Двигатель TATRA 815 технические характеристики

Обзор Tatra T815

Грузовики Tatra T-815 имеют большую историю, начиная с 17-го века. Автомобиль всегда отличался уникальностью чешского производства, не схожим ни с одним другим аналогом. Самобытность проявлялась в основном не в дизайне и оформлении машины, а в силовых качествах и уникальности сборки.

Содержание:

История

История создания начинается с далекого 1820 года. На то время производитель называл автомобиль по-другому. Местом производства был чешский город Копрживница. С 1850 года предприятие занимается выпуском бричек и колясок. Уже с 1897 году был простроен первый автомобиль, который выпускался под маркой «Президент». На тот момент автомобиль был одним из первых. На то время выпускающим государством была не Чехия, а Австро-Венгрия.

После того как прошла Первая Мировая Война, Австро-Венгрия распалась, после чего Чехия получила свою независимость. После получения независимости, государство решило приватизировать завод и пользовать в своих целях для экспорта и улучшения инфраструктуры.

Чехи начали выпускать Татра Т815 в больших партиях. Машина показывала себя на высоком уровне и пользовалась популярностью не только в своем государстве, но и на международной арене. Название имеет тоже свою историю. Во время первых испытаний, машину отправили в горы Tatra. Производитель проверял на качество легковой и грузовой автомобиль. Так как все испытания прошли успешно, фирма решила назвать грузовики в честь горной системы, в которых проходили испытания.

На данный момент Tatra известен как грузовой автомобиль. Однако, до 1989 года производитель выпускал также легковые машины высокого класса. На основании этого, Tatra T815 можно сопоставить с русским аналогом – ЗИЛом, который также изначально базировался на выпуске легковых машин.

1959 год знаменуется годом, который поменял историю. Были выпущены модели «ТатрыT-815» и «Татра-138». После удачного выпуска моделей, производитель зациклился на выпуске грузового автомобиля, улучшая его технологии. На то время самосвал имел массу – 12 тонн. На агрегате был установлен дизельный двигатель с воздушным охлаждением. Подвеска была независима и торсионна.

До того, как производитель выпустил свой самый автомобиль, переходные варианты моделей. Если подводить итоги, то на данный момент, производитель выпускает не те грузовики, которые были представлены в восьмидесятые годы. 1997, 2000, 2005 и 2010 год, значительно поменяли самосвал, модернизировав его некоторые основные особенности.

Основные изменения касались:

  • Кабины самосвала;
  • Комфорта.

Помимо внешнего вида производитель определял особое внимание двигателю. Все изменения касались приспособлению двигателю к экологическим требованиям, чтобы сделать двигатель экологический безопаснее.

Назначение

Как и большинство автомобилей своего класса, этот предназначен для езды и эксплуатации в тяжелых условиях и в бездорожье. Автомобиль обладает высоким качеством и отличной грузоподъемностью. Особенностью чешского автомобиля является воздушное охлаждение, что не совпадает с большинством агрегатов современности.

15 марта 2013 год поменялся владелец компании. На аукционе Татра перешла в собственность компании «Truck Development». Производство не остановлено и выпускаются полно-приводные машины.

Дизайн Tatra T815

Дизайн практически ничем не отличается от большинства самосвалов и грузовиков, которые выпускаются в мире. На бампере изображено название марки, которое придает мужественности всем моделям и модификации. Грузовики обладают внушительными размерами и габаритами, что в свою очередь влияет на солидность машины.

Лобовое стекло имеет большие размеры. Кузов обшит прочным металлом, который придает массивности. Над некоторым моделями установлено продолжение прицепа в форме «козырька», которое располагается над кабиной. Колеса агрегата большие, поэтому кабина находится на высоком расстоянии от земли.

Модификации

Помимо того, что завод выпускает и успешно продает по всей Европе свои агрегаты, модель имеет множество модификаций.

Обозначения модификаций T815:

  1. 2A0S01. Как и у множества других самосвалов, модификация имеет преимущества эксплуатации зимой, благодаря «северному пакету». Помимо выделения теплоты в салоне, обогревается двигатель;
  2. 290S84. Модификация отличается своей массивностью и габаритами. Мощность агрегата имеет высокие показатели, поэтому его используют для тяжелых работ. Объем совка – 12 метров кубических, вес снаряжения – 13,5 тонн. Вес, который можно максимально перевозить – 19 тонн. Мощность двигателя доходит до 400 лошадиных сил;
  3. 280S45. Имеет большой кузов, размером в 13 кубических сантиметров. Кабина обогревается благодаря выхлопным газам;
  4. 280S25. Одна из самых дорогих модификаций. В кабине пристроен кондиционер, для регулирования внутреннего климата в салоне. Грузоподъемность агрегата – 16,5 тонны. Мощность двигателя достигает 362 лошадиные силы. В этой модификации Tatra T815 улучшена коробка передач. Благодаря нововведению, можно переключать скорость при выключенном автомобиле.

