Роторный плуг для мотоблока своими руками

Плуг для мотоблока своими руками

Делаем самодельный плуг для мотоблока

С помощью мотоблока выполняются самые различные сельскохозяйственные работы, как то: вспашка, покос, посадка различных культур, окучивание перевозка грузов и др. Но для каждого вида работ потребуется специальное навесное оборудование. В данном материале, речь пойдет о плуге, и возникает вопрос, как поступить: купить плуг, или сделать плуг для мотоблока своими руками.

Плуги делятся на несколько видов, отличающихся друг от друга конструктивно. Сегодня для вспашки мотоблоком применяют однокорпусные плуги, оборотные, и роторные.

Однокорпусный плуг

Данный плуг, конструктивно очень прост, и найти его чертежи и схемы не проблема. Из-за этой просто ты изготовление такого плуга самостоятельно, будет оптимальным, особенно для тех хозяев мотоблоков, которые не владеют особыми навыками.

Изготовление самодельного однокорпусного плуга к мотоблоку, не будет сложным. Ведь практически у каждого в хозяйстве есть ненужные куски металла и подручный инструмент.

Чертежи плуга к мотоблоку

Пользуясь опытом умельцев, которые сделали плуг для мотоблока своими руками и оставили чертежи, следует лемех, сделать таким образом, чтобы он снимался, это облегчит его заточку перед вспашкой.

Подойдет сталь марки 45, при закалке доведенная до твердости HRC 50-55. Если под рукой имеется только обычная сталь, скажем углеродистая Ст5пс, не подлежащая термической обработке, то отбив режущую кромку на наковальне и заточив ее, она вполне подойдет для обработки почвы.

Отвал для плуга мотоблока

Отвал плуга, это та часть, которая отводит землю в сторону.

Первый способ изготовления отвала:

Рабочей поверхности отвала нужно придать изогнутую форму. Если есть металлогибочный станок или листогибочные вальцы, то придать заготовке желаемую форму не составит труда.

Необходима заготовка металла толщиной 3-5 мм, вальцы направляются под углом 20-22 градуса, как показано на чертеже, и придается нужный изгиб.

Здесь, заготовкой. Может служить труба диаметром 600-650 мм (именно такой диаметр потребует меньших трудозатрат, так как изгиб трубы максимально повторят нужный изгиб будущего отвала) и толщиной 3-5 мм. Из картона, делаем шаблон, и прикладываем к трубе, не забывая про угол 20-22 градуса, как показано на чертеже ниже.

Обводим шаблон карандашом или мелом, и вырезаем при помощи газ. сварки, при необходимости шлифуем заготовку и доводим до нужной кондиции.

Наверное, самый сложный способ изготовления отвала, когда заготовку нагревают и при помощи матрицы, придают нужную форму, которой может послужить отвал от другого плуга.

Материалом корпуса плуга служит стальной лист марки Ст3 – Ст10 с толщиной 3 мм.

Чертеж деталей плуга для мотоблока

а – лемех из легированной стали;

б – боковой щиток стойки, Ст3;

в – распорная пластина, Ст3;

г – пластина основания плуга, Ст3;

д – полевая доска, уголок 30х30 мм;

е – стойка, труба диаметром 42 мм

Советуем сначала изготовить детали плуга из картона и приложить их друг к другу с соблюдением нужных углов. Так, значения угла α на разных частях корпуса плуга составят от 25° до 130°, значения угла γ — от 42° до 50°. Если самодельная модель плуга из картона устроила вас по всем параметрам, можно переходить к работе с металлом.

Когда металлические части плуга будут готовы, нужно найти дополнительный лист стали толщиной 3 мм, размером 600х600 мм, он понадобится для сборки плуга, и сварочный аппарат (лучше инвертор). На этом листе отступаем от краев 40 мм и отмеряем угол γ0.

Сборка плуга

2 – боковой щиток стойки;

3 – дополнительный лист 2-3 мм

При помощи клиньев с углом α0=25 градусов и углом γ0=42 градуса на дополнительный лист устанавливается лемех и прихватывается к листу сваркой, точечно с двух сторон.

С лемехом соединяется боковой щиток стойки вертикально так, чтобы его край заходил за лемех на 4-7 мм, при этом приподнят щиток должен быть выше, чем лезвие лемеха (то есть выше дополнительного листа) на 6-8 мм, чтобы не мешать лемеху, подрезать землю. Щиток тоже прихватывается к лемеху и к дополнительному листу.

Далее к лемеху очень плотно, не оставляя зазора присоединяется отвал, чтобы их поверхности были одним целым. Угол между верхним обрезом отвала и лезвием лемеха равен (γmax − γ0) = 6-8°.

Крепление лемеха плуга

– винт с потайной головкой М8;

– уголок 30х30х90 мм;

При обнаружении, что углы и/или поверхности не соответствуют, то отвал доводится при помощи молотка. После подгонки отвала к лемеху он сзади приваривается к лемеху, и к боковому щитку. Затем боковой щиток сваривается с распорной планкой и пластиной основания, к последней сваркой прихватываются упорные уголки для лемеха.

Далее следует. Еще раз осмотреть готовый плуг, и если все четко сваривается окончательно. Доп. лист отделяется от корпуса зубилом либо МШУ. Все сварные швы шлифуются.

Самодельный поворотный плуг для мотоблока

Поворотный плуг отличается универсальностью. Как известно, при вспашке почвы однокорпусным плугом за один проход пласт грунта переворачивается лемехом в одну сторону. Для переворачивания земли в ту же сторону при повторном проходе, приходится возвращаться к началу предыдущего ряда и начинать с той же стороны участка.

