Башенный кран с неповоротной башней

Виды и классификационные основы подъёмных башенных кранов

Основными сферами использования башенных кранов являются строительство жилых домов, возведение промышленных сооружений, гидротехнических дамб, судостроение. Существует множество видов башенных кранов. В основу классификации положены различные характеристики.

Виды башенных кранов по типу платформы

В зависимости от того, поворачивается ли у башенного крана платформа, устройства бывают:

      С поворотной платформой. Она состоит из цельносварной рамы и трёх балок. На двух балках закреплены фермы. Именно эти элементы воспринимают нагрузку во время работы крана. На платформе имеются кронштейны, которые служат для фиксации грузовой и стреловой лебёдок. Тут же размещены электрические приборы. Основанием для башни служит нижний противовес.

    Схема башенных кранов с поворотной платформой и не поворотной башней

    Технические характеристики

    Параметры Краны с поворотной платформой Краны с неповоротной башней
    Грузоподъемность до 25 до 75
    Высота подъема груза, м до 90 до 220
    Вылет стрелы, м до 40 до 80

    Разновидности стрел

    Стрелы башенных кранов могут классифицироваться по способу вылета:

    • Подъёмные. Они используются для подъёма груза, но не могут перемещать его по горизонтали. В основе работы такой стрелы лежит механизм, который изменяет угол подъёма.
    • Балочные. Эта стрела установлена статично в горизонтальном положении. Она не способна изменять высоту подъема груза. На стреле установлен подвижный механизм, который захватывает и перемещает груз по полозьям.

    В основе следующей классификации стрел лежит конструктивная особенность:

    • подвесные;
    • подвесные с балансиром;
    • подвесные с гуськом;
    • подвесные со стойками;
    • молотовидные.

    По виду сечения стрелы бывают:

    • квадратные;
    • прямоугольные;
    • треугольные.

    Монтаж стрел башенных кранов может осуществляться несколькими способами.

    Виды кранов по типу башни

    Исходя из конструктивных особенностей башен, краны бывают:

    • Решётчатые. Башня представляет собой конструкцию, которая монтируется из углов и узких трубок. Основными элементами решётчатой башни являются боковые стороны с верхними и нижними ребрами, перпендикулярные и наклонные стержни. Решётчатая конструкция является одновременно прочной и лёгкой. Она надёжно противостоит порывистым ветрам.
    • Сплошностенчатые. Такие башни обладают очень простой конструкцией, но имеют большой вес. Башни способны поднимать тяжёлые грузы. Они незаменимы при работе в условиях низкой температуры воздуха.

    Классификация кранов в зависимости от опоры

    Достаточно часто при выделении различных видов башенных кранов применяется такая особенность, как опора:

    • Передвижные. Данный вид башенных кранов характеризуется возможностью установки под раму передвижной оси с колесами или рельсовым ходом. Во время транспортировки кран не разбирается, достаточно снять противовесы.
    • Приставные. Ходовая у таких башенных кранов полностью отсутствует. Они монтируются на фундамент возводимого здания, а башня фиксируется по вертикали к несущим конструкциям здания.
    • Самоподъёмные. Такие краны устанавливаются в середине строения. Они имеют подъёмную обойму, которая опирается на перекрытия конструкции. Лебёдка помогает двигать башню вверх.
    • Cтационарные. Краны крепятся к фундаменту, но башня не фиксируется по вертикали.

    Передвижные, стационарные, приставные и самоподъемные башенные краны

    Типы кабин

    По типу установки кабины башенных кранов бывают:

    • Закрытые. Они устанавливаются внутри башни, обеспечивают комфортную работу оператора. Минусом данного вида кабин является неудобство починки.
    • Открытые. Такие кабины располагаются за пределами башни. Обычно их монтируют внизу, что существенно сокращает обзор для водителя.

    По степени наружного обзора:

    • Обычные. Данные кабины имеют фронтальное и боковые окна.
    • Панорамные. Кабины имеют все стены из ударопрочного стекла.

    На фото панорамная кабина башенного крана

    Башенные краны

    Общие сведения Башенный кран с поворотной башней Башенный кран с неповоротной башней Приставной (стационарный) башенный кран Переставной кран

    Башенными называют строительные краны со стрелой, закреп­ленной в верхней части вертикально установленной башни, и выполняющие работу по перемещению грузов и монтажу строи­тельных конструкций за счет сочетания рабочих движений: подъема и опускания груза, изменения вылета, поворота стрелы с грузом и передвижения самого крана (для передвижных кранов) Башенные передвижные краны обычно имеют высоту подъема крюка до 70 м, а краны с высотой подъема более 70 м выполняются приставными и используются при возведении многоэтажных зданий высотой до 150 м.

