составных частей следует проводить и проверять с применением контрольно-диагностического оборудования. Диагностирование выполняют при помощи встроенных контрольно-измерительных приборов трактора или внешних средств диагностирования.

При диагностировании определяют необходимость проведения, а так же перечень и содержание регулировочных работ (восстановление параметра) для определения операций технического обслуживания, проводимых с периодическим контролем.

При ТО-3, предшествующем плановому текущему (за исключением гарантийной наработки) или капитальному ремонту, трактор должен быть подвергнут ресурсному диагностированию с целью определения возможности его дальнейшего использования или постановки на ремонт.

Если значения ресурсных параметров находятся в допустимых пределах, то плановый текущий или капитальный ремонт проводят по истечению продленной наработки, назначаемой на основе определения технического состояния. При невозможности дальнейшей эксплуатации по результатам ресурсного диагностирования устанавливают вид ремонта.

Наиболее распространенным видом ремонта тракторов является текущий ремонт (ТР), состоящий из:

– непланового (заявочного) ремонта;

– планового (обычно межсезонного) ремонта.

Текущий ремонт в отличие от ТО не рассматривается как чисто плановое мероприятие с фиксированной периодичностью и регламентированным содержанием. В большей мере этот ремонт носит заявочный характер со случайным, обусловленным техническим состоянием объемом работ. Заявочный ремонт предусматривает устранение неисправностей и проведение предупредительных ремонтных работ, необходимость которых устанавливается в процессе эксплуатации или при ТО машины.

Содержание планового (межсезонного) ремонта определяют по результатам диагностирования. При ТР составные части машины, достигшие предельного состояния, заменяют новыми или отремонтированными.

Основанием для постановки трактора на капитальный ремонт (КР) служит оценка его технического состояния по результатам ресурсного диагностирования, число проведенных капитальных ремонтов за срок службы и продолжительность использования в годах до списания.