Башенный кран без кабины
Информационно-аналитическое издание ТЕХНОmagazine
Издается с 2007 года
- Главная страница
- Что, где, когда Википедия издания ТЕХНОmagazine
- Какие бывают башенные краны: особенности конструкции, применение, как работают
Описание, область применения, классификация башенных кранов
При строительстве объектов необходимо подавать материалы на различную высоту. Наиболее востребованной техникой для данного вида работ является башенный кран. В зависимости от модификации он поднимает от 2 до 100 т на высоту до 220 метров. В некоторых случаях, возможности башенного крана ещё больше.
Где применяют башенные краны
Широкая классификация оборудования может применять башенный кран в промышленном и гражданском строительстве, на складах при разгрузке и погрузке автомобильного, железнодорожного и речного транспорта.
По целевому назначению технику делят на четыре категории:
- общего назначения, применяют при строительстве и ремонте зданий;
- специального, на стройках промышленных объектов;
- кран высотный, используют если здания выше 16 этажей;
- погрузо-разгрузочный, применяют на производственных складах и полигонах.
Специальные башенные краны типа «кролл» применяются на строительстве в энергетической сфере.
Как устроен кран и его принцип действия
Работа этой спецтехники – в движении по площадке и перемещении груза в горизонтальном и вертикальном направлении. При этом башня крана может быть установлена неподвижно в рабочей зоне, самоподъёмной приставной к каркасу здания или на ходу, когда техника сможет передвигаться по объекту.
Базовые системы
Башенный кран – это узловой механизм, состоящий из стального каркаса решетчатого или цельно-трубчатого типа. При применении на объекте решетчатой конструкции возможно изменение характеристики грузоподъёмности и вылета крюка, путём наращивания металлоконструкций. Спецтехника бывает поворотного типа, вращающегося при работе вокруг своей оси и неповоротного, когда поднимает груз и перемещает его горизонтально.
Основные базовые узлы спецтехники:
- Рабочая стрела в виде горизонтальной балки или шарнирно-сочленённой конструкции подвесного или молотовидного типа. Оснащается крюком или грузовой тележкой.
- Несущая опора с противовесом удерживает башню в вертикальном положении, препятствует опрокидыванию при передвижении грузов и равномерно распределяет вес на башню крана.
- Силовой агрегат обеспечивает поворот кабины, подъём и опускание стрелы, движение крюка и грузовой тележки по горизонтали.
- Кабина техника-оператора с пультом управления всеми механизмами.
Перемещение крюка или тележки происходит с помощью стального троса, соединённого с лебёдочным блоком, который обеспечивает движение и фиксацию груза в нужном положении.
Основные технические характеристики
Технические особенности зависят от марки башенного крана и его функций на объекте, необходимых при строительстве сооружений. По грузоподъёмности башенные краны подразделяются на малой грузподъёмности — до 5 т, средней — до 25 т, и тяжеловесные — до 100 т.
Длина стрелы кранов составляет от 25 до 80 м, хотя бывают и исключения. Максимальная высота подъема до 220 м при скорости подъема груза в 2-20 м/минуту. Есть разновидности башенного крана, основание которого встраивается в каркас дома. Такие грузоподъёмные механизмы способны строить здания высотой 500-700 метров. Но это уже спецтехника, разрабатываемая для конкретных проектов.
Кроме того, башенные краны есть неподвижные (пристяжные) и самоходные, которые способны перемещаться по стройплощадке или вдоль дома. Передвижение, как правило, осуществляется по рельсам. Данная техника наиболее распространена в России и странах бывшего СССР при строительстве типовых домов. На западе же, больше используются неподвижные краны.
Стоит отметить, что передвигается такая техника по строительной площадке со скоростью от 10 до 30 м/мин, а скорость вращения крана вокруг своей оси – 0,2-1,0 об/мин.
Классификация механизмов
Согласно ГОСТ 13809-68, спецтехника делится на две группы: стационарные и движимые, у которых разные технические характеристики и они выполняют каждый свои задачи при строительстве.
По типу башни
Это краны с поворотной платформой и нижним противовесом на конструкции, которые используются при возведении малоэтажных зданий. И неподвижной башней с устройством верхнего противовеса, когда поворотный механизм обеспечивает движение кабины вокруг своей оси вместе со стрелой. Применяется в высотном строительстве.
По типу стрелы
Подъёмные, перемещающие груз по вертикали, и балочные, установленные статично, придающие движение грузу в горизонтальном положении по полозьям.
По форме сечения стрелы делятся на квадратную, треугольную и прямоугольную. Производители выпускают башни подвесные, с балансиром, с гуськом, со стойками и молотовидными средствами противовеса.
По способу установки
Вид опоры башни влияет на управляемость механизма и мобильность конструкции.