    Грузоподъемность кранов, используемых в жилищном строительстве, обычно составляет S. 25 т, а кранов для монтажа конструкций и тяжелого промышленного оборудования — до 50 т! и даже до 250

    Башенные краны классифицируют следующим образом:

    по на­значению (строительные, монтажные, краны-перегружатели); по возможности передвижения (передвигающиеся по рельсовым пу­тям; стационарные или приставные, прикрепляемые к возводи­мому сооружению; самоподъемные, устанавливаемые на каркасы зданий и перемещаемые по ним в вертикальном направлении); по способу изменения вылета крюка (с подъемной и с горизонтальной балочной стрелой); по конструкции башен различают краны с поворотной и неповоротной
    башнями. Башни кранов могут быть постоянной длины и наращиваемые. по типу металлических конструкций основных элементов (решетчатые и трубчатые).

    К унифицированным механизмам кранов относятся стреловая, грузовая и
    тележечная лебедки, опорно-поворотное устройство и механизм передвижения.

    Из выпускаемых типоразмеров кранов оснащены балочными стрелами, а подъемными. Балочные стрелы обеспечивают более плавное перемещение и наведение грузов, что целесообразно на монтажных работах. Однако краны с балочными стрелами имеют массу на 10—15% выше, чем краны с подъемными стрелами. В большинстве своем башенные краны передвижные по рельсовым путям; приставных, крепящихся к возводимому зданию, выпущено мало. Разработаны универсальные башенные краны, которые до определенной высоты работают как свободностоящие, а выше как приставные. Все башенные краны монтируются из отдельных секций башен и стрел, что позволяет создавать из них различные исполнения и модификации, отличающиеся по вылету, высоте подъема и грузоподъемности. Указанные качества особенно проявляются в так называемых «модульных» башенных кранах, освоение которых начато в последние годы.

    Монтаж современных кранов осуществляется собственными механизмами с участием одного и иногда двух стреловых самоходных кранов необходимой грузоподъемности. Питание кранов электроэнергией осуществляется от внешней сети общего назначения напряжением 220 и 380 В.

    Кабина управления бывает двух видов: выносная и встроенная в башню. Для облегчения подъема и спуска на высоких кранах монтируется подъемник для машиниста. Металлоконструкции башен и стрел изготовляются из уголков или трубчатых элементов.

    Башенный кран с поворотной башней

    Большинство выпускаемых башенных кранов с поворотной башней сконструировано в так называемом «мобильном» исполнении, обеспечивающем относительно быстрое их перебазирование. Краны приставные, а также передвижные большой единичной грузоподъемности и с неповоротной башней перевозятся в разобранном на укрупненные узлы виде. У кранов с поворотной башней, опорно-поворотное устройство, на которое опирается поворотная часть крана, расположено внизу на ходовой раме крана или на портале. Поворотная часть кранов включает поворотную платформу, на которой размещены грузовая и стреловая лебедки, механизм поворота, противовес, башня с оголовком, распоркой и стрелой.

    Рис. Башенный кран с поворотной башней

    Башенный кран состоит из:

    неповоротной рамы с ходовым устройством 5, поворотной платформы 4 и противовесом 7, механизмом вращения 3, грузовой 8 и стреловой 9 лебедками, башни 2, стрелы 1, грузового 13 и стрелового 10 поли­спаста. Башня решетчатой или трубчатой конструкции закреплена на поворотной платформе, а стрела — шарнирно в верхней части башни. Стрела удерживается растяжками 12 она может подниматься и опускаться, из­меняя при этом высоту подъема и вылет груза. стрелоподъемной лебедки8 и 9 грузовой лебедки. Стрела может быть оборудована грузовой кареткой /5 (перемещающейся по направляющим горизонтально или наклонно установленной стрелы, груз перемещается вдоль стрелы в горизонтальной плоскости

    Опорная часть башенных кранов с поворотной башней включает нижнюю ходовую раму 4, шарнирные кронштейны 2 и четыре ходовые тележки 1. Приводными обычно являются две тележки из четырех оборудованы эл. Двигателями и червячными редукторами. Для передачи нагрузок от верхней, поворотной, части крана на нижнюю раму служит опорный круг 3. Она предсталяет собой упор­ный подшипник большого диаметра. Поворот башни крана происходит за счёт зубчатой венцовой шестерни и малой приводной шестерни.

    Башенный кран с неповоротной башней

    У кранов с неповоротной башней опорно-поворотное устройство расположено в верхней части башни. Поворотная часть таких кранов
    включает поворотный оголовок, механизм поворота, стрелу и консоль (закреплена шарнирно) противовеса, на которой размещены лебедки и противовес, служащий для уменьшения изгибающего момента, действующего на башню крана. На ходовой раме кранов с неповоротной башней уложены плиты балласта, а с боковой стороны башни расположены монтажная стойка с лебедкой и полиспастом, предназначенная для поднятия и опускания верхней части крана при его монтаже и демонтаже. Ходовые рамы опираются на ходовые тележки, которые обеспечивают передвижение кранов по подкрановым путям.