Как установить плуг на мотоблок

Прежде чем начинать настройку и установку плуга, нужно подготовить сам мотоблок. Установка начинается с установки мотоблока на место проведения работ, демонтируются колеса и устанавливаются грунтозацепы. (См. Грунтозацепы для мотоблока своими руками). Грунтозацепы, придают мотоблоку лучшее сцепление с почвой, исключая пробуксовки.

Далее начинаем установку, гайки рекомендуется сильно не затягивать, для дальнейшей регулировки, если будет необходимость. Потом делает фиксация навески к крепежной системе мотоблока двумя стальными штырями. По окончании этих манипуляций можно приступать к регулировке плуга.

Регулировка плуга на мотоблоке

Регулировка плуга на мотоблоке осуществляется с максимальным соблюдением инструкций, ведь от этого зависит качество выполнения дальнейших работ. Делается это поэтапно:

Для балансировки ставим мотоблок на колесах на ровную площадку. Регулировка подставок определяет глубину проникновения плуга в землю, так вспахивать мерзлый грунт нужно не глубже 15-20 мм, а весенний грунт, 20-23 мм.

Далее болтами устанавливается угол атаки плуга так, чтобы его «подошва» была параллельна поверхности земли.

Для проверки правильности регулировки плуга, производят пробную вспашку, измеряя глубину борозд и правильности отвала почвы в сторону, при необходимости, настраивается.

Видео регулировки плуга на мотоблоке

Советы по настройке плуга для эксплуатации

Плуг Зыкова своими руками

Ниже представлены фото плуга Зыкова сделанного своими руками. Плуг имеет угол атаки, как на тракторах, т.е. очень большой. В принципе чертежи плуга Зыкова, это те которые представлены абзаце про однокорпусной плуг.

Видео: плуг для мотоблока своими руками

В видео рассказывается о переделке плуга под мотоблок.

Как сделать плуг для мотоблока своими руками?— проще простого используй наши чертежи и фото

Обработка земли всегда требовала значительных физических затрат, независимо от площади участка. Для облегчения работы и большей эффективности используйте, к примеру, мотоблок «Нева». Такая техника позволяет быстро и эффективно выполнять различные виды обработки земли, для чего необходимо иметь соответствующее оборудование, например, плуг, и которое можно купить в специализированном магазине или сделать собственноручно.

Преимущества

Самостоятельное создание плуга для мотоблока имеет определенные преимущества. Параметры лемеха и отвала будут соответствовать всем требованиям, предъявляемым к обработке конкретного типа почвы. К таким параметрам относится:

  • угол отвала;
  • качество и глубина вспашки земли;
  • площадь захвата;
  • эффективность.

Учитывая мощность мотоблока можно сделать плуг, который не вызовет чрезмерных нагрузок на двигатель и пробуксовки, но в то же время будет иметь максимальный захват. Необходимо использовать только качественные материалы, что даст возможность значительно повысить срок эксплуатации плуга. Можно также предусмотреть крепление различных насадок, которые позволят значительно расширить функциональность, благодаря чему станет возможен полный комплекс обработки земли.

Конструкция плуга

Существует несколько разновидностей плугов, устанавливаемых на мотоблок «Нева», и каждая из них обладает своими особенностями конструкции. В настоящее время для обработки земли на приусадебных участках применяют однокорпусные, роторные и оборотные конструкции.

Однокорпусный вид плуга является наиболее популярной конструкцией и в сети можно найти большое количество чертежей именно этой разновидности. К тому же он считается наиболее оптимальным вариантом для тех, кто не обладает соответствующими навыками.

Самой сложной в изготовлении считается роторная конструкция плуга. Она больше напоминает культиватор, поскольку предусмотрен не один, а несколько лемехов, закрепляемые на одной оси. В процессе обработки земли ось прокручивается, за счет чего и происходит переворачивание почвенного пласта. Достоинство конструкции состоит в том, что почва может обрабатываться на глубине до 30 см при задействовании незначительных усилий. К тому же роторный плуг позволяет выполнять вспашку участка по разным траекториям.

Видео работы этого плуга

Чертеж плуга

В настоящее время сделать плуг для мотоблока своими руками не составляет проблемы, тем более что сейчас можно найти чертежи самых разнообразных конструкций. Очень часто к ним приложены подробные указания по созданию и сборке плуга.

  1. ручка из трубы – 2 шт.;
  2. рама;
  3. фиксация стойки винтом М10;
  4. плуг;
  5. крепежная вилка шарнира к раме;
  6. дышло;
  7. колесо;
  8. капроновая втулка для подшипника;
  9. перемычка между рукоятками;
  10. шарнирная ось из болта М10;
  11. контргайка;
  12. ось;
  13. дистанционная шайба;
  14. ручка для дышла;
  15. тройник.

Главное чем необходимо руководствоваться, создавая подобную конструкцию – это точно придерживаться всех инструкций и соблюдать все параметры выбранных чертежей. Даже незначительная неточность, которая может на первый взгляд показаться несущественной, в состоянии сильно сказаться на характеристиках плуга или впоследствии негативно повлиять на рабочие параметры в процессе эксплуатации.

Описание работ по сборке

В первую очередь необходимо сделать раму, для которой можно взять металлическую трубу с сечением 52х40 мм и толщиной стенок порядка 7 мм. Для вилки необходимо срезать широкие стенки рамы расположенные друг напротив друга. Далее, на раме отметить середину, где будет устанавливаться поперечная траверса, а также приварены стойки-прушины, к которым крепится дышло.

В передней части рамы, в начале вилки, остается отверстие, которое заваривается наглухо, чтобы избежать попадания грязи.

Крепление стойки плуга

Чтобы закрепить плужную стойку, в широкой части трубы, которая использовалась для создания рамы, с двух сторон высверливают или вырезают отверстия 31х16 мм. В узких стенках рамы также выполняют сквозные отверстия 10,2 мм для крепления, при помощи болтов М10, рукоятки.