- стационарный кран рассчитан на фиксированную фундаментную установку;
- самоподъёмная спецтехника монтируется на каркас строящегося здания;
- пристяжной кран фиксируется на фундаментное анкерное основание и используется при строительстве домов выше 70 м;
- приставная спецтехника, которую собирают и фиксируют на фундаменте строящегося здания;
- передвижной кран, оснащаемый колёсным, рельсовым или гусеничным ходом. Он более управляем и мобилен при транспортировке.
Разные способы установки позволяют применять спецтехнику на опасных и сложных объектах.
По типу ходового механизма
Согласно классификации по ходовой, существуют башенные краны, самоходные и перемещаемые тягачами. Краны на автомобильном и гусеничном ходу оснащаются упорными механизмами и применяются для разгрузки и погрузки конструкций и материалов до 5 т. На объектах промышленно-гражданского строительства и складах часто применяется башенный рельсовый кран, который устойчив при подъёме и перемещении груза. Он обладает достаточной мобильностью и поднимает вес 3-10 т.
Наиболее известные марки башенных кранов
Наиболее известной маркой среди башенных кранов российского производства можно назвать КБ-474А.
Из европейских производителей профессионалы отмечают марки Liebherr, Potain, Comansa.
Также отличается безопасностью и простотой сборки турецкая техника компании TGM KULE VINC.
Преимущества Potain MDT – башенные краны без оголовка
Содержание
Башенные краны Potain серии MDT оснащены стрелами, вылет которых достигает длины в 75 м. Грузоподъемность таких кранов составляет от 6 до 16 тонн. Краны Potain MDT могут быть использованы даже в сложнейших стесненных условиях. Благодаря особым конструктивным особенностям башенных кранов серии MDT появилась возможность осуществлять эффективную и безопасную совместную работу при размещении сразу несколько кранов для строительства одного объекта. При этом сокращаются монтажные высоты данных кранов и предотвращаются возможные взаимные помехи при использовании их на территории одной строительной площадки.
Благодаря тому, что все основные фазы, такие как укрупнение, монтаж, обслуживание и транспортировка существенно сокращены, эксплуатационные расходы существенно снижаются. Башенные краны MDT по праву считаются лучшими, ведь они обладают хорошей производительностью, надежностью и высокой безопасностью. Данные краны заслуженно пользуются спросом у строительных и арендных компаний.
Транспортировка
Процесс транспортировки башенных кранов теперь стал намного проще. Ведь число грузовых мест было уменьшено, они стали компактнее и легче. Еще на этапе разработки башенного крана инженеры особое внимание уделяли формам, размерам и весу всех составных частей крана. Благодаря умелому проектированию удалось уменьшить количество автомобилей, необходимых для перебазировки кранов Potain MDT, а также существенно снизить грузоподъемность кранов, привлекаемых для погрузочных работ, а также монтажного крана.
Монтаж
Строительные краны Potain славятся своей производительностью, которая достигается, в первую очередь, за счет быстрой и безопасной сборки. Контр-стрела обладает компактными и небольшими размерами. Для удобства транспортировки отсек для блоков противовеса, а также флюгерные щиты крана имеют складное устройство, позволяющее перевести контр-стрелу в монтажное/демонтажное положение, быстро сложив или разложив хвостовую секцию контр-стрелы.
Балластные противовесные блоки сделаны с особым нижним основанием с небольшим наклоном. Поэтому его легче складывать, ведь данные блоки можно положить на землю.
Сборка стрел крана
Стрелы кранов крепятся с помощью установочных штифтов, которые дают возможность быстро выровнять и установить по центру нижнюю часть стрелы. Минимальная возможная длина стрелы 25 метров. Далее возможно увеличение длины стрелы с шагом в 5 м. Соединить нижние части секций стрелы башенного крана можно с помощью двух центрирующих штырей. Какой бы длины не потребовалась стрела, ее можно собрать довольно просто, ведь для каждой возможной длины стрелы предусмотрены собственные точки строповки.
Сборка кабины крана
Кабина и Опорно-Поворотное Устройство (ОПУ) кранов Potain серии MDT City CCS сконструированы в единый блок небольшого размера. Необходим всего один поворот кабины крана с быстрой и удобной фиксацией для того, чтобы подготовить узел к монтажу. Этот процесс занимает пару минут.
Еще на заводе производитель соединяет кабелем основные части крана: кабину, электро-шкаф управления, двигатели и лебедки, а также поворотный механизм. Это также позволяет сэкономить время монтажа башенного крана.
Для того чтобы оперативно и полноценно осуществить подключение всех кабелей, лебедку каретки и грузовую лебедку установили в корневой части стрелы.