    Рис. Башенный кран с неповоротной башней

    У данного типа кранов к неповоротной части относится также башня 1 с порталом и балластом. Балласт обеспечивает крану требуемую устойчивость против опрокидывания как под нагрузкой, так и в ненагруженном состоя­нии. Поворотная же часть крана включает поворотную головку 12, опирающуюся на верхнюю часть башни через опорно-поворотное устройство 6, обычно горизонтально расположенную стрелу 14 с грузовой кареткой 15 и лебедкой 13 для ее передвижения и противовесную консоль 7 с передвижным противовесом 8, грузовой лебедкой 9 и лебедкой передвижения противовеса 11. Стрела и противовесная консоль поддерживаются растяжками 10. Как и в слу­чае кранов с поворотной башней, противовес служит для вырав­нивания нагрузок на тела качения опорно-поворотного круга.

    Приставной (стационарный) башенный кран

    Имеются конструкции универсальных башенных кранов, которые до 70 м опираются на ходовые рельсовые тележки, а выше становятся приставными с прикреплением к стенам возводимого здания. Приставные краны опираются на рамы, которые закрепляются на монолитном фундаменте (эти краны монтируются на специальный фундамент или на части фундамента здания), имеет балочную стрелу и секционную башню, которые позволяют получить исполнения по высоте 80, 108 и 150 м и по вылету 30 и 40 м. Между секциями башни в местах крепления крана к зданию предусмотрены специальные рамы. Детали креплений пропускают через оконные проемы и закрепляют за стены или колонны здания. В башне смонтированы промежуточные рамы крепления, к которым присоединяются связи. Внутри располагается подъемник для машиниста. Эти краны имеют поворотную головку и горизонтальную стрелу с перемещающейся по ней грузовой кареткой. По мере возведения здания башню удлиняют.

    В последнее время все больше возводится зданий повышенной этажности с использованием самоподъемных башенных кранов, опирающихся на элементы возводимых зданий При возведении монолитных зданий самоподъемные краны опираются на специально предусмотренные окна в стенах лифтовой шахты и по мере роста здания поднимаются по ней. В сборных зданиях с металлическим или железобетонным каркасами для опирания самоподъемного крана используют ячейки каркаса. Применяются при строительстве высотных зданий с металлическим или прочным железобетонным каркасом. Кран оборудован гидравлическим механизмом выдвижения башни. Рис. 4.39. Самоподъемный башенный кран

    Башня 4 крана опирается на нижнюю секцию с элементами 1 опирания
    крана в окнах лифтовой шахты 17. В верхней части башни смонтировано опорно-поворотное устройство 5, состоящее из неповоротной рамы, поворотной платформы, роликового опорно-поворотного круга и механизма поворота. К поворотной платформе шарнирно крепятся противовесная консоль 8 балочного типа и одноподвесная балочная стрела 14 трехгранной (в сечении) формы. Консоль и стрела подвешены соответственно на расчалах 9 и 13. На консоли 8 смонтированы грузовая лебедка 7 и плиты противовеса 6. В корневой части стрелы установлена лебедка 12 передвижения грузовой тележки 15 с крюковой подвеской 16. К верхней части поворотной платформы крепится оголовок 10 с проушинами для крепления расчалов стрелы и консоли противовеса. К поворотной платформе крепится кабина управления 11. Выдвижная обойма 2 представляет собой решетчатую трубчатую металлоконструкцию квадратного сечения. К верхней части обоймы присоединены штоки четырех гидроцилиндров 3, служащих для выдвижения башни относительно обоймы, а также движения обоймы относительно башни. В нижней части обоймы установлены фланцы для опирания на торец лифтовой шахты. Кран опирается в окнах лифтовой шахты на двух уровнях на расстоянии двух этажей.
    Башня крана свободно перемещается внутри лифтовой шахты. Две нижние секции башни имеют в основании направляющие для упоров, выдвигаемых в окна лифтовой шахты. На поясах башни по диагоналям приварены упоры для самоподъема и опускания (при демонтаже). Каждый упор представляет собой поршень, задвигаемый вручную в направляющую трубу. Поршень фиксируется в направляющей трубе башни специальным стержнем. Процесс подъема крана в шахте лифта состоит из следующих последовательно выполняемых операций:
    опирание обоймы на лифтовую шахту, подъем крана в рабочее положение, закрепление крана в шахте лифта. Гидрооборудование крана обеспечивает вертикальное перемещение башни (подъем и опускание) внутри лифтовой шахты. Гидросистема включает насосную станцию с электроприводом, четыре гидроцилиндра и дистанционный (выносной) пульт управления. Гидроцилиндры установлены рядом с вертикальными поясами башни и соединены с ней попарно по диагонали. Для безопасности работы каждый гидроцилиндр снабжен гидрозамком и управляемым обратным клапаном.
    Монтаж самоподъемного крана осуществляется стреловым самоходным
    краном грузоподъемностью не менее 25 т. Затем самоподъемный кран монтирует вокруг себя полутюбинги лифтовой шахты или сооружает монолитную лифтовую шахту, после чего возводит первый этаж. Далее самоподъемный кран возводит второй, третий и четвертый этажи.
    После возведения четырех этажей здания и сооружения лифтовой шахты
    5-го этажа выдвижная обойма с помощью гидроцилиндров опускается на торец лифтовой шахты 5-го этажа; включением двух диагонально расположенных гидроцилиндров нагрузка снимается с нижней секции башни и передается на торец лифтовой шахты. Затем отстыковывается башня от нижней секции, закрепленной на анкерных болтах, теми же двумя гидроцилиндрами кран приподнимается вдоль ствола лифтовой шахты до совпадения выдвижных опорных балок с окнами лифтовой шахты на 1-м и 3-м этажах. Опорные балки выдвигаются в окна лифтовой шахты и закрепляются в них. Таким образом кран устанавливается в шести окнах шахты на каждом этапе (в данном случае на 1-м и 3- м этажах). Затем выдвижная обойма с помощью гидроцилиндров поднимается вверх по башне до оголовка, и кран может продолжать сооружение 5-го этажа, стоя на опорных балках. После возведения 5-го этажа и лифтовой шахты 6-го
    этажа выдвижная обойма снова опускается на торец лифтовой шахты 6-го этажа. С помощью гидроцилиндра кран вывешивается, выдвижные опорные балки задвигаются в башню, и кран выдвигается на один этаж вверх до совпадения опорных балок с окнами в лифтовой шахте 2-го и 4-го этажей.
    Кран опирается балками на окна, и далее операции повторяются до возведения последнего этажа здания. Нижняя секция башни на дне шахты по окончании демонтажа крана разбирается, как и самоподъемный кран.
    Самоподъемный кран демонтируется с помощью приставного крана, установленного на легком инвентарном фундаменте, или с помощью стрелового самоходного крана грузоподъемностью 25 т со стрелой длиной не менее 30 м, оборудованной гуськом. Грузоподъемность при максимальном вылете стрелы (32 м) составляет 5т, максимальная грузоподъемность (при вылете 16 м) – 10 т, высота подъема максимальная – 100 м.
    Предусмотрено производство самоподъемных башенных кранов с грузовым моментом 200, 250, 300 тм и вылетом стрелы до 60 м.