Рукояти для плуга необходимо выполнить отдельно из трубы, диаметром примерно полдюйма. Можно воспользоваться старой водопроводной трубой, которую нужно расплющить кувалдой с двух сторон. В полученных плоскостях высверлить отверстия диаметром 10,2 мм и болтами закрепить на раме. Для придания большей жесткости между ручками приварить поперечину.

Читайте также  Мотоблок работает рывками что делать?

Плужная сцепка

Сцепка мотоблока в разборе

Сцепка – это важный элемент конструкции, обеспечивающий надежное крепление навесного оборудования с мотоблоком «Нева». Наиболее популярным вариантом считается П-образное крепление из швеллера, и которое устанавливается под рулем мотоблока.

При создании сцепки понадобится просверлить отверстия для крепления кронштейна и крепежного штыря. Кронштейн для крепления к мотоблоку находится либо вверху, либо внизу, чтобы не препятствовать навешиванию.

Изготовление и крепление рабочих элементов плуга

Основными элементами однокорпусной конструкции являются отвал и лемех, для создания которых необходима прочная листовая сталь толщиной 3-5 мм. В первую очередь делается лемех, для чего стоит использовать старый диск от «циркулярки», поскольку он производится из высокопрочной стали. Чтобы заточить режущую кромку лемеха, ее следует отбить на наковальне.

Далее, нужно сделать отвал из металлической трубы диаметром 50-60 см и толщиной стенок порядка 5 мм. Из картона или плотной бумаги создается шаблон, который прикладывают к металлу и обводят по всему контуру мелом. После, по полученным линиям, газосваркой вырезают заготовку, которая доводится до необходимых размеров при помощи «болгарки» или молота и наждака.

Сборка конструкции

Когда все металлические детали плуга для мотоблока «Нева» созданы, для завершающей сборки будет необходим лист металла размером 50×50 см и электросварочный аппарат. К металлическому листу, строго соблюдая углы, нужно слегка прихватить сваркой элементы будущего плуга – боковой щиток и лемех, к которому примерить отвал. В том случае, если обнаружены какие-нибудь несоответствия, то отвал следует молотком довести до необходимого состояния и прихватить сваркой к задней части лемеха.

Осмотреть всю конструкцию и, если никаких проблем не замечено, то можно выполнять капитальную сварку. Лист металла, на котором осуществлялась сборка плуга, отсоединяют от конструкции посредством «болгарки» или молотка и зубила. Далее, требуется тщательно зачистить сварные швы и отшлифовать наждачкой лемех и отвал. После того как конструкция собрана и практически готова к использованию, ее следует покрасить, особенно места сварных соединений. Это не только придаст плугу эстетичный вид, но и убережет металл от воздействия коррозии, а, следовательно, и значительно продлит срок эксплуатации.

Самостоятельно сделать качественный плуг для мотоблока «Нева» хотя и непростая задача, но она вполне выполнимая и по силам любому человеку, имеющему минимальный опыт работы со слесарным инструментом. Чтобы все удалось, следует придерживаться инструкций и чертежей, а также провести грамотную настройку всей конструкции. Собственноручное изготовление плуга это не только довольно интересно, но и экономично, поскольку большую часть материала может найти у себя в хозяйстве любой мастер.

Плуг своими руками для мотоблока

Мотоблок — многофункциональная машина, помогающая фермерам решать самые разные сельскохозяйственные задачи: скашивание, посадка различных культур, перевозка грузов и т. д. Однако для каждого вида работ требуются специальные навесные приспособления. Например, для такой распространенной операции, как вспашка, необходим плуг. С его помощью удается обрабатывать даже тяжелые и целинные почвы. Готовое оборудование стоит довольно дорого, зато можно сделать плуг для мотоблока своими руками. Понадобится немного терпения, а еще материалы и инструменты, которые могут найтись в мастерской. Интересно, что, помимо сельского хозяйства, плуги также применяют для некоторых видов подводных работ, для укладки кабеля, а также при поиске нефти.

Виды плугов

Существуют разные виды вспашных устройств. С мотоблоками используются три основных вида:

  1. Однокорпусный. Подходит для обработки легких почв, с тяжелыми не справляется. Имеет только один лемех.
  2. Реверсный (оборотный). Имеет загнутый лемех, переворачивающий почву — в этом и состоит принцип работы. Отлично справляется с тяжелыми и целинными почвами, обычно используется с мотоблоками среднего и тяжелого класса.
  3. Роторный оснащен несколькими режущими лопастями. Используется со средними и тяжелыми моделями, может заменить фрезу.

Таким образом, можно выбрать наиболее удобную модель для работы на конкретном типе почв. При покупке готового оборудования важно помнить, что, во-первых, необходимо проверить его совместимость с мотоблоком, а, во-вторых, ему может понадобиться универсальная сцепка для агрегатирования с техникой. В остальном работа мотоблоком с плугом достаточно проста и не требует специальной подготовки.

Плуг используется для обработки почвы

Также различают модели по способу агрегирования, то есть соединения с тягачом:

  1. Прицепные — используются только с колесными средствами. Обеспечивают гладкую и равномерно обработанную почву, однако имеют большой угол поворота, что ограничивает сферу их применения.
  2. Навесные работают от тракторной навески. Имеют небольшой вес, малый радиус поворота и простую конструкцию. Для работы с мотоблоком или мини-трактором используются только легкие модели.
  3. Полунавесные работают как от навески, так и колес самого вспашного устройства. Они могут оснащаться большим количеством лемехов, однако имеют большой радиус разворота и сложны в обслуживании и ремонте.