Управление
Управлять кранами Potain CCS серии MDT довольно просто. Комфорт управления достигается благодаря установленным на кранах данной марки кабинам Ultra View с обновленным дизайном и эргономикой, которые обладают целым рядом преимуществ:
- конструкция предусматривает панорамное лобовое стекло, которое увеличивает видимость в среднем на 40% в сравнении со стандартными кабинами, а также сокращает «слепые зоны»;
- специально разработанный дизайн и доработанное рабочее место снижает утомляемость крановщика, что в свою очередь способствует увеличению производительности труда;
- инновационный подход к механизму управления и контроля работы крана (Новый высоко функциональный дисплей и интеллектуальная система управления крана дает возможность крановщику произвести индивидуальные настройки режимов работы крана в зависимости от физиологических особенностей определенного оператора);
- крановщик может просматривать информацию по техобслуживанию на экране в кабине крана;
- возможность осуществления настройки приборов безопасности из кабины крана.
Механизмы
Все инновации от фирмы Potain нацелены на то, чтобы повысить эффективность выпускаемого оборудования, не забывая о комфорте управления. Высокую производительность башенного крана базовой комплектации обеспечивают уникальные механизмы DVF и LVF на основе частотных преобразователей, которые находятся в центральной технической зоне.
Новые грузовые лебедки с функцией отбора мощности (Power Control) позволяют крану продолжить работу при нехватке напряжения на строительной площадке (Скорость перемещения груза уменьшится, но кран продолжит работу).
Благодаря оснащению системой Optima краны MDT способны развивать быстрый темп работы, оптимизировать скорость подъёма грузов в зависимости от его веса с учетом минимальных затрат электроэнергии. Грузовая лебедка, оснащенная системой LVF Optima позволяет выбрать оптимальный скоростной режим во время опускания груза, но при этом экономит порядка 25% мощности работы двигателя спецтехники.
Механизм RVF Optima+ придаёт плавность поворотным движениям крана, отсутствуют рывки во время его работы.
Техническое обслуживание, безопасность спецтехники
Электрические кабели крана находятся в оборудованном месте непосредственно внутри самого крана, это упрощает процесс транспортировки спецтехники. Помимо этого, все кабели надежно защищены, тем самым обеспечивая безопасность и продлевая срок эксплуатации электрооборудования. А специально разработанная инженерами Potain концепция для электрических приборов обеспечивает быстроту подключения спецтехники на любых строительных площадках.
Выносная площадки башенного крана, расположенные на стреле, обеспечивают стопроцентную безопасность обслуживающим кран инженерам, ведь они находятся в поле зрения оператора спецтехники.
Весь персонал, который работает на кранах Potain MDT, имеет полностью безопасные условия на своих рабочих местах. По стреле можно безопасно двигаться по мосткам, расположенным на первых ее секциях. Обслуживание крана производится на платформах, которые есть у каждой лебедки, что опять же обеспечивает высокий уровень безопасности персонала, работающего на данной спецтехнике.
Технологические решения
На кранах Potain MDT, оснащенных системой Crane Control System (CCS) применяется система координатной защиты Top tracing III, которая относится к инновационному поколению систем, контролирующих перемещение груза краном в запретных зонах и обеспечивающих безопасную совместную работу нескольких кранов. Система оснащена интерактивным цветным дисплеем, обеспечивает очень быстрый и простой процесс задания параметров. Top Tracing 3 уже контролирует до 30 запретных зон, каждая из которых задается числом точек до 16, а также контролирует взаимодействие с соседними кранами (до 16 кранов). В случае приближения к запретным зонам и/или кранам система подает предупреждающие сигналы, принудительное замедление и остановка движений отображаются на экране.
Внедрена новейшая система Potain+, позволяющая при необходимости увеличить грузоподъемность кранов на 8%-20%, в зависимости от конкретной модели.
Таким образом, башенные краны Potain MDT CCS представляют собой новейшее инновационное поколение башенных кранов и поднимают планку в краностроительной отрасли на совершенно новый уровень*.
Безоголовочные башенные краны: популярные бренды, особенности конструкции и применение
Краны безоголовочной конструкции были созданы позже своих классических собратьев с оголовком. С развитием технологий у краностроителей появились возможности более эффективно реализовать преимущества этой концепции и свести к минимуму ее недостатки. К примеру, если на строительной площадке планируется эксплуатировать два или более башенных кранов, рабочие зоны которых накладываются друг на друга, безоголовочная конструкция позволит установить их с минимальной разницей по высоте, уменьшив тем самым общую высоту башен каждого крана. Соответственно стоимость возведения фундаментов для кранов также уменьшится.