    Книга: Башенные краны

    Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:

    § 1. Классификация кранов

    Башенным строительным краном называется поворотный кран (рис. I, а, б) со стрелой 2, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни 6, предназначенный для выполнения строительно-монтажных работ.

    Управление всеми механизмами осуществляется машинистом из кабины 4. На большинстве кранов она находится на верху башни, что обеспечивает хороший обзор фронта работ.

    Груз поднимают с помощью грузовой лебедки 10, грузового каната и крюковой подвески 1, являющейся грузозахватным органом крана.

    Кран выполняет следующие движения: подъем груза, изменение вылета, передвижение и поворот. Сочетание этих движений позволяет не только подавать груз в любую точку строящегося здания, но и обслуживать территорию склада, разгружать материалы с транспортных средств.

    Изменение вылета (т. е. изменение положения крюковой подвески относительно оси вращения крана) осуществляется либо изменением угла наклона стрелы с помощью стрелового полиспаста 7 и стреловой лебедки 9, либо перемещением грузовой тележки 17 с помощью тележечной лебедки 18.

    Передвигается кран по строительной площадке обычно с помощью рельсового ходового устройства на стальных ходовых колесах с приводом от механизма передвижения по крановым путям. Для связи поворотных и неповоротных частей крана служит опорно-поворотное устройство 13, которое обеспечивает как передачу нагрузок от поворотной части крана на неповоротную ходовую раму 15, так и вращение поворотной части относительно неповоротной.

    Различают два основных типа башенных кранов: с поворотной (см. рис. 1, а) и неповоротной (рис. 1, б) башней.

    Рис. 1 Башенный кран: а— с поворотной башней и подъемной стрелой, б— с неповоротной башней и балочной Стрелой; 1 — крюковая подвеска, 2 — стрела, 3 — оголовок, 4 — кабина, 5 — распорка, в — башня, 7 — стреловой полиспаст, 8 — противовес, 9 — стреловая лебедка, 10 — грузовая лебедка, 11 — механизм поворота, 12 — поворотная платформа, 13 — опорно-поворотное устройство, 14 — балласт, 15 — ходовая рама, 16 — ходовая тележка, 17 — грузовая тележка, 18 — тележечная лебедка, 19 — противовесная консоль

    В кранах с неповоротной башней, например КБ-674, опорно-поворотное устройство размещено на верху башни. 11ри этом поворотная часть крана состоит из стрелы 2, поворотного оголовка 3 и противовесной консоли 19 с размещенными на ней лебедками, механизмом поворота 11 и противовесом 8, служащим для уравновешивания крана при работе.

    По типу применяемых стрел краны делятся на две группы: с подъемной, например у кранов КБ-401А, К.Б-100, и с балочной, например у кранов КБ-503, КБ-674, стрелой.

    У кранов с подъемной стрелой (см. рис. 1, а) груз подвешивают к концу стрелы. Изменение вылета (подъем стрелы) п этом случае осуществляется поворотом стрелы относительно опорного шарнира.

    У кранов с балочной стрелой (рис. 1, б) груз подвешивают к грузовой тележке, которая перемещается при изменении вылета по направляющим балкам стрелы.

    Наиболее просты по конструкции и способу изготовления подъемные стрелы, которые и получили массовое распространение.