Преимущества самодельных плугов

Готовые плуги для мотоблока предлагаются по цене от 1200—1500 р. Это вполне доступная сумма даже для мелкой фермы, учитывая, что оборудование прослужит много лет и сэкономит массу сил. Однако домашние умельцы по всей стране тратят время на то, чтобы изготовить вспашные устройства своими руками. Чем же самодельный плуг для мотоблока лучше покупного:

  1. Экономия. На первый взгляд, самостоятельное изготовление устройства потребует столько времени, что проще и выгоднее купить готовый. Однако если учесть расходы на сцепку и доставку, готовое оборудование обойдется не так и дешево, а если под рукой есть все необходимые материалы и инструменты, сэкономить точно получится.
  2. Совместимость. Самодельное оборудование — залог полной совместимости с мотоблоком. Не нужно подбирать модели, уточнять у поставщика, а при установке нет шансов обнаружить, что устройство все-таки не подходит, и нужно докупать еще детали.
  3. Соответствие задачам. Никто лучше фермера не знает, как и чем нужно пахать его поле. В конструкции самодельного оборудования можно учесть все параметры: прочность материала, угол заточки и т. д., чтобы вспахать землю максимально быстро и качественно.
  4. Ручная работа. Не секрет, что работа руками доставляет многим особое удовольствие, и если у домашнего мастера есть необходимые навыки и время, то лучше потратить их на оборудование, которым можно будет гордиться.

Порядок изготовления плуга

Для начала нужно определиться с видом модели, прикинуть размеры и приступить к поиску материалов и инструментов. Для режущей части лучше всего подходят диски циркулярных пил — они изготовлены из высокопрочной легированной стали 9ХС, прослужат долго и безотказно. Отработавшие свое диски можно достать на ближайшей лесопилке или попробовать купить с рук, а иногда и раздобыть в собственном сарае среди прочего металлолома. Можно использовать и менее прочную сталь, например, 45, которую следует закалить до твердости 55. Подойдет и также более распространенная сталь марки 3 или 5. Закалке она не поддается, однако можно отбить режущий край на наковальне, а потом наточить. Такой плуг тоже будет эффективным и прослужит долго. Правда, подходит этот способ только тем, кто умеет работать с металлом.

Плуги бывают нескольких разновидностей

Когда материалы найдены, нужно обязательно сделать чертеж плуга для мотоблока. На нем должны быть прорисованы все детали с указанием размеров. После этого рекомендуется склеить картонный макет, чтобы убедиться в правильности всех расчетов. Этот этап особенно важен для начинающих мастеров. Если это первый опыт — не стоит рисковать стальными заготовками, лучше потратить время на макет, но застраховать себя от ошибок.

Конструктивно плуг представляет собой набор деталей, обеспечивающих нарезание и перемещение почвенного пласта. В процессе вспашки почвенный слой крошится, переворачивается и укладывается на ранее перевернутый пласт. Основные детали:

  1. Лемех. Его назначние — подрезать слой почвы и направить на отвал. На эту деталь падают основные нагрузки, поэтому она подвержена быстрому изнашиванию — проще говоря, затупляется, а на тяжелых почвах может и погнутся. Восстановить форму лемеха можно, нагрев и отбив кузнечным молотом. Поэтому его делают съемным — чтобы при необходимости можно было снять и отремонтировать или заточить.
  2. Отвал обеспечивает перемещение и переворот почвенного слоя. Очень важно, чтобы он вплотную примыкал к лемеху, допустимый зазор — 1 мм. Это обеспечит ровный срез и аккуратный переворот.
  3. Предплужник устанавливается, чтобы срезать верхний слой грунта (дерн). Работает на глубине до 12 см. Используется на целинных и задернелых почвах.
  4. Нож вертикально разрезает почву и облегчает ее переворот. Также установка ножа обеспечивает более эффективное заделывание пожнивных остатков, стабилизирует ход плуга и выравнивает борозду.
  5. Стойка — служит для крепления рабочих органов плуга.

Перед тем как выполнить чертеж, необходимо определиться с типом плуга. Способы их использования уже рассмотрены выше, далее необходимо обозначить различия в их сборке.

Однокорпусные

Однокорпусные устройства имеют самую простую конструкцию и являются наилучшим вариантом для домашнего мастера, особенно начинающего. Для изготовлении не требуется специальных инструментов и оборудования, а необходимые материалы наверняка найдутся в сарае или гараже.

Оборотные

Сделать самодельный оборотный плуг для мотоблока будет несколько сложнее. Его отличие от неповоротных моделей заключается в наличии особого ручного механизма на сцепке, который позволяет поворачивать лемех в обратную сторону в конце каждого ряда, при этом почва будет переворачиваться в правильную сторону. В то время как при использовании обычного плуга приходится переходить обратно к началу нового ряда. Применение поворотного механизма ускоряет пахоту и экономит силы.

Перед работой необходимо подготовить чертежи

Для того чтобы собрать вспашное устройство поворотного типа, потребуется изготовить три плоскости:

  • боковую вертикальную.
  • нижнюю горизонтальную;
  • переднюю отвальную.

Опытные мастера рекомендуют для начала выполнить макет из плотного картона. Нужно вырезать каждую деталь отдельно, а потом соединить их с соблюдением всех размеров и углов. Только после того, как картонная модель показала правильность расчетов, можно приступать к работе с металлическими заготовками.

Роторные

Вспашные устройства роторного типа сложнее и более трудоёмки в изготовлении, чем однокорпусный или оборотный. Принцип действия заключается в том, что несколько лемехов закрепляются на оси посредством валов, и ось сообщает им вращение во время работы. В результате воздействие оказывается сверху вниз, что особенно удобно для разбивания комьев земли, заделки удобрений и пожнивных остатков. Роторные модели ограниченно используется на каменистых грунтах, так как в этих условиях вращающиеся детали быстро ломаются, зато на мягких почвах показали себя превосходно.