Безоголовочные башенные краны: преимущества
Немецкий конструктор Франк Йост в 1998 году открыл возможности для радикальных изменений в конструкции безоголовочных башенных кранов. В конструкции безоголовочного крана Potain MDT412 с грузовым моментом 400 т/м высота поперечного сечения балочной стрелы составляла 3,1 метров. Сейчас стрелы с такой высотой поперечного сечения используются в башенных кранах с грузовым моментом 800 т/м. Так далеко с тех пор ушло развитие конструкций безоголовочных башенных кранов.
В 2016 году компания Potain впервые представила первую модель безоголовочного башенного крана с гидравлической системой подъема стрелы. За счет новой уникальной технологии гидросистемы существенно упрощается процесс монтажа крана даже в условиях тесноты. Potain MCH 125 имеет грузоподъемность (г/п) 8 т, предлагается пять конфигураций стрелы длиной от 30 до 50 м с пятиметровым шагом, на стреле используются две грузовые тележки для перемещения груза.
При одинаковой максимальной высоте подъема крюка безоголовочному крану требуется меньше пространства сверху по высоте, чем оголовочному. Это позволяет двум башенным кранам совместно выполнять подъем тяжелых конструкций. Если у крана меньше компонентов, например, отсутствуют стреловые полиспасты и оголовок башни крана, а стрелу можно монтировать, подавая по одной секции непосредственно с платформы грузовика, значит, кран можно быстрее собрать, установить и подготовить к работе.
Горизонтальная траектория действия нагрузок и отсутствие лебедки подъема стрелы являются экономическими преимуществами безоголовочных кранов по сравнению с кранами с подъемной стрелой. С безоголовочными кранами проще использовать специальные укороченные стрелы. Следует, однако, заметить, что вес компонентов, особенно опорно-поворотного механизма, у безоголовочных кранов, как правило, выше, чем у обычных моделей с оголовком.
Краны Rokra Peiner System: собственное производство в России
Когда потребители убедились в немалых преимуществах безоголовочных кранов, машины этого типа перестали быть нишевым продуктом. Сегодня они все шире применяются в строительстве. Холдинг Rokra Peiner System (Италия), известный в Европе и мире производитель грузоподъемных кранов, локализовал в 2016 г. производство башенных кранов Peiner System в России на базе ПО «Сыктывкарский металлообрабатывающий завод». В частности, налажен серийный выпуск безоголовочных башенных кранов серии РКБ и РК г/п 8–20 т, высота свободного стояния 76 м, длина стрелы от 63 до 80 м.
Наличие собственного производства в России позволило удешевить продукт для заказчиков при одновременном улучшении потребительских качеств крана и значительно улучшить сервисное обслуживание поставленной техники. На площадке ПО «СМЗ» ведется не только сборка кранов, но и сварка, механическая обработка, монтаж электрооборудования, покраска. 85% комплектующих кранов производится в России, но наиболее ответственные узлы – поворотные кольца, двигатели, редукторы, электроника – поставляются напрямую из Европы.
Завод располагает собственным проектно-конструкторским бюро, состоящим из специалистов завода из Неаполя и Сыктывкара, способных по специальному заказу создать исполнение и комплектацию крана, оптимально подходящую для условий работы и задач конкретного клиента. При этом за небольшой срок новому заводу холдинга в РФ удалось достичь высочайшего качества выпускаемой продукции, на уровне завода холдинга в Неаполе.
Краны Rokra Peiner System могут иметь опорную раму, рельсовый ход или анкерное основание, в том числе инвентарное – анкерные опоры (для использования с J-болт креплениями). Секции башни разборные, что удобно для перевозки. Сталь, используемая в производстве, соответствует стандартам для эксплуатации крана в особо жестких климатических условиях от –40 до +50C. Краны комплектуются комфортабельной, кабиной, оснащенной эргономичным сиденьем, кондиционером и отопителем, сенсорным экраном управления и регистратором параметров Schneider Electric.
Wilbert: новое поколение безоголовочных кранов
Немецкая компания Wilbert недавно была приобретена транснациональной китайской компанией Zoomlion. Недавно Wilbert создала новое поколение безоголовочных башенных кранов с системой электронного управления e.tronic. Новая линейка начинается с 8-тонной модели WT 180 e.tronic и заканчивается 32-тонной WT 720 e.tronic. В конструкции WT 205L e.tronic используются компоненты серийного производства известных мировых производителей. Возможно конфигурирование крана в зависимости от конкретных задач и условий работы. Актуальные параметры конфигурации крана вносятся в программу управления e.tronic.
Все характеристики работы и данные о неисправностях можно получить через персональный компьютер, оснащенный модемом и соответствующим программным обеспечением. В комфортабельной кабине сенсорная панель отображает наиболее важные параметры работы крана в виде диаграмм или текстовых сообщений. Меню управления WT 205L e.tronic русифицировано. Благодаря уникальной модульной системе путем комбинирования пяти различных компонентов стрелы можно варьировать длину стрелы от 5 до 60 м с шагом 2,5 м. Кран можно компактно хранить в виде двух транспортных единиц: загрузка осуществляется за один подъем.