    В соответствии со стандартом СТ СЭВ 723—77 «Краны грузоподъемные. Термины и определения» башенные краны классифицируют по возможности перемещения по строительной площадке и виду ходового устройства.

    По возможности перемещения башенные краны делятся на стационарные, самоподъемные и передвижные.

    Рис. 2. Виды кранов по возможности перемещения: а — стационарный, б — самоподъемный, в — передвижной; 1 — приставной, 2 — универсальный, 3 — самоходный, 4 — прицепной

    К стационарным (рис. 2, а) относятся краны, закрепленные на фундаменте или на другом неподвижном основании. При большой высоте для повышения прочности и устойчивости стационарные краны дополнительно крепят к возводимому сооружению. В этом случае их называют приставными 1, например КБ-675. Приставной кран, оборудованный ходовым устройством, который до определенной высоты может работать как передвижной, называется универсальным 2.

    К самоподъемным (рис. 2, б) относятся краны, устанавливаемые на возводимом сооружении и перемещающиеся вверх с помощью собственных механизмов по мере возведения сооружения.

    Стационарные и самоподъемные краны применяют главным образом при строительстве многоэтажных и высотных зданий.

    К передвижным кранам (рис. 2, в) относятся краны, передвигающиеся по рабочей площадке. Передвижные краны, оборудованные собственным приводом для передвижения при работе и транспортировании, называются самоходными 3. Передвижные краны, перемещаемые при транспортировании тягачом, называются прицепными 4.

    По типу ходового устройства башенные краны подразделяются »э рельсовые, автомобильные, на шасси автомобильного типа, пневмоколесные, гусеничные и шагающие. Отличаются эти краны друг от друга конструкцией ходового устройства.

    Наибольшее распространение получили рельсовые башенные краны (т. е. на рельсовом ходовом устройстве) (рис. 3, а), так как установка крана на рельсовых путях упрощает их эксплуата­цию и повышает безопасность работы.

    Рис. 3. Виды кранов по типу ходового устройства: а — рельсовый, б — автомобильный, в — на шасси автомобильного типа, г — пневмоколесный, д — гусеничный, е — шагающий; 1 — башмак, 2 — ходовая рама, 3 — ходовые колеса, I— шаг передвижения крана

    К башенным автомобильным кранам (рис. 3, б) относятся краны, смонтированные на шасси автомобиля (АБКС-5). Если башенный кран монтируется не на шасси серийно выпускаемого автомобиля, а на специально изготовленном под край пневмоколесном шасси автомобильного типа, оборудованном кабиной, этот кран назы­вается башенным краном на шасси автомобильного типа (рис. 3, в). Если пневмоколесное шасси под краном выполнено без кабины, то кран называется башенным пневмоколесным (рис. 3, г). Гусеничные башенные краны (рис. 3, д) монтируются на гусеничном ходовом устройстве. Они отличаются сложностью и большой массой ходовой части. В то же время наличие пневмоколесного и гусеничного ходов позволяет обойтись без рельсо­вых путей, что повышает мобильность крана и ускоряет ввод его в эксплуатацию.

    Башенныешагающие краны (рис. 3, е) сочетают в себе элементы рельсового и шагающего хода. Опираясь на цилиндрический башмак 1, кран поднимается над грунтом вместе с ходовой рамой 2, после чего она перемещается вперед. Затем ходовая рама опускается на грунт, а башмак поднимается. С помощью ходовых колес 3 кран передвигается вдоль рамы вперед на величину шага.Далее башмак опускается на грунт, заканчивая цикл шагания.

    Башенный кран

    Во многих сферах деятельности возникает проблема перемещения объектов большой массы и габаритов. Эту задачу успешно решает башенный кран. Он способен решать широкий круг задач, связанных с подъёмом и перемещением груза.

    Назначение крана башенного типа

    К подобным устройствам относится подъёмный механизм, обладающий поворотной стрелой, лебёдкой и противовесом. Стрела закреплена сверху на башне. Она представляет несущую опору, выполненную из металла. Наиболее распространённым считается строительный башенный кран. Они способны производить следующие действия:

    • осуществлять подъём грузов большой массы на заданную высоту;
    • перемещать груз в пределах строительной площадки;
    • производить разгрузку и загрузку транспортных средств.

    Современные башенные краны способны решать большой круг задач в различных условиях.

    Устройство башенного крана и принцип его работы

    Каждый механизм состоит из однотипного набора элементов. Устройство башенного крана включает:

    • опорную часть (основание);
    • поворотное устройство;
    • горизонтальную направляющую (стрела), по которой движется подъёмная лебёдка;
    • вертикальную стойку (башня);
    • кабину с элементами управления;
    • ходовую часть (механизм для перемещения всего агрегата).

    Принцип работы башенного крана основан на подъёме объекта разрешенной массы с помощью грузовой лебёдки. Такая конструкция обеспечивает необходимый суммарный момент веса стрелы и противовеса с весом, закреплённого объекта. Противовес может состоять из нескольких наборных элементов, например, железобетонных конструкций. В итоге сумма так называемых стабилизирующих моментов всегда должна превышать сумму опрокидывающих моментов. На основании этого положения рассчитывается необходимый вылет стрелы. Обеспечение максимальной площади покрытия, необходимой для перемещения груза производится за счёт вылета стрелы, её поворота по горизонтали, движения грузовой лебёдки и перемещения самого агрегата.