Салон кабины

Автомобиль чешского производства серьезно подошел к вопросу оснащения кабин и всевозможных улучшений по комфорту.

Варианты кабин:

  • базовой комплектации;
  • более улучшенная модель, которая располагает широким сидением, используемое как спальное кресло;
  • длинная кабина с 4-мя дверьми, для пожарной безопасности;
  • низкая кабина, которая удобна для управления кранами.

Кабина располагается фронтально. Чтобы максимально сократить шум, производитель определил особое внимание звукоизоляции салона. Эта особенность помогает водителю чувствовать себя комфортней. Машина легко управляется благодаря рулевому устройству. Специально разработанная маленькая кабина, позволит водителю без затруднений ориентироваться в пространстве, и смотреть не только вперед, но и по бокам. Ограничению обзора не будет способствовать даже присоединение прицепа.

Положительные характеристики кабины:

  • большое лобовое стекло, не ограничивающие обзор;
  • пневматическое кресло, которое легко подстраивается под водителя;
  • расположение в доступной зоне всех рычагов управления.

Будучи за рулем водителю не придется тянуться до какой-либо кнопки. Все эти показатели сказываются на общем комфорте водителя за рулем. Наиболее положительным качеством, является изоляция от шума. Водитель практически не слышит стуков или вибраций. На некоторых модификациях самосвала есть кондиционеры, которые помогают бороться с жарой. Зимой поможет бороться с морозами, печь, которая работает на дизельном топливе.

Двигатель и КПП

Характеристика V8 T3C T3D ТЗА-929-13
Количество цилиндров, шт. 8 8 10
Максимально возможная мощность, л. с. 310 820 285
Тип охлаждения Воздушный, жидкостный Жидкостный Воздушный
Тип топлива Дизель Дизель Дизель
Объем камеры сгорания, л 12,7 12,667 15,825

Автомобиль имеет в комплектации двигатель V8. Также имеется система впрыска топлива и турбонаддув. Над двигателем установлен куллер, который необходим для всасывания горячего воздуха. Уникальным решением чешских производителей является оснащение двигателя Tatra T815 механизмом ТНВД. Первые модификации оснащались двигателем по требованиям «Евро-2». Если брать во внимание новые грузовики, то на их комплектацию влияло улучшение и модернизация двигателя и соответствие нормам «Евро-5».

Двигатели располагают мощностью от 310 до 450 лошадиных сил. Крутящий момент составляет – от 1400 Нм до 2100 Нм. Новейшие модификации оснащаются мощнейшим двигателем V12, с максимальной мощностью в 590 лошадиных сил. Крутящий момент доходит до 2759 Нм. Для того, чтобы максимально остуживать двигатель, производитель использует водяную систему охлаждения.

Модель располагает механической коробкой передач, с опцией дополнительного переключения скорости. Исключительно кроме задней и медленной передачи, остальные оборудованы синхронизатором и блокировкой. Маркировка КПП – TATRA 14 TS 210L. КПП управляется пневматическим усилителем.

Шасси

На агрегате установлена механическая подвеска, имеющая грузоподъемность – 8 тонн. Подвеска держится на основании торсионных стержней, или листовых рессор, используя классический вариант. Рессоры устанавливаются, чтобы была возможность управлять 2-мя осями.

Сзади установлены листовые рессоры, имеющие грузоподъемность – 11 500 кг. Как передний, так и задний тип подвески оснащен телескопическим амортизатором. Некоторые модификации имеет также стабилизатор торсионы.

Тормозная система:

  • основной тормоз;
  • аварийный;
  • стояночный;
  • тормоз-замедлитель.

Главный тормоз Tatra T815 оснащается ножным, пневматическим оборудованием, которое воздействует на колеса благодаря системе ABS.

Рулевое оборудование обладает гидравликой. Благодаря левостороннему, моноблочному управлению, колеса передней оси работают плавно и мягко, обеспечивая комфортную езду.

Недостатки

Несмотря на высокое качество деталей, и отдельных параметров автомобиля, есть определенные недостатки, связанные с ремонтом. Чешские специалисты сделали акцент на укреплении передней части балки, тем самым затруднив процесс ремонта переходных валов.

Еще одним недостатком чешского грузовика, являются большие цены на запчасти. Помимо того, что цена не соразмерна с аналогами машины, так еще есть трудности в их поиске.

На данный момент, на территории Российской Федерации можно найти новый автомобиль чешского производства. Из-за своего качества и показателей Татра Т815 имеет баснословную цену – 9 800 000 руб. Это не самый дорогой представитель компании. Цену в 15 млн. рублей имеет самосвал «Tatra-Phoenix». В русских карьерах редко встретишь чешскую машину, из-за огромной цены, непозволительной для многих жителей.