Модульные краны без оголовка: первые шаги в России
Модульные башенные краны, как видно из их названия, собирают из унифицированных элементов – модулей: ходовой части, опорно-поворотного устройства, башни, стрелы и др. Изменяя количество и виды модулей при сборке, краностроительный завод может выпускать несколько исполнений кранов в зависимости от запросов и условий работы конкретных заказчиков.
Исполнения могут отличаться грузоподъемностью, высотой подъема крана, вылетом и типом стрелы (например, балочная и подъемная) и другими параметрами. К тому же унификация удешевляет производство и уменьшает затраты на ремонт кранов. При всех этих преимуществах, в России модульные башенные краны начали осваивать лишь недавно.
В 2018 году на российском рынке появились модульные безоголовочные башенные краны одной из крупнейших турецких краностроительных компаний TGM KULE VINC, официальным дилером и представителем которой стало ООО «КранКомпани» из Санкт-Петербурга. Прежде чем приступить к рекламе и активным продажам, «КранКомпани» решила проверить башенные краны турецких производителей в деле.
Компания из Санкт-Петербурга в 2018–2019 гг. завезла в Россию 5 башенных кранов. Первый кран отработал уже больше года, он отстроил один объект и сразу был переставлен на другую стройку. Краны эксплуатируются в суровых климатических условиях в Петрозаводске, Мурманске, Санкт-Петербурге, Ярославле. Турецкие краны выдержали экзамен с честью – ни одного отказа.
Грузоподъемность кранов линейки TGM достигает 16 т. Разработали эти краны итальянские инженеры. Все механизмы кранов поступают от известных европейских фирм: LeroySomer, Schneider Electric, Telemecanica, Itowa, Autec, Hetronic, Ikusi, Besozzi и др. Старшая в линейке модель TGM GRT 7527 имеет максимальную г/п 16 т, высота подъема груза свободностоящим краном – 60 м, длина стрелы – 75 м.
Управление краном производится двумя джойстиками, есть экран, на котором крановщик видит все, что происходит внизу под краном. Кран оборудован кондиционером, системой безопасности, предупреждающей о силе ветра. Башня имеет модульную конструкцию, секции квадратного сечения взаимозаменяемые: совместимость стандартных секций значительно снижает затраты и обеспечивает максимальную рентабельность.
В статье использованы материалы с официальных сайтов компаний-производителей и портала о спецтехнике «Основные средства».
Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»
Устройство башенного крана. Монтаж и демонтаж башенных кранов
Грузоподъемная машина со стрелой, расположенной в верхней части вертикально закрепленной башни, служащая для захвата и перемещения крупногабаритного груза, называется башенным краном. Любой башенный кран обладает следующими параметрами: вылет стрелы, грузоподъемность, скорость подъема и опускания, глубина опускания, быстрота перемещения, скорость поворота башни и т.д. К составным узлам башенного крана относятся: башня, поворотная платформа со стреловой и грузовой лебедкой, опорно-поворотный механизм, устройство подъема и опускания груза, механизм передвижения машины, механизм изменения вылета стрелы и т.д.
Башня крана
Башня – основной элемент башенного крана, который служит для удерживания стрелы на заданной высоте и для распределения нагрузки со стрелы на ходовую раму и крановые пути. В большинстве случаев башни кранов имеют решетчатое строение (выполнены из уголков или труб небольшого диаметра). Также встречаются башни с телескопической конструкцией (выполнены из трубы большого диаметра).
Источник фото: exkavator.ru В большинстве случаев башни кранов имеют решетчатое строение
Башни кранов бывают поворотными и неповоротными. Поворотная башня представляет собой опорно-поворотное устройство с поворотной платформой, которое размещено внизу (на портале или опорной части крана). У неповоротных кранов платформа с башней не поворачивается. Поворотный механизм у такого типа машин расположен в верхней части. Для того чтобы кран мог поворачиваться, на башне закреплен поворотный оголовок с противовесной консолью для уравновешивания стрелы. Такая конструкция башенного крана позволяет перемещать грузы массой более 10 тонн. Главным преимуществом неповоротных башенных кранов является возможность их переоборудования для использования в качестве приставных башенных кранов (крепящихся к постройке).
В последнее время большую популярность набирают безоголовочные краны. Для большинства изготовителей производство именно этого типа кранов является преимущественным. Плюсом таких кранов является то, что они освобождены от металлоемкого и габаритного узла (оголовка башни и систем оттяжек, поддерживающих стрелу). Эти краны легко монтируются и не требуют особых усилий при транспортировке. Главный модуль поворотной части (кабина, все механизмы крана и электрооборудование) собирается внизу, а монтаж данной конструкции происходит за один подъем.