    Технические характеристики

    Эксплуатационные возможности и область применения таких устройств определяют следующие характеристики:

    • размер увеличения стрелы (он измеряется в метрах и находится в интервале от двадцати пяти до сорока метров);
    • высота подъёма груза (отдельные краны могут поднимать груз на ста метров и более);
    • скорость подъёма груза (это параметр достигает 200 м/мин);
    • параметр, определяющий вращение башни (от 0,2 до 1 об/мин);
    • скорость перемещения ходовой части.

    Перечисленные параметры определяются перечнем решаемых задач. Все виды башенных кранов соответствуют принятой классификации. Она утверждёна существующими стандартами.

    Маркировка включает последовательность заглавных букв и набора цифр. Первые три буквы указывают вид изделия. Например, К (кран) Б (башенный) М (модульный). Последующие цифры указывают: номер группы, вид базовой модели, порядковый номер исполнения всего агрегата.

    1. Номер группы определяет величину грузового момента.
    2. Вид базовой модели свидетельствует о том, является башня поворотной или нет. Номера от 01 до 69 обозначаются механизмы с поворотной башней. Номера от 71 до 99 с фиксированной башней.
    3. Порядковый номер исполнения свидетельствует об изменениях конструкции.

    В конце маркировки указывается климатическое исполнение конкретного изделия. Например, буква «У» указывает на применение крана в умеренном климате, «ХЛ» в холодном климате.

    Классификация

    Башенные краны классифицируются по следующим показателям:

    • области решаемых задач и сфере применения;
    • грузоподъёмности;
    • типу смонтированной башни;
    • виду установленной стрелы;
    • виду ходовой части;
    • мобильности.

    Основными сферами применения являются:

    • строительство объектов различного назначения (жилые дома, промышленные объекты, гидротехнические сооружения и много другое);
    • погрузка, разгрузка, перемещение груза к месту проведения работ.

    Грузоподъёмность крана зависит от грузового момента, на который рассчитан данный агрегат. Например, для грузового момента, равного 10 тм, грузоподъёмность составляет 15 т, для 40 тм она уже достигает 80 т, а при 120 тм общая грузоподъёмность равна 250 т.

    По мобильности такой механизм бывает стационарный или передвижной. Степень его передвижения зависит от вида ходовой части.

    В зависимости от конструкции каждый кран имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства определяются техническими характеристиками, которые указывает производитель. К недостаткам относятся те ограничения, при которых кран не в состоянии выполнять свои функции. Обычно это связано с грузоподъёмностью, мобильностью, величиной финансовых затрат на его эксплуатацию

    По типу башни

    Для современных изделий применяют следующие виды башен:

    • постоянной длины;
    • телескопические;
    • подращиваемые снизу;
    • с изменяемым углом поворота.

    Первый тип имеет фиксированную высоту. Её устанавливают в вертикальное положение с последующей фиксацией. Башенный кран с поворотной башней способен производить вращение вокруг своей оси.

    По типу стрелы

    У современных агрегатов имеются следующие типы таких устройств:

    • подъёмная стрела (позволяет изменять угол подъёма);
    • система балочного типа;
    • шарниросочленённая конструкция.

    В первом типе вылет стрелы регулируется в горизонтальной плоскости с помощью поворота относительно шарнира. Они обладают высокой манёвренностью, грузоподъёмностью и большую высоту подъёма. Их достаточно легко транспортировать.

    У балочных конструкций вылет стрелы регулируется благодаря перемещению тележки, оснащённой прицепным устройством. Это значительно усложняет конструкцию и увеличивает вес. Однако в этом случае увеличивается величина рабочей зоны.

    Последний вид агрегатов обладает высокой универсальностью. Они способны осуществлять регулировку величины вылета стрелы обоими способами (увеличением угла подъёма и длины горизонтальной направляющей). Это расширяет их возможности, но значительно увеличивает их стоимость.

    По способу установки

    Типы башенных кранов имеют следующее исполнение:

    • стационарное;
    • самоподъёмное;
    • передвижное.

    К первой категории относятся механизмы, которые устанавливаются в заранее определённом месте. Без возможности перемещения. Они в основном применяются на строительных объектах.

    Для поднятия грузов на высотных сооружениях применяют приставные краны. Отдельные из них выполняются самоподъёмными.

    К передвижным кранам относятся все агрегаты, оснащенные ходовой частью. Они обладают хорошей манёвренностью, что повышает их эксплуатационные возможности.

    По типу ходового механизма

    Для передвижных применяются различные типы ходовых устройств. Наиболее эффективными считаются:

    • автомобильные и шасси на основе колёсных тележек;
    • гусеничные;
    • рельсовые;
    • шагающие;
    • пневмоколёсные.