Этот тип совершенно отличается от всех других типов плугов. Роторный плуг включает много изогнутых лемехов, установленных на одной оси. При вращении ось передает крутящий момент от вала мотоблока и переворачивает грунт. Это позволяет обрабатывает почву на глубину до 30 сантиметров, в том числе заросшую бурьяном и и заплетенную корнями при минимальных затратах физических сил.

Читайте также  Какой мотоблок лучше для езды с тележкой?

Отвальные и безотвальные

Отвальные и безотвальные модели различаются наличием отвала. Безотвальные проще в изготовлении и отлично подходят для легких почв. Для отвальных потребуется изготовить, собственно, отвал. Необходимо помнить, что зазор между отвалом и лемехом не должен быть более 1 мм, в идеале они прилегают друг к другу вплотную.

Заготовку для отвала вырезают из стального листа 4 мм ножницами по металлу или газосваркой. После этого необходимо придать ей цилиндрическую форму. Идеально использовать для этой цели вальцы с последующей доработкой тяжелым молотком. Также можно использовать стальную трубу диаметром 600 мм. Срезы необходимо обработать наждаком.

Итак, вид плуга выбран, чертежи готовы, макет выполнен. Осталось посмотреть видеоролик, как сделать плуг, и можно приступать к работе.

Основные детали:

  • лемех;
  • винт М8 с потайной головкой;
  • гайка М8;
  • пластина основания;
  • отвал;
  • уголок 30 на 30 и 30 на 90 мм.

Для сборки корпуса потребуется стальной 3 мм лист размером 500 на 500 мм, сварочный аппарат и клинья с углом 25 градусов. Сначала к листу приваривается лемех, используя клинья. Затем с ним совмещают боковой щиток стойки с нахлестом 7 мм и слегка приваривают. После этого прикладывают отвал, обеспечивая минимальный зазор с лемехом.

Если все зазоры и углы соблюдены, то можно окончательно обварить конструкцию. Если нет — детали дорабатывают молотком. После сварки можно демонтировать вспомогательный лист, для этого используются зубило или болгарка. В заключение необходимо зачистить все швы, а поверхности обработать наждачной бумагой.

Как установить и отрегулировать плуг

Перед установкой плуга необходимо подготовить мотоблок: подвезти его к участку, на котором будет проходить испытание, и установить стальные грунтозацепы. После этого можно монтировать плуг. Установка производится на навесное устройство гайками. Важно не затягивать гайки полностью, оставляя возможность регулировки. Затем плуг крепят к серьге мотоблока двумя штырями. Установка окончена.

Регулировка плуга на мотоблоке осуществляется в следующем порядке:

  1. Установить мотоблок на подставку высотой 20 см (или 25, если планируется обрабатывать мерзлый грунт).
  2. Отпуская и закручиваю болты, установить угол наклона, чтобы пятка плуга располагалась горизонтально.
  3. Снять мотоблок с подставки и и отрегулировать руль так, чтобы рычаги находились на уровне пояса.
  4. Выполнить контрольную вспашку. Для этого необходимо провести три борозды, наблюдая за качеством отвала и глубиной среза. Расстояние между бороздами также следует замерить. Если оно больше 10 см, следует повторить регулировку.

В процессе использования плуг необходимо обслуживать — удалять грунт после работы, проверять надежность креплений и при необходимости затачивать лемех. В таком случае он прослужит долго и безотказно.

Заключение

Таким образом, изготовить и установить плуг несложно при наличии навыков и тщательной подготовки (чертежи и макеты). Имея инструменты и базовые умения работать с металлом, достаточно изучить инструкцию и посмотреть пару роликов, где рассказывается, как сделать для мотоблока плуг своими руками. Результатом станет оборудование, в качестве которого можно быть уверенным на все сто. При правильном обслуживании оно прослужит много лет и обеспечит много богатых урожаев.

Плуг для мотоблока своими руками

Для того чтобы выполнять определенную работу при обработке почвы на своем приусадебном участке, следует использовать специально предназначенное для этого сельскохозяйственное оборудование или инструмент. Если работать, используя ручной труд, можете столкнуться со слишком длительным сроком выполнения задачи, перерасходом сил.

Среди прочих решений следует выделить плуг. Многие задаются вопросом о том, что лучше – приобрести устройство в магазине или сделать его самостоятельно. Вы, возможно, выберете первый вариант, но иногда он не подходит для тех, кто хочет сэкономить. Кроме того, самостоятельно изготовленное приспособление вы всегда сможете подремонтировать или заменить вышедшие из строя части.

Вообще, плуги хороши еще и тем, что их можно устанавливать на мотоблоки. Такая техника отлично справляется с сельскохозяйственными задачами, а именно:

  • пахотой;
  • посадкой различных культур;
  • покосом;
  • посевом;
  • окучиванием;
  • выкапыванием картофеля, моркови, лука и пр.

Прежде чем изготовить плуг для мотоблока своими руками, вы должны выбрать конструкцию, которая может быть:

  • оборотной;
  • однокорпусной;
  • роторной.

Рекомендации по изготовлению однокорпусного плуга

Такое устройство отличается простотой и возможностью исполнения одной из множества модификаций. Поэтому данный вариант является оптимальным для изготовления в домашних условиях. Однокорпусный плуг – это легкая конструкция, при изготовлении которой не понадобятся особое оборудование или специальные инструменты. Материал можно будет найти у себя в гараже или в сарае.

Если вы хотите изготовить плуг для мотоблока, следует воспользоваться опытом многих мастеров, которые утверждают, что устройство лучше сделать со съемным лемехом, чтобы перед началом пахоты можно было осуществить заточку.