Поиск необходимого оборудования или запчастей стал еще проще – оставьте заявку и Вам перезвонят.
Ходовая рама башенного крана
Немаловажным элементом в устройстве башенного крана является ходовая рама, служащая для переноса нагрузок на крановые пути. У неповоротных башенных кранов рамы бывают шатровые либо в форме усеченной пирамиды. У кранов с поворотными башнями нагрузки на раму передаются через опорно-поворотное устройство, которое размещено в нижней части машины.
Источник фото: exkavator.ru Ходовая рама служит для переноса нагрузок на крановые пути
Стрела башенного крана
Стрела башенного крана представляет собой механизм, с помощью которого он достает до груза, находящегося от него на определенном расстоянии. Различают подъемные, балочные и шарнирно-сочлененные стрелы башенного крана.
К плюсам стрел первого типа крана можно отнести то, что они отличаются малым размером и массой. Также они легко монтируются и легко поддаются транспортировке. К недостаткам таких стрел относится то, что для изменения вылета крюка невозможно переместить груз горизонтально. Встречаются подвесные, подвесные со стойками, подвесные с гуськом и молотовидные варианты.
Балочный тип стрел насчитывает 2 вида: подвесные и молотовидные. Больше всего в строительстве применяют подвесные балочные стрелы. По нижней части таких стрел, которые представляют собой двутавровую балку, перемещаются катки грузовой тележки, служащей для захвата и перемещения груза. Молотовидные балочные стрелы не получили широкого распространения ввиду больших размеров и массы конструкции.
Шарнирно-сочлененные стрелы состоят из двух частей (основной и головной) и относятся к типу комбинированных стрел. Головная часть шарнирно-сочлененной стрелы называется гуськом. Башенные краны с таким типом стрел обладают двумя крюковыми подвесками. Вылет шарнирно-сочлененной стрелы может изменяться двумя вариантами:
- подъемом всей стрелы;
- сочетанием движений подъема стрелы и перемещением по ней грузовой тележки.
Применение данного типа стрел обусловлено необходимостью увеличения высоты и подъема крана и вылета крюка.
Противовесы
На противоположной стороне стрелы расположены противовесы, служащие для устойчивости крана. На кранах с поворотной башней вместо противовесов применяют специальные распорки, с помощью которых ветви стреловых канатов отводятся от башни. На кранах с неповоротной башней противовес размещают на конце противовесной консоли.
Источник фото: exkavator.ru Противовесы служат для устойчивости башенного крана
Лебедки
Лебедки, как и противовесы, располагаются на противоположной стороне стрелы. Конструкция крановых лебедок состоит из электродвигателя, барабана, тормоза и редуктора. Различают грузовые, стреловые, тележечные лебедки. Современные грузовые лебедки имеют несколько скоростей подъема и опускания груза. На отдельные башенные краны устанавливают сразу несколько грузовых лебедок: для больших, средних и малых грузов. Стреловые лебедки применяются для изменения вылета крюка и угла наклона стрелы. Тележечные лебедки используются для движения грузовых тележек по балочной стреле.
Стальные канаты
При эксплуатации башенного крана стальные канаты играют одну из главных ролей. Канаты выполняют функцию тяговых органов крана при подъеме груза и стрелы. Стальные канаты используют при монтаже и демонтаже башенного крана, при выдвижении башни, для поворота крана, а также для передвижения грузовой тележки по стреле. Рациональность использования канатов из стали обусловлена их высокой прочностью, гибкостью, грузоподъемностью при относительно малом собственном весе.
Блоки, полиспасты, барабаны
Блоки, полиспасты, барабаны служат для соединения каната с подъемным механизмом. Все эти механизмы предназначены для подъема и опускания грузов. Блок, как простейший механизм, представляет собой колесо с желобом для размещения каната. К недостаткам блоков относится то, что они практически не дают выигрыша в силе. Блоки бывают подвижные (перемещаются вместе с грузом) и неподвижные (используются для изменения направления движения канатов). Полиспасты представляют собой механизм, состоящий из нескольких подвижных и неподвижных блоков, которые скреплены канатом. Из-за невысокой скорости подъема грузов полиспаст позволяет получить большой выигрыш в силе. Барабан выполняется в форме цилиндра с полыми внутренностями. В конструкции барабана применены винтовые канавки, которые служат для меньшего износа и лучшей укладки каната.
Перемещение башенного крана
По возможности перемещения башенные краны делятся на: передвижные (самоходные и прицепные), стационарные (приставные), самоподъемные (монтируются на каркасе строящегося здания). Для того чтобы башенные кран имел возможность перемещения, к нему применяют различные шасси: автомобильные, пневмоколесные, гусеничные, шагающие, рельсовые.