    Изделия на автомобилях или автомобильных шасси применяются для проведения погрузочно-разгрузочных работ, подъёма грузов небольшой массы на строительных площадках или логистических центрах. Башня опирается на автомобильное шасси, что позволяет достаточно легко перемещать такой механизм на большие расстояния. При необходимости проведения подобных работ на необорудованных площадках или мягком грунте применяют ходовую часть на гусеничном ходу. Они обладают меньшей подвижностью, но большей проходимостью.

    Одним из оригинальных ходовых устройств, для тяжёлых механизмов, считается так называемая шагающая система. Она объединяет рельсовую конструкцию с элементами специальной опоры. Она выполнена в форме нескольких цилиндрических опорных башмаков. Перемещение всего агрегата производится с помощью электрических двигателей, приводящих в движение колёсную систему. В некоторых конструкциях в качестве двигательного механизма применяется опорная плита и две лыжи.

    Наибольшее распространение получили башенные краны, движущиеся по рельсам. Их укладывают на незначительном удалении от строящегося объекта с таким условием, чтобы можно было обеспечить подъём, опускание, перемещение груза по всей строительной площадке. Расширения возможностей производится благодаря установленным рельсовым подъездным путям. Движение осуществляется с помощью электрического двигателя, приводящего в движение колёсную тележку.

    Устройство башенного крана. Монтаж и демонтаж башенных кранов

    Грузоподъемная машина со стрелой, расположенной в верхней части вертикально закрепленной башни, служащая для захвата и перемещения крупногабаритного груза, называется башенным краном. Любой башенный кран обладает следующими параметрами: вылет стрелы, грузоподъемность, скорость подъема и опускания, глубина опускания, быстрота перемещения, скорость поворота башни и т.д. К составным узлам башенного крана относятся: башня, поворотная платформа со стреловой и грузовой лебедкой, опорно-поворотный механизм, устройство подъема и опускания груза, механизм передвижения машины, механизм изменения вылета стрелы и т.д.

    Башня крана

    Башня – основной элемент башенного крана, который служит для удерживания стрелы на заданной высоте и для распределения нагрузки со стрелы на ходовую раму и крановые пути. В большинстве случаев башни кранов имеют решетчатое строение (выполнены из уголков или труб небольшого диаметра). Также встречаются башни с телескопической конструкцией (выполнены из трубы большого диаметра).

    Источник фото: exkavator.ru В большинстве случаев башни кранов имеют решетчатое строение

    Башни кранов бывают поворотными и неповоротными. Поворотная башня представляет собой опорно-поворотное устройство с поворотной платформой, которое размещено внизу (на портале или опорной части крана). У неповоротных кранов платформа с башней не поворачивается. Поворотный механизм у такого типа машин расположен в верхней части. Для того чтобы кран мог поворачиваться, на башне закреплен поворотный оголовок с противовесной консолью для уравновешивания стрелы. Такая конструкция башенного крана позволяет перемещать грузы массой более 10 тонн. Главным преимуществом неповоротных башенных кранов является возможность их переоборудования для использования в качестве приставных башенных кранов (крепящихся к постройке).

    В последнее время большую популярность набирают безоголовочные краны. Для большинства изготовителей производство именно этого типа кранов является преимущественным. Плюсом таких кранов является то, что они освобождены от металлоемкого и габаритного узла (оголовка башни и систем оттяжек, поддерживающих стрелу). Эти краны легко монтируются и не требуют особых усилий при транспортировке. Главный модуль поворотной части (кабина, все механизмы крана и электрооборудование) собирается внизу, а монтаж данной конструкции происходит за один подъем.

    Поиск необходимого оборудования или запчастей стал еще проще – оставьте заявку и Вам перезвонят.

    Ходовая рама башенного крана

    Немаловажным элементом в устройстве башенного крана является ходовая рама, служащая для переноса нагрузок на крановые пути. У неповоротных башенных кранов рамы бывают шатровые либо в форме усеченной пирамиды. У кранов с поворотными башнями нагрузки на раму передаются через опорно-поворотное устройство, которое размещено в нижней части машины.

    Источник фото: exkavator.ru Ходовая рама служит для переноса нагрузок на крановые пути

    Стрела башенного крана

    Стрела башенного крана представляет собой механизм, с помощью которого он достает до груза, находящегося от него на определенном расстоянии. Различают подъемные, балочные и шарнирно-сочлененные стрелы башенного крана.

    К плюсам стрел первого типа крана можно отнести то, что они отличаются малым размером и массой. Также они легко монтируются и легко поддаются транспортировке. К недостаткам таких стрел относится то, что для изменения вылета крюка невозможно переместить груз горизонтально. Встречаются подвесные, подвесные со стойками, подвесные с гуськом и молотовидные варианты.

    Балочный тип стрел насчитывает 2 вида: подвесные и молотовидные. Больше всего в строительстве применяют подвесные балочные стрелы. По нижней части таких стрел, которые представляют собой двутавровую балку, перемещаются катки грузовой тележки, служащей для захвата и перемещения груза. Молотовидные балочные стрелы не получили широкого распространения ввиду больших размеров и массы конструкции.