Прежде чем изготовить режущую часть, вы должны подумать над тем, какой материал выбрать. Лучше подойдет легированная сталь 9ХС, которая ложится в основу дисков пил. Подойдет и 45-я сталь, которую следует довести до состояния твердости в HRC 55. Если у вас нашлась лишь обычная, например марки 3, которую нельзя закалить, ее режущую кромку отбивают на наковальне, а после затачивают. Тогда она будет приспособлена для резки почвы.

Изготовление отвала для плуга

Плуг для мотоблока должен иметь отвал, рабочей площади которого следует придать цилиндрическую форму. Если в наличии есть вальцы, то справиться с этой задачей вы сможете с легкостью. Заготовку для отвала, которая предварительно вырезается ножницами по металлу или с помощью газо-/электросварки, необходимо уложить на вальцы под углом в 20˚. Заготовка должна быть изогнута, а после с помощью тяжелого молотка вы сможете доработать ее до необходимой формы, следуя шаблону.

Альтернативный вариант изготовления отвала

В качестве заготовки может выступить стальная 600-мм труба, толщина стенки которой составляет 5 мм. Сначала вы должны изготовить из плотного картона шаблон, который после прикладывается к трубе, чтобы нижняя кромка шаблона составила с кромкой трубы угол в 23˚. С помощью лемеха нужно будет очертить линию отвала, а после, используя газовую сварку, следует вырезать заготовку и обработать ее наждаком. При необходимости заготовку можно довести до формы отвала по шаблону с помощью молотка.

Третий способ изготовления отвала

При изготовлении отвала плуга для мотоблока по данной технологии вы должны будете приложить чуть больше усилий. Заготовка на первом этапе помещается в горн для нагрева. Ее отбивают по матрице молотком. Образцом может выступить отвал из другого плуга. Для изготовления рамы плуга можно использовать 3-миллиметровый лист стали, марка которого может варьироваться от 3 до 10.

Сборка устройства

Составляя чертеж плуга, вы должны будете изобразить следующие узлы:

  • щиток боковой стойки;
  • стойку;
  • лемех;
  • распорную пластину;
  • полевую доску.

Лемех изготавливается из легированной стали. А вот щиток можно выполнить из стали марки Ст3. Это же касается распорной пластины и пластины для основания. Роль полевой доски будет выполнять уголок с полкой на 30 мм. Что касается стойки, то в ее основе будет 40-мм труба. Из плотного картона необходимо сделать все части устройства, после их соединяют между собой с выдержкой нужных углов. Если картонная модель устроит по всем параметрам, можно начинать работу с металлическими заготовками.

Выполняя плуг для мотоблока своими руками, вы должны будете использовать вспомогательный стальной лист квадратной формы со стороной в 500 мм. Его толщина должна составить 3 мм. В качестве инструмента следует подготовить аппарат для сварки. Используя клинья с углом 25˚, следует уложить лемех на вспомогательный лист. С двух сторон после этого детали прихватываются точечной сваркой.

Боковой щиток стойки стыкуется с лемехом плуга в вертикальном положении таким образом, чтобы край заходил на край лемеха. Нахлест должен составить 7 мм. Боковой щиток следует поднять выше по отношению к лезвию лемеха на 10 мм. При этом важно учитывать, что лемех должен разрезать почву.

Отвал после этого прикладывается к лемеху, чтобы не было зазора. Детали должны образовывать одно целое. Между верхним краем отвала и лезвием лемеха угол должен составить примерно 7˚. Составляя чертеж плуга для мотоблока своими руками, вы должны предусмотреть крепление лемеха, который будет состоять из нескольких деталей, а именно:

  • винта;
  • отвала;
  • гайки;
  • пластины;
  • основания уголка.

Винт должен иметь потайную головку. Что касается уголка, следует взять два; один из которых будет иметь полку на 30, другой – на 90 мм. Если перед вами стоит вопрос о том, как сделать плуг для мотоблока, то вы должны знать, что при сборке можете обнаружить, что края или углы не совпадают. Овал при этом дорабатывается большим молотком. После подгонки отвала к лемеху сзади следует прихватить его точечной сваркой, используя тот же принцип, что и с боковым щитком. Последний приваривается к пластине основания и распорной планке. У основания к пластине необходимо укрепить уголки для упора.

После этого инструмент осматривается, затем его можно обварить капитально. Вспомогательный лист после этого удаляется, ведь он использовался для сборки. Отделить его от корпуса можно болгаркой или зубилом. В первом случае используется отрезной круг. Уголки упора свариваются с пластиной основания на следующем этапе. После завершения сварочных работ следует зачистить швы, а поверхности отвала и лемеха обработать наждачкой.

Изготовление оборотного плуга

Оборотный плуг для мотоблока можно назвать универсальным устройством. В основе лежит ручной механизм, который является частью одинарной стандартной сцепки. Известно, что во время пахоты за один проход пласт земли переворачивается лемехом лишь в одну сторону. Поэтому оператору приходится переходить к началу, чтобы почва переворачивалась в нужную сторону в следующем ряду. Приходится начинать с той же стороны участка. Для этого и нужен оборотный плуг для мотоблока, своими руками вы сможете выполнить его довольно просто. С помощью данного приспособления вы будете выполнять пахоту территории гораздо быстрее. В конце ряда нужно будет повернуть лемех в обратную сторону, продолжив обработку почвы.

Рекомендации по изготовлению оборотного плуга

Первоначально необходимо изготовить раму, для которой используется металлическая труба. Ее сечение может быть равно 52 x 40 мм. Толщина стенки должна составить примерно 7 мм. Для вилки нужно срезать широкие стенки рамы, которые располагаются друг напротив друга.

Читайте также  Самодельный измельчитель веток для мотоблока

На раме после этого отмечается середина, где будет находиться поперечная траверса. Туда же привариваются стойки, которые имеют функцию проушин. Туда фиксируется дышло. В передней части рамы образуется отверстие, которое следует заварить наглухо, чтобы исключить попадание грязи.

Размеры плуга

Оборотный плуг состоит из нескольких основных плоскостей, как то:

  • передней отвальной;
  • нижней горизонтальной;
  • боковой вертикальной.

Если после снятия отвала и лемеха плуг уложить сверху на стол, крышка стола должно совпасть с горизонтальной нижней плоскостью, тогда как вертикальная стена будет совпадать с вертикальной боковой плоскостью.

Качественным считается тот плуг, у которого нижний режущий край лемеха ниже горизонтальной нижней плоскости на 20 мм. Прежде чем приступать к работам своими руками, размеры плуга для мотоблока необходимо определить. Среди прочих параметров следует выделить еще и соотношение бокового режущего края лемеха с боковым режущим краем отвала.

Отвал и лемех не должны выступать за вертикальную боковую плоскость больше, чем на 10 мм. Еще одним условием является соединение передней плоскости лемеха с отвалом в одной плоскости. Зазоров при этом быть не должно. Выступающие крепежные элементы не должны торчать.

В заключение

Размеры плуга для мотоблока выбираются индивидуально, но существуют некоторые параметры, которых следует придерживаться. Например, боковые кромки лемеха должны иметь углы от 10 до 20˚. Боковая режущая кромка отвала при этом может быть закругленной. Еще одним условием, которое следует соблюсти при выборе параметров для плуга, выступает ровная тыльная сторона лемеха. С плоской поверхностью плуга этот элемент должен составлять 15-20˚.

Как можно сделать плуг для мотоблока своими руками?

  • 1 Процесс сооружения плуга для мотоблока
    • 1.1 Как соорудить отвал самостоятельно?
  • 2 Как изготовить самостоятельно плуг поворотного типа?
    • 2.1 Рекомендуемые размеры конструкции
  • 3 Как смонтировать плуг на мотоблок?
  • 4 Заключение

Люди, которые интересуются садовой техникой, часто хотят узнать, как сделать плуг для мотоблока своими руками. С помощью подобной конструкции можно выполнять различные работы, связанные с сельским хозяйством. К таким работам можно отнести: покос, посев, пахоту, посадку овощей и т.д. Однако для каждого из видов работ необходимо соответствующее сельскохозяйственное устройство. Поэтому практически каждый дачник желает изготовить самодельный плуг для мотоблока.

Сооружение плуга для мотоблока своими руками, чертежи которого изображены на рис. 1, не является сложным процессом.

Плуги бывают различных видов, каждый из которых представляет собой специальное приспособление. К примеру, для пахоты в большинстве случаев используется однокорпусный, роторный или оборотный плуг.

Проще всего изготовить однокорпусный плуг. Он имеет несложную конструкцию и состоит всего из нескольких элементов. Данный вариант больше всего подходит дачникам, у которых нет соответствующего опыта работы.

Изготовить плуг очень просто. Для этого не будут нужны специальные устройства или инструменты. Можно использовать элементы, которые хранятся в гаражном помещении.

Процесс сооружения плуга для мотоблока

Лемех плуга должен быть съемным. Режущий элемент конструкции рекомендуется изготавливать из легированной стали, которая используется при производстве дисков циркулярных пил.

Подойдет и сталь 45, которую можно довести до твердости 50-53 закалкой. Если в наличии имеется лишь рядовая сталь, которую не получится обработать термическим методом, то ее тоже можно использовать для резки пласта грунта. Чтобы это сделать, понадобится отбить кромку для резки холодного лемеха на наковальне, после чего заточить ее.

Элементы, которые будут необходимы:

  • стальная трубка;
  • плотный картон;
  • мел;
  • сварочное устройство;
  • наждачная бумага;
  • молоток;
  • стальной лист размерами 50х50 см.

Как соорудить отвал самостоятельно?

Есть несколько методов изготовления отвала для плуга. Рабочему основанию отвала надо придать цилиндрическую форму. Если имеются вальцы для гибки листов, то придать детали необходимую форму очень просто.

Рисунок 2. Чертеж отвала плуга.

Чертеж отвала плуга можно увидеть на рис. 2.

Для получения необходимого результата понадобится деталь отвала, которая вырезана сваркой из листа стали толщиной 2-3 мм, подать на вальцы под углом 22-24°. Далее элемент надо выгнуть, после чего молотком придать необходимую форму. Сделать это можно путем использования шаблона.

Есть и другой метод изготовления. Деталь для отвала можно сделать из стальной трубки диаметром 55-60 см. Толщина стенок заготовки должна быть 3-4 мм. Прежде всего из плотного картона надо изготовить шаблон отвала. После этого деталь следует приложить к трубке так, чтобы нижняя часть шаблона отвала составила с образующей трубки в форме цилиндра угол 21-22°.

Форма отвала из трубки с диаметром 55-60 см изображена на рис. 3.

Рисунок 3. Форма отвала из трубки.

Контур отвала следует нарисовать мелом, после чего вырезать сваркой и обработать наждачной бумагой. Если потребуется, форму отвала можно откорректировать молотком по изготовленному шаблону.

Самым трудоемким методом сооружения отвала является установка детали в горн для нагрева. Далее деталь понадобится выгнуть по матрице, в качестве которой можно взять отвал от готовой конструкции.

В качестве материала для корпуса плуга можно использовать лист стали.

Чертеж элементов плуга можно увидеть на рис. 4.

Рекомендуется прежде всего изготовить элементы плуга из бумаги, после чего скрепить их между собой с помощью клеящей смеси. Показатели одного угла на различных частях корпуса могут составлять от 25° до 120°, другого — от 40° до 50°. Если конструкция из бумаги устраивает по всем критериям, то можно приступать к изготовлению приспособления из металла.

Рисунок 4. Чертеж элементов плуга.

Когда будут изготовлены части плуга из стали, для сборки корпуса будет необходим дополнительный лист 50х50 см. Еще нужно будет подготовить аппарат для сварки. На листе с отступом от крайних частей понадобится отложить угол γ.

С использованием клинков на лист понадобится установить лемех и приварить деталь с обеих сторон.

С лемехом понадобится стыковать боковой щит стойки вертикально так, чтобы его крайняя часть заходила за крайние части лемеха на 6-7 мм. Боковой щит следует поднять выше лезвия лемеха на 6-8 мм. В таком случае лемех сможет беспрепятственно срезать землю. Щиток следует приварить к лемеху и листу.

Далее понадобится к лемеху без щелей приложить отвал. Основания элементов должны составить единую конструкцию. Крепление лемеха конструкции изображено на рис. 5.

Рисунок 5. Крепление лемеха.

Если получится так, что основания или углы не будут соответствовать, то отвал следует доработать молотком. После того как будет выполнена подгонка отвала, деталь в задней части нужно прихватить сваркой к лемеху и щиту в боковой зоне конструкции. Далее боковой элемент понадобится сварить с рейкой для распорки и пластинкой. На следующем этапе с помощью сварки следует прихватить уголки для упора.

Далее плуг нужно осмотреть, после чего капитально сварить. Дополнительный лист, который используется для сборки плуга, нужно отделить от корпуса зубилом или пилой с диском для резки. Уголки для упора следует приварить к пластинке основания. Далее швы сварки понадобится зачистить, а основания отвала и лемеха обработать шлифовальным инструментом.

Как изготовить самостоятельно плуг поворотного типа?

Поворотный инструмент является универсальной конструкцией, которая предполагает наличие ручного механизма на обыкновенной сцепке. В процессе пахоты почвы обыкновенным плугом за один проход пласт почвы может переворачиваться лемехом в одну сторону. Чтобы земля другого ряда перевернулась в ту же сторону, понадобится вернуться к началу первого ряда и начать с данного участка.

С помощью подобного плуга пахоту можно производить намного быстрее — после разворота конструкции в конце ряда можно будет развернуть лемех в обратную сторону. Далее можно продолжать обрабатывать почву.

Рекомендуемые размеры конструкции

Поворотное изделие можно охарактеризовать наличием нескольких конструктивных плоскостей. Если после демонтажа лемеха и отвала плуг смонтировать на горизонтальный столик, который вплотную придвинут к стенке, после чего прижать его боковое основание к вертикальной стенке, то основание столика совпадет с нижним горизонтальным основанием полозка. Вертикальная стенка при этом совпадет с боковым основанием полозка.

Нюансы, которые следует учитывать:

  1. Первым условием качественной конструкции является размещение нижней режущей части смонтированного лемеха на 15-20 мм ниже горизонтального основания полозка.
  2. Еще одним условием надежной конструкции является стыковка переднего основания лемеха с отвалом в единой плоскости и без щелей. В данном случае не должно быть никаких выступающих деталей для крепежа. Все элементы обязательно нужно отполировать.

Когда все работы с плугом будут завершены, полированные основания понадобится очистить от грунта, залить машинным маслом, после чего растереть ветошью. Подобные действия позволят защитить отполированные основания от коррозии.

Тыльная сторона лемеха обязательно должна быть ровной, с плоским основанием плуга она должна составить угол 18-20°. Боковые кромки для резки должны иметь задние углы 12-20°.

Как смонтировать плуг на мотоблок?

Перед выполнением настройки плуга понадобится подготовить мотоблок и смонтировать на него плуг. Для этого устройство следует расположить на рабочем основании. Колеса с шинами из резины понадобится снять, после чего смонтировать грунтозацепные колеса из стали. Это необходимо для того, чтобы уменьшить буксование мотоблока в процессе пахоты за счет сопротивления почвы.

Схема элемента крепления плуга.

Когда плуг на мотоблок будет установлен, можно приступать к фиксации навесной конструкции плуга для мотоблока. Гайки фиксации надо будет затянуть не до конца, чтобы можно было отрегулировать агрегат. Далее понадобится выполнить прикрепление устройства к фиксирующему кольцу несколькими штырями из стали. После этого производится регулировка изготовленной конструкции.

Регулировка плуга для мотоблока делается с учетом всех существующих правил, так как от данного процесса будет зависеть качество вспашки. Прежде всего колеса мотоблока нужно установить на подставки, после чего выполнить балансировку.

Далее болтами для регулировки понадобится выставить угол наклона конструкции так, чтобы ее нижняя часть располагалась параллельно основанию грунта.

После того как плуг будет зафиксирован, понадобится мотоблок снять с подставок и установить на землю. Руль выставляется так, чтобы рукоятки располагались на высоте пояса пользователя.

В продаже сегодня можно найти плуг роторного типа. Конструкция предусматривает наличие выгнутых лемехов, которые монтируются на ось. Роторное устройство может обрабатывать почву до глубины примерно 26-30 см, при этом затраты сил пользователя будут минимальными. Однако самостоятельно подобное устройство соорудить очень сложно.

Заключение

Изготовить плуг просто. Чтобы сделать все правильно, нужно соблюдать последовательность действий.

В конце обязательно надо будет выполнить оценку корректности настройки конструкции. Для этого следует провести контрольную вспашку, после чего измерить глубину среза. В конце нужно будет измерить расстояние между бороздками. Если расстояние между ними более 10 см, то понадобится выполнить повторную регулировку.