В большинстве случаев движение самоходных башенных кранов осуществляется путем перемещения ходовых тележек по крановым путям (рельсам). Для распределения нагрузки ходовые тележки крана объединяют в балансирные. Четырехколесный кран снабжен механизмом передвижения с приводом на два колеса. Тележки, располагающие восьмью и более колесами, снабжены индивидуальным приводом. Ведущая тележка оборудована двигателем и зубчатым редуктором, а с торца на нее устанавливаются противоугонные устройства. Противоугонные захваты предотвращают движение крана вне рабочего режима посредством ветра. На одной из тележек также размещается кнопка включения и выключения ограничителя пути, которая срабатывает при наезде крана на рельсах за ограничивающую линию.
Источник фото: exkavator.ru Стационарный башенный кран. Вид сблизи
Монтаж, демонтаж башенного крана
На практике применяют достаточно большое количество способов монтажа башенного крана. Для каждой конкретной ситуации применяется свой метод. Основными факторами, влияющими на выбор того или иного способа, являются: высота башни и длина стрелы, условия установки крана, продолжительность стоянки.
В случае, когда ситуация требует частой перевозки башенного крана с одной строительной площадки на другую, используют кран специальной конструкции, которая позволяет складывать машину, не разбирая ее. Минусом такого крана является то, что для его монтажа необходимо значительное место на стройплощадке.
Для поворотных кранов используют способ самостоятельного подъема башни вместе со стрелой с помощью полиспаста.
Универсальный способ монтажа башенного крана подразумевает применение стационарной мачты. Отдельные конструкции частями монтируют в нужной последовательности. В случаях, когда использование мачты невозможно, монтаж выполняется с использованием легкого ползучего крана.
Демонтаж башенных кранов осуществляется в обратной последовательности монтажу.
Наши группы в Telegram, Viber. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!
Башенный кран
Во многих сферах деятельности возникает проблема перемещения объектов большой массы и габаритов. Эту задачу успешно решает башенный кран. Он способен решать широкий круг задач, связанных с подъёмом и перемещением груза.
Назначение крана башенного типа
К подобным устройствам относится подъёмный механизм, обладающий поворотной стрелой, лебёдкой и противовесом. Стрела закреплена сверху на башне. Она представляет несущую опору, выполненную из металла. Наиболее распространённым считается строительный башенный кран. Они способны производить следующие действия:
- осуществлять подъём грузов большой массы на заданную высоту;
- перемещать груз в пределах строительной площадки;
- производить разгрузку и загрузку транспортных средств.
Современные башенные краны способны решать большой круг задач в различных условиях.
Устройство башенного крана и принцип его работы
Каждый механизм состоит из однотипного набора элементов. Устройство башенного крана включает:
- опорную часть (основание);
- поворотное устройство;
- горизонтальную направляющую (стрела), по которой движется подъёмная лебёдка;
- вертикальную стойку (башня);
- кабину с элементами управления;
- ходовую часть (механизм для перемещения всего агрегата).
Принцип работы башенного крана основан на подъёме объекта разрешенной массы с помощью грузовой лебёдки. Такая конструкция обеспечивает необходимый суммарный момент веса стрелы и противовеса с весом, закреплённого объекта. Противовес может состоять из нескольких наборных элементов, например, железобетонных конструкций. В итоге сумма так называемых стабилизирующих моментов всегда должна превышать сумму опрокидывающих моментов. На основании этого положения рассчитывается необходимый вылет стрелы. Обеспечение максимальной площади покрытия, необходимой для перемещения груза производится за счёт вылета стрелы, её поворота по горизонтали, движения грузовой лебёдки и перемещения самого агрегата.
Технические характеристики
Эксплуатационные возможности и область применения таких устройств определяют следующие характеристики:
- размер увеличения стрелы (он измеряется в метрах и находится в интервале от двадцати пяти до сорока метров);
- высота подъёма груза (отдельные краны могут поднимать груз на ста метров и более);
- скорость подъёма груза (это параметр достигает 200 м/мин);
- параметр, определяющий вращение башни (от 0,2 до 1 об/мин);
- скорость перемещения ходовой части.
Перечисленные параметры определяются перечнем решаемых задач. Все виды башенных кранов соответствуют принятой классификации. Она утверждёна существующими стандартами.
Маркировка включает последовательность заглавных букв и набора цифр. Первые три буквы указывают вид изделия. Например, К (кран) Б (башенный) М (модульный). Последующие цифры указывают: номер группы, вид базовой модели, порядковый номер исполнения всего агрегата.
- Номер группы определяет величину грузового момента.
- Вид базовой модели свидетельствует о том, является башня поворотной или нет. Номера от 01 до 69 обозначаются механизмы с поворотной башней. Номера от 71 до 99 с фиксированной башней.
- Порядковый номер исполнения свидетельствует об изменениях конструкции.
В конце маркировки указывается климатическое исполнение конкретного изделия. Например, буква «У» указывает на применение крана в умеренном климате, «ХЛ» в холодном климате.
Классификация
Башенные краны классифицируются по следующим показателям:
- области решаемых задач и сфере применения;
- грузоподъёмности;
- типу смонтированной башни;
- виду установленной стрелы;
- виду ходовой части;
- мобильности.
Основными сферами применения являются:
- строительство объектов различного назначения (жилые дома, промышленные объекты, гидротехнические сооружения и много другое);
- погрузка, разгрузка, перемещение груза к месту проведения работ.
Грузоподъёмность крана зависит от грузового момента, на который рассчитан данный агрегат. Например, для грузового момента, равного 10 тм, грузоподъёмность составляет 15 т, для 40 тм она уже достигает 80 т, а при 120 тм общая грузоподъёмность равна 250 т.
По мобильности такой механизм бывает стационарный или передвижной. Степень его передвижения зависит от вида ходовой части.
В зависимости от конструкции каждый кран имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства определяются техническими характеристиками, которые указывает производитель. К недостаткам относятся те ограничения, при которых кран не в состоянии выполнять свои функции. Обычно это связано с грузоподъёмностью, мобильностью, величиной финансовых затрат на его эксплуатацию
По типу башни
Для современных изделий применяют следующие виды башен:
- постоянной длины;
- телескопические;
- подращиваемые снизу;
- с изменяемым углом поворота.
Первый тип имеет фиксированную высоту. Её устанавливают в вертикальное положение с последующей фиксацией. Башенный кран с поворотной башней способен производить вращение вокруг своей оси.
По типу стрелы
У современных агрегатов имеются следующие типы таких устройств:
- подъёмная стрела (позволяет изменять угол подъёма);
- система балочного типа;
- шарниросочленённая конструкция.
В первом типе вылет стрелы регулируется в горизонтальной плоскости с помощью поворота относительно шарнира. Они обладают высокой манёвренностью, грузоподъёмностью и большую высоту подъёма. Их достаточно легко транспортировать.
У балочных конструкций вылет стрелы регулируется благодаря перемещению тележки, оснащённой прицепным устройством. Это значительно усложняет конструкцию и увеличивает вес. Однако в этом случае увеличивается величина рабочей зоны.
Последний вид агрегатов обладает высокой универсальностью. Они способны осуществлять регулировку величины вылета стрелы обоими способами (увеличением угла подъёма и длины горизонтальной направляющей). Это расширяет их возможности, но значительно увеличивает их стоимость.
По способу установки
Типы башенных кранов имеют следующее исполнение:
- стационарное;
- самоподъёмное;
- передвижное.
К первой категории относятся механизмы, которые устанавливаются в заранее определённом месте. Без возможности перемещения. Они в основном применяются на строительных объектах.
Для поднятия грузов на высотных сооружениях применяют приставные краны. Отдельные из них выполняются самоподъёмными.
К передвижным кранам относятся все агрегаты, оснащенные ходовой частью. Они обладают хорошей манёвренностью, что повышает их эксплуатационные возможности.
По типу ходового механизма
Для передвижных применяются различные типы ходовых устройств. Наиболее эффективными считаются:
- автомобильные и шасси на основе колёсных тележек;
- гусеничные;
- рельсовые;
- шагающие;
- пневмоколёсные.
Изделия на автомобилях или автомобильных шасси применяются для проведения погрузочно-разгрузочных работ, подъёма грузов небольшой массы на строительных площадках или логистических центрах. Башня опирается на автомобильное шасси, что позволяет достаточно легко перемещать такой механизм на большие расстояния. При необходимости проведения подобных работ на необорудованных площадках или мягком грунте применяют ходовую часть на гусеничном ходу. Они обладают меньшей подвижностью, но большей проходимостью.
Одним из оригинальных ходовых устройств, для тяжёлых механизмов, считается так называемая шагающая система. Она объединяет рельсовую конструкцию с элементами специальной опоры. Она выполнена в форме нескольких цилиндрических опорных башмаков. Перемещение всего агрегата производится с помощью электрических двигателей, приводящих в движение колёсную систему. В некоторых конструкциях в качестве двигательного механизма применяется опорная плита и две лыжи.
Наибольшее распространение получили башенные краны, движущиеся по рельсам. Их укладывают на незначительном удалении от строящегося объекта с таким условием, чтобы можно было обеспечить подъём, опускание, перемещение груза по всей строительной площадке. Расширения возможностей производится благодаря установленным рельсовым подъездным путям. Движение осуществляется с помощью электрического двигателя, приводящего в движение колёсную тележку.