    Шарнирно-сочлененные стрелы состоят из двух частей (основной и головной) и относятся к типу комбинированных стрел. Головная часть шарнирно-сочлененной стрелы называется гуськом. Башенные краны с таким типом стрел обладают двумя крюковыми подвесками. Вылет шарнирно-сочлененной стрелы может изменяться двумя вариантами:

    • подъемом всей стрелы;
    • сочетанием движений подъема стрелы и перемещением по ней грузовой тележки.

    Применение данного типа стрел обусловлено необходимостью увеличения высоты и подъема крана и вылета крюка.

    Противовесы

    На противоположной стороне стрелы расположены противовесы, служащие для устойчивости крана. На кранах с поворотной башней вместо противовесов применяют специальные распорки, с помощью которых ветви стреловых канатов отводятся от башни. На кранах с неповоротной башней противовес размещают на конце противовесной консоли.

    Источник фото: exkavator.ru Противовесы служат для устойчивости башенного крана

    Лебедки

    Лебедки, как и противовесы, располагаются на противоположной стороне стрелы. Конструкция крановых лебедок состоит из электродвигателя, барабана, тормоза и редуктора. Различают грузовые, стреловые, тележечные лебедки. Современные грузовые лебедки имеют несколько скоростей подъема и опускания груза. На отдельные башенные краны устанавливают сразу несколько грузовых лебедок: для больших, средних и малых грузов. Стреловые лебедки применяются для изменения вылета крюка и угла наклона стрелы. Тележечные лебедки используются для движения грузовых тележек по балочной стреле.

    Стальные канаты

    При эксплуатации башенного крана стальные канаты играют одну из главных ролей. Канаты выполняют функцию тяговых органов крана при подъеме груза и стрелы. Стальные канаты используют при монтаже и демонтаже башенного крана, при выдвижении башни, для поворота крана, а также для передвижения грузовой тележки по стреле. Рациональность использования канатов из стали обусловлена их высокой прочностью, гибкостью, грузоподъемностью при относительно малом собственном весе.

    Блоки, полиспасты, барабаны

    Блоки, полиспасты, барабаны служат для соединения каната с подъемным механизмом. Все эти механизмы предназначены для подъема и опускания грузов. Блок, как простейший механизм, представляет собой колесо с желобом для размещения каната. К недостаткам блоков относится то, что они практически не дают выигрыша в силе. Блоки бывают подвижные (перемещаются вместе с грузом) и неподвижные (используются для изменения направления движения канатов). Полиспасты представляют собой механизм, состоящий из нескольких подвижных и неподвижных блоков, которые скреплены канатом. Из-за невысокой скорости подъема грузов полиспаст позволяет получить большой выигрыш в силе. Барабан выполняется в форме цилиндра с полыми внутренностями. В конструкции барабана применены винтовые канавки, которые служат для меньшего износа и лучшей укладки каната.

    Перемещение башенного крана

    По возможности перемещения башенные краны делятся на: передвижные (самоходные и прицепные), стационарные (приставные), самоподъемные (монтируются на каркасе строящегося здания). Для того чтобы башенные кран имел возможность перемещения, к нему применяют различные шасси: автомобильные, пневмоколесные, гусеничные, шагающие, рельсовые.

    В большинстве случаев движение самоходных башенных кранов осуществляется путем перемещения ходовых тележек по крановым путям (рельсам). Для распределения нагрузки ходовые тележки крана объединяют в балансирные. Четырехколесный кран снабжен механизмом передвижения с приводом на два колеса. Тележки, располагающие восьмью и более колесами, снабжены индивидуальным приводом. Ведущая тележка оборудована двигателем и зубчатым редуктором, а с торца на нее устанавливаются противоугонные устройства. Противоугонные захваты предотвращают движение крана вне рабочего режима посредством ветра. На одной из тележек также размещается кнопка включения и выключения ограничителя пути, которая срабатывает при наезде крана на рельсах за ограничивающую линию.

    Источник фото: exkavator.ru Стационарный башенный кран. Вид сблизи

    Монтаж, демонтаж башенного крана

    На практике применяют достаточно большое количество способов монтажа башенного крана. Для каждой конкретной ситуации применяется свой метод. Основными факторами, влияющими на выбор того или иного способа, являются: высота башни и длина стрелы, условия установки крана, продолжительность стоянки.

    В случае, когда ситуация требует частой перевозки башенного крана с одной строительной площадки на другую, используют кран специальной конструкции, которая позволяет складывать машину, не разбирая ее. Минусом такого крана является то, что для его монтажа необходимо значительное место на стройплощадке.

    Для поворотных кранов используют способ самостоятельного подъема башни вместе со стрелой с помощью полиспаста.

    Универсальный способ монтажа башенного крана подразумевает применение стационарной мачты. Отдельные конструкции частями монтируют в нужной последовательности. В случаях, когда использование мачты невозможно, монтаж выполняется с использованием легкого ползучего крана.

    Демонтаж башенных кранов осуществляется в обратной последовательности монтажу.

    Наши группы в Telegram, Viber. Присоединяйтесь!

    Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!