Из-за того, что в Советском Союзе самосвал пользовался большой популярностью, можно приобрести множество автомобилей на вторичном рынке.

Цена поддержанного:

  • 200 000-250 000 – 80-х годов;
  • 550 000-800 000 – 90-х годов;
  • Двухтысячные года – 1 000 000-6 000 000.

По множеству отзывов и мнений, самосвал один из уникальных автомобилей в мире в своем классе. Все решения, которые принимали чешские производители при создании техники, поддаются логике, не имея замысловатых рекламных ходов для поднятия цены. Модельный ряд Tatra T-815 можно считать одним из наиболее успешных, так как фирма продолжает выпускать грузовики уже на протяжении 35-ти лет.

Учитывая тот факт, что цена для русского человека неприемлема, на автомобиль часто находятся покупатели. Чешское качество не даст о себе усомниться, особенно если это касается силовых характеристик.

Видео

Технические характеристики самосвала Татра-815

Самосвал Татра-815 представляет собой уникальную разработку европейского автопрома, которая объединила в себе повышенную проходимость, устойчивость к интенсивной эксплуатации в условиях сурового климата. Визитной карточкой модели стала конструкция с внедрением передовых решений в основе кабины, шасси.

Сборка машин на одноименном чешском предприятии «Татра» началась в 1920 году, а выпущенный с конвейера автомобиль получил название «Копрживницка возовка». Завод в городе Копрживнице начал работу еще в 1850 году, производственный комплекс позволял выпускать брички и коляски, а с 80-х годов 19 века инженеры начали сборку вагонов для железной дороги. Одна из первых легковых машин «Президент» была также выпущена именно здесь в 1897 году.

Перед началом серийного производства самосвалов Татра-815 выпускались серии предшественников с модельным наименованием «Татра-157» и «Татра-813». Официальной датой начала выпуска «Татра-815» стал 1983 год. В течение многих лет производства оригинальная машина претерпела ряд значительных изменений и модификаций. Основные из них проводились в период с 1997 по 2010 годы. В большинстве случаев изменения коснулись технического оснащения и конструкции кабины в пользу повышения уровня комфорта. Двигатели были доведены до принятого в Европе экологического стандарта «Евро».

Модельный ряд самосвалов Татра-815 и особенности серии

Одно из основных различий моделей Татра-815 – использованная колесная формула. Представлены следующие варианты техники: 4х4, 6х8, 8х8, 10х8, 10х10, 12х8 и 12х12. Установленный силовой агрегат с мощностью 310-820 л.с. Наибольшую популярность на отечественном рынке получили варианты самосвалов:

  • машины с повышенной вместительностью грузового кузова для перемещения сыпучих материалов;
  • техника с установкой специального кузова для перемещения сыпучих, жидких и навалочных изделий;
  • автомобили для трехсторонней разгрузки.

Ключевой особенностью транспортных средств является внедрение в корпус уникальной хребтовой рамы. Оборудование представляет собой прочную трубу, которая оснащена карданом. Трансмиссионная конструкция отличается значительным размером, каждая из частей которой плотно соединяет коробку передач, картер коробки, «раздатку». Внутренняя часть трубы оснащается карданным валом, соединяющим с коробкой передач двигатель. Такая особенность обеспечивает простоту при изменении сцепления, снижает вибрации в кабине.

Устройство Татра-815 предполагает использование полного привода одновременно с подвеской независимого типа и качающимися полуосями. Интегрирована независимая подвеска рессор и передних ходовых колес на базе задней тележки без применения дополнительных балансиров. Такая особенность в выборе подвески обеспечивает лидирующие позиции для машин среди всей техники данного класса по проходимости. Стандартная комплектация включает в себя продвинутые двигатели с воздушным охлаждением.

Варианты модификаций и типы двигателей моделей

Грузовая техника Татра-815 идеально подходит для эксплуатации на бездорожье. Производитель сегодня выпускает машины с продвинутым V-образным дизельным двигателем, который отличается внедрением системы воздушного охлаждения. Моторы представлены агрегатами на 8,10, 12 цилиндров, которые полностью отвечают принятым экологическим стандартам «Евро». Силовая установка оснащается продвинутой системой топливного впрыска с добавлением кулера поступающего воздуха, который устанавливается над коленвалом на базе специальных роликовых подшипников. Рассматриваем подробно главные модификации техники:

  • «Татра Т-815 – 2A0S01». Модель автомобиля оснащена современным кузовом с добавлением системы обогрева и односторонним принципом выполнения разгрузки материала с объемом не более 10 м 3 . Предельная грузоподъемность транспортного средства достигает 17 тонн. Машина оснащается мощным двигателем на 8 цилиндров при поддержании рабочего объема в 12,7 л. и предельной мощностью 312 л.с.
  • «Татра Т-815 – 290S24». Самосвал с платформой, обогрев которой выполняется при помощи выхлопных газов. Разгрузка осуществляется через задний борт. Геометрический объем кузова – 12 м 3 . Максимальная грузоподъемность Татра-815 достигает 19,5 тонн, а мощность двигателя до 402 л.с.
  • «Татра Т-815 – 290S84». Грузовое транспортное средство с применением колесной формулы 8х8 и односторонним типом разгрузки кузова через задний борт. Предельный объем грузовой платформы составляет 14-16 м 3 . Машина предполагает возможность добавления двух кузовов. Предельная грузоподъемность достигает 24.6 тонн при функциональной мощности в 402 л.с.
  • «Татра Т-815 – 290S84». Автомобиль оснащается продвинутой грузовой платформой без использования специальной системы обогрева и трехсторонней разгрузкой. Предусмотрена возможность прицепной тяги. Модель обеспечивает одновременную перевозку до 9,5 тонн. Заявленная мощность двигателя составляет 362 л.с.
  • «Татра Т 815 – 280S25». Модель оборудована кузовом с применением системы трехсторонней разгрузки, предусмотрена возможность перемещения дополнительного прицепа. Машина способна перевозить до 16,4 тонн, а фактическая мощность двигателя достигает 362 л.с.

Особенности подвески и трансмиссии автомобиля

Коробка передач синхронизированного типа действия автомобилей Татра-815 оснащена 14 передачами для переднего, а также двумя передачами для осуществления заднего хода. Предусмотрена техническая возможность для внедрения дополнительной трансмиссии с понижением и функцией переключения имеющихся передач во время движения. Производителем установлено однодисковое сцепление, передняя ось оснащена механизмом блокировки дифференциала, а также отключаемый привод. Механизм задней оси представлен подвеской комбинированного типа, которая размещена на специальных пневматических блоках и листовых рессорах.

Интегрированная хребтовая рама отличается в сравнении с аналогами высокими показателями жесткости и сопротивлению на процесс скручивания, что значительно увеличивает грузоподъемность транспортного средства. Рама формирует многоосевой вид имеющейся конструкции, что также положительно сказывается на грузоподъемности без серьезных усложнений основания конструкции. В структуре хребтовой рабы использована центральная балка, к которой зафиксирован силовой агрегат и трансмиссия. Дополнительно на базе рамы прикреплены полуоси.

Большая длина центральной балки позволяет выпускать новые самосвалы с действующей колесной формулой 12х12. Процесс вращения от двигателя в случае установки на автомобиль хребтовой рамы передается на редуктор и колеса с использованием тонкого вала. Оборудование помещено в специальную трансмиссионную трубу.

Такая особенность в выборе конструкции обеспечивает комплексную защиту использованного оборудования от механических повреждений, сохраняет производительность и функциональность транспортного средства. Основным недостатком хребтовой рамы является сложность в проведении технического обслуживания и ремонта за счет ограниченного доступа о технике.

Основные характеристики транспортного средства

Технические характеристики Татра-815, которые выгодно выделяют автомобиль среди аналогичных машин данного класса, включают в себя следующие параметры:

  • Максимальная высота по уровню кабины достигает 1,97 метра;
  • Уровень ширины в рамках погрузочной платформы составляет – 2,4 метра;
  • Предельная длина установленной погрузочной платформы доходит до показателя в 4,31 метра;
  • Полный вес самосвала Татра-815 составляет 28,5 тонн;
  • Предусмотрена предельная нагрузка на установленную переднюю ось – 6,3 тонны, а на заднюю – 22,2 тонны.

Автомобиль способен развивать скорость по шоссе до 90 км/ч, топливный бак рассчитан на заполнение 320 литров. Расход при движении на расстояние 100 км составляет 45 литров.

Оснащение и характеристики кабины самосвала

Особенностью рабочего места водителя автомобилей Татра-815 стало добавление специального пневматического кресла, благодаря которому обеспечивается возможность учета персональных антропометрических параметров человека. Панель управления расположена максимально доступно и удобно для использования всех доступных функций. Минимизирована вибрация и шум в кабине Татра-815, что значительно повышает показатели комфорта.

Сравнительно небольшая масса и габариты кабины способствуют эффективному обзору с каждой из сторон транспортного средства. На центральной части приборной панели установлен интуитивный спидометр, который инженеры объединили с циферблатом добавленных механических часов. Примечательно, но в ногах у пассажира находится бачок, который заполняется стеклоомывателем. В рамках кабины вещество не замерзнет, что также удобно при эксплуатации транспортного средства в условиях сурового климата.

Предусмотрена возможность установки разных комбинаций кабины: представлены сдвоенные четырехдверные варианты кабины, где удобно размещается одновременно до шести человек. Предусмотрена возможность организации места для отдыха водителя. За кабиной размещается специальный механизм для опрокидывания, благодаря которому водитель может осуществлять настройку и регулирование положения. Там же хранится запасное колесо, другие запчасти и детали. Новые модели транспортных средств оснащаются кондиционером с функцией климат-контроля, что позволяет сохранять комфортную температуру в кабине при любых условиях среды. Практически полное отсутствие вибраций и звуков от работы мотора обеспечивают удобство при эксплуатации. Машина отличается активной тормозной системой, которая отвечает без задержек, характерных для автомобилей с пневматическими системами.

Цены на самосвалы Татра-815

Грузовые автомобили с современным кузовом Татра-815, которые представлены на рынке России от прямых поставщиков техники, представлены в разных модификациях и заводской комплектации. Стоимость машин начинается от 9,8 млн рублей в зависимости от технических характеристик и оснащения.

В рамках вторичного рынка представлено большое количество поддержанных автомобилей Татра-815. При покупке техники 80-х годов выпуска можно стать обладателем машины за 200-300 тысяч рублей в зависимости от пробега и состояния агрегатов. Техника 1990-х годов составляет 500-800 тыс. рублей. Более современные машины 2000-х годов выпуска стоят приблизительно 1,5-6 млн рублей. Машины Татра-815 отличаются долговечностью, надежностью, практичностью при эксплуатации в самых суровых условиях среды.

Кардан мне в хребет: тест-драйв Татра 815

Но конструкторов грузовиков в социалистической Чехословакии сложно заподозрить в маркетинговых играх: все технические “фишки” Tatra подчинены чистой прагматике. И, похоже, они прошли проверку временем на «отлично», ведь Татра 815 скоро справит 35-летие на конвейере.

Еще недавно чешский грузовик можно было встретить на улицах российских городов довольно часто, и многим он запомнился “рахитным” углом развала колёс. В среде водителей она вызывает противоречивые оценки: кто-то её не любит за капризность и ненадежность, а кто-то от неё без ума. После довольно долгого общения с владельцем этого автомобиля, который содержит целый парк 815-х, я понял: Татра – это тот случай, когда читать инструкцию по эксплуатации просто необходимо. Желательно до того, когда уже всё сломано.

«Копрживницка Возовка»

Рассказ о заводе Татра может быть темой для отдельной публикации. Это очень интересная история – мы уже затрагивали ее в статье о чешском автопроме эпохи социализма, а сейчас я изложу ее в двух словах. Во времена Первой мировой войны производителей автомобилей можно было пересчитать по пальцам, и Татры среди них не было. Зато был вагоностроительный завод «Нессельс-дорфер», расположенный в Австро-Венгрии. В 1918 году славная империя своё существование прекратила, Чехия стала относительно независимой, а «Нессельс-дорфер» оказался как раз на её территории.

Город, в котором находился завод, назывался Нессельсдорф, а после войны его переименовали в Копрживнице (тот случай, когда легче читать название не от этого стало). Вагоностроительный завод к тому времени уже замахнулся на автомобили, и первое своё детище решил испытать в горах, а именно – в наивысшей части Карпат, которые так и называются – Высокие Татры. Испытания прошли просто великолепно, поэтому в рекламной кампании модели «U» слово «Татры» использовалось постоянно, после чего все автомобили, сходящие с конвейера завода «Копрживницка Возовка» (так тогда называлось предприятие) стали называться Татрами.

Мы опустим часть истории с 1920 до 1959 годы. Там было много очень и очень интересных автомобилей, как грузовых, так и легковых, но, что печально, даже Интернет не резиновый. Поэтому позвольте сразу переместиться в 1959-й, когда на свет появились грузовики Татра 138. Уже тогда можно было понять, что вместо кофе или чая в конструкторском бюро завода подавали абсент.

Tatra T138 ‘1958–62

На тяжёлых 12-тонных машинах устанавливали дизели исключительно с воздушным охлаждением, а передняя подвеска стала независимой и торсионной. Само собой, были и более продвинутые технически, но уже довольно распространённые решения: гидропривод отключения двухдискового сцепления, электропневматическое устройство переключения раздаточной коробки, трёхсторонняя разгрузка для некоторых самосвалов. Многое из этого в 1969 году перекочевало в следующую модель – Татру 148, в которой появился ещё и межосевой дифференциал в задней тележке.

И вот уже на смену 148-й серии и пришла Татра 815. Этот грузовик получил сомнительное (по мнению многих) наследство в виде конструкции, имеющей много очень специфичных особенностей на грани фола. И эти особенности мы и попробуем рассмотреть чуть ниже, а лучшим образом они откроются, конечно же, во время поездки на этом «кривоногом» самосвале с неоднозначной репутацией, но просто фантастическими возможностями. Пока обойдём его снаружи и посмотрим на некоторые его особенности, часть из которых видны сразу невооружённым глазом.

Что общего у Татры и «полуторки»?

Вот только не говорите мне, что внешне Татра похожа на Камаз-55111! Такое может сказать только тот, кто путает «автомат» с «роботом», Фиат -124 с «копейкой» и педаль тормоза с педалью газа – то есть тот, кто автомобилями не интересуется вовсе. Эти два самосвала даже внешне отличаются сильнее, чем все романы Донцовой между собой – они разные, у них разное назначение, а значит, и конструкция тоже. Начнём наш осмотр с передней части.

Первое, что бросается в глаза, это наличие привода на передней оси. Собственно, оси тут нет – подвеска независимая, из картера выходят два привода, закрытые, как и полагается, защитными чехлами – пыльниками. Они, кстати, то немногое, что действительно можно считать недостатком грузовика. Достаточно одного неудачного наезда на арматуру – и пыльника нет. Менять его – удовольствие сомнительное, но угробить привод, конечно, ещё хуже. Тут же видны и некоторые детали передней подвески, которых не встретишь на других грузовиках – торсионы.

По поводу их надёжности есть разные мнения. Кто-то говорит, что их легко сломать при наезде на препятствие одним колесом, особенно если машина гружёная, кто-то считает, что их поломки связаны с плохой работой амортизаторов, дескать, вследствие повышенной раскачки они и ломаются. Третьи говорят, что торсионы почти вечные. Скорее всего, последнее не совсем верно, ибо вечного нет ничего, а сломать торсион все-таки вполне возможно. Обходим самосвал дальше.

За кабиной – механизм её опрокидывания. С его же помощью можно снять и запаску из-за кабины. Кузов интересен в первую очередь тем, что его можно откинуть в любую из трёх сторон. Эту особенность хорошо использовать на стройках либо на объектах, где надо не просто вывалить содержимое кузова, а аккуратно выложить в определённое место. А что поможет опрокидывать кузов в любой ситуации, так это уникальная рама Татры.

У чешского самосвала нет лонжеронной рамы. Тут конструкторы пошли своим путём, придумав уникальную хребтовую раму. В её основе лежит трансмиссионная труба большого диаметра, фрагменты который жёстко соединяют коробку передач, «раздатку» и картер коробки главных передач. Внутри трубы проходит тонкий вал, а кардан здесь соединяет только двигатель с КПП, что, во-первых, позволяет легко менять сцепление, а во-вторых, значительно снижает уровень вибрации в кабине.

Хребтовая рама имеет чрезвычайно высокую жёсткость на кручение, что позволяет разгружаться не только на ровных площадках, но и там, где самосвал стоит под углом. Тут равных Татре просто нет. Оглядывая всё это дело, невольно вспомнил раму и трансмиссию старой доброй «полуторки» – там кардан тоже спрятан в толкающую трубу и также используются торсионы. Пусть немного не так, как на Татре, но общего много.

Уж коли затронули подвеску, сразу скажем про заднюю. Она на рессорах, автономная, в виде качающихся полуосей. Как отмечает владелец Татры, снятие и установка рессор проходит быстро, но частого вмешательства тележка не требует. Что же, пришло время опрокинуть кабину и посмотреть на «сердце» самосвала.

Воздуха мне, воздуха!

Татра всегда делала полноприводные грузовики с колёсной формулой 4х4, 6х6 и 8х8. И их эксплуатация планировалась в основном на бездорожье. Тем более странным выглядит решение конструкторов использовать на этих машинах двигатели с воздушным охлаждением. Казалось бы, у таких моторов и ресурс по умолчанию ниже, да и перегреть в тяжёлых условиях легче. Но нет, с дизелями Татры всё в порядке.

Пробег этого грузовика было бы неверно считать в километрах – это всё же не магистральный тягач, лучше было бы узнать количество отработанных моточасов. Но это уже невозможно, хотя путём некоторых расчетов можно достоверно установить, что двигатель нашего автомобиля пробежал более миллиона километров. Конечно, был и ремонт, но, например, коленвал здесь не меняли. Так что ресурс воздушного дизеля неплох. Уже не терпится на него посмотреть!

Итак, под кабиной нам открывается чудесный вид на V10. Только слепая девочка не обратит внимания на турбину, установленную в передней части – она-то как раз и отвечает за охлаждение мотора. Позади блока виден фрагмент радиатора: тут охлаждается моторное масло. Все головки блока раздельные – при ремонте не придётся снимать большую головку блока.

К слову, ремонтировать этот мотор проще, чем многие другие. Во-первых, нет жидкостной системы охлаждения, а во-вторых, доступ к его агрегатам настолько удобен, что даже серьёзные работы можно производить без снятия двигателя. Так, стоп! Мы же забыли о цифрах, а без них половина читателей уже заснула. Исправляемся. Дизель ТЗ-929 имеет те же соотношения диаметра цилиндра и хода поршня, как и все остальные моторы из тех, что ставили на ранние 815 Татры: 120х140 мм. Мощность составляет 283 л. с., объём двигателя – 15,8 л. Помимо такого агрегата можно было встретить ТЗ-928 V8 (12,7 л, 231 л. с.), ТЗ-930-30 V12 (19 л, 320 л. с.) и ТЗ-930-53 (19 л, 360 л. с.). В Советском Союзе души отдельных приверженцев жидкостного охлаждения не принимали чешские дизели, отчего на Татрах можно было встретить каноничный ЯМЗ. Однако вернёмся к нашему «воздушнику».

Если нет воды (или тосола), то нет и обычной системы отопления. А греться как-то было нужно, поэтому выход очевиден – независимый отопитель. Это устройство, по видимости, тоже внесло свою лепту в список причин нелюбви некоторых водителей Татр. Хотя раз в год отопитель необходимо обслуживать. Разбирать, чистить котёл, проводить диагностику. Наши люди не больно-то любят ковыряться в устройстве без необходимости, поэтому ждать, когда отопитель сдохнет, а потом материть его создателей, было доброй традицией. И зря, если всё делать как положено, то он вполне надёжен.

Запуск отопителя производится из кабины, но обратим внимание на его размещение и расположение его заслонок, которые хорошо видны при открытом капоте на «морде» кабины. Заслонки устроены таким образом, что тёплый воздух можно направить на мотор. И это очень удобная функция, которая облегчает запуск двигателя в мороз. Так как жидкости в моторе нет, греть в нём нечего, кроме самого железа. Тут-то и помогает независимая печка. Включаем её, греем дизель и запускаем его уже чуть тёплым. Весьма удобно, если, конечно, отопитель исправен. Пожалуй, хватит теории, руки уже чешутся покрутить руль.

Грузовой бизнес-класс

Для начала попробуем забраться на водительское место. Глядя на узенькие ступеньки позади колеса, я начал сомневаться в удобстве этого процесса. Но странное дело: залезть в кабину не сложнее, чем на подоконник с табуретки. То есть небольшая сноровка нужна, но никаких сверхспособностей не потребуется, бывают кабины и похуже. Сиденье пневматическое, мягкое и почти удобное. Посмотрим, что тут с приборной панелью.

«Приборки» советских грузовиков делали просто: железная панель, в которой вырезаны отверстия для подходящих существующих приборов. Дизайна там обычно было меньше, чем в телевизоре «Радуга». Скорее всего, именно поэтому чешский самосвал внутри выглядит пришельцем из будущего. Панель имеет вертикальную и горизонтальную плоскости, но и это не самое главное. Её «фишка» в том, что она мягкая! Да-да, её можно трогать руками и получать от этого некоторое удовольствие. Но давайте рассмотрим приборы и органы управления, тут тоже есть, чему порадоваться.

Центральную часть приборной панели занимает спидометр. Его странным образом объединили с механическими часами, которые, надо признаться, ни черта не видно. Но их прелесть не в этом. Самое интересное в этих часах, что их надо заводить как любые другие часы, откинув для этого спидометр. Ещё менее часов заметен тахометр. Мы уже привыкли, что этот прибор занимает довольно почётное место, а в машинах с серьёзным закосом под спорткар он и вовсе получается самым заметным и читаемым прибором. В Татре он скромненько прячется в левой части «приборки» и, само собой, почти не заметен.

Самосвал Татра-815 – ветеран в строю

Уникальный чешский самосвал Татра-815 впервые появился на свет еще в 1983 году. С того времени автомобиль прошел через ряд модернизаций и доработок. Так в 1994 году производитель предложил потребителям технически усовершенствованную версию, в 1997 – улучшил кабину, в 2000 машина получила более современную приборную панель и приспособление для крепления кабины, а в 2010 – обновленный внешний вид.

Несмотря на солидный возраст, этот проверенный временем автомобиль все еще является востребованным и популярным, не уступая, а иногда и превосходя по своим возможностям более современные разработки.

Конструктивные особенности чешского самосвала

На сегодняшний день существует масса моделей и модификаций этого грузового авто. В чем-то они отличаются друг от друга. Тем не менее, есть ряд особенностей и технических характеристик Татра 815, объединяющих между собой разновидности разных лет и серий. Это, в частности:

  • хребтовая рама – уникальная разработка бренда Татра 20-х годов прошлого века;
  • независимая подвеска с качающимися полуосями;
  • двигатель дизельного типа с жидкостной либо воздушной системой охлаждения;
  • относительно небольшие размеры: расстояние между кабиной и дорожным полотном – 1,97 м, длина погрузочной платформы – 2,4 м, ширина – 0,43 м;
  • грузоподъемность до 17 т;
  • максимальный вес нагруженного автопоезда до 44 т;
  • откидывающаяся кабина с двумя сиденьями;
  • в северном исполнении – наличие дополнительного отопителя двигателя и устройства, осуществляющего подогрев масла;
  • максимальный расход топлива – 45 л на 100 км;
  • скорость по прямой – до 90 км/ч.

Среди основных преимуществ самосвала Татра 815 особо выделяют высокую проходимость, в том числе преодоление подъемов и спусков, способность перевозить грузы не только большой массы, но и внушительных габаритов.

Отличается машина неприхотливость в обслуживании и устойчивостью к экстремальным условиям эксплуатации, в особенности, к низким температурам окружающей среды. Далее – о некоторых нюансах устройства автомобиля более подробно.

Трансмиссия

В Татра-815 установлена синхронизированная механическая коробка передач, включающая 14 позиций переключения передач при движении вперед и 2 скорости для заднего хода. Производитель также предусмотрел возможность интеграции в систему дополнительной понижающей трансмиссии с опцией переключения передач в процессе движения.
Полный привод является отключаемым. На передней оси присутствует механизм блокировки дифференциала. Сцепление в Татре – однодисковое.

Семейство двигателей и их характеристики

В последние годы чешский автопроизводитель оснащает свое детище дизельными силовыми агрегатами исключительно с воздушной системой охлаждения. Сегодня как на первичном, так и на вторичном рынке самосвалы Татра представлены следующими модификациями моторов:

  • ТЗ-929: 10 цилиндров, объем 15,8 л, мощность 283 л. с.;
  • ТЗ-928: 8 цилиндров, объем 12,7 л, мощность 231 л. с.;
  • ТЗ-930-30: 12 цилиндров, объем 19 л, мощность 320 л. с.;
  • ТЗ-930-53: 12 цилиндров, объем 19 л, мощность 360 л. с.

Турбина, охлаждающая двигатель Татра-815, установлена в его передней части, а в задней – располагается радиатор, отвечающий за оптимальную температуру моторного масла.

Конструкция блока двигателя предусматривает отдельные головки – это ощутимо упрощает и ускоряет ремонт силового агрегата, поскольку в большинстве случаев не нужно снимать основную голову, а есть доступ к каждой из головок.

Устройство кабины самосвала

Кабина оборудована таким образом, чтобы водитель в пути не ощущал ни малейшего дискомфорта. Пневматическое кресло позволяет оптимизировать положение с учетом роста, комплекции и индивидуального строения тела. Приборная панель установлена в непосредственной близости от месторасположения оператора: все опции доступны даже ближе, чем на расстоянии вытянутой руки.

Небольшие размеры кабины обеспечивают отличный обзор со всех сторон. А минимум шума и практически полное отсутствие вибрации гарантируют комфорт и отсутствие усталости даже после длительного нахождения за рулем.
Из иных особенностей кабины следует отметить:

  • интуитивный спидометр с интегрированными в него механическими часами;
  • бачок со стеклоомывателем, расположенный в нижней части кабины с водительской стороны. Такое конструктивное решение исключает замерзание омывателя даже при длительной эксплуатации машины в условиях экстремально низких температур окружающей среды;
  • наличие места для отдыха водителя;
  • в последних модификациях – кондиционер с опцией климат-контроля, благодаря которому в пределах кабины легко поддерживается оптимальный микроклимат.

Чешские инженеры предусмотрели возможность установки на Татра Т815 разных типов кабин – как стандартных двухдверных, так и сдвоенных, на 4 двери, вместимостью до 6 человек, однако при этом уменьшается объем кузова.

Внешний вид лучшего самосвала из Чехии

Несмотря на относительно компактные размеры, автомобиль выглядит солидно и внушительно. Огромные колеса, поднимающие кабину над землей почти на 2 метра, большое лобовое стекло, не только обеспечивающее отличный обзор, но и несколько уравновешивающее кажущуюся громоздкость, прочный металл обшивки кузова, сообщающий ему визуальную массивность, крупный логотип над радиаторной решеткой – все эти дизайнерские приемы придают машине вид, внушающий уважение.
В некоторых модификациях можно увидеть козырек прицепа, который при опущенном кузове находится над крышей кабины.

И, конечно, яркие и жизнерадостные цвета, в которые окрашивается большинство самосвалов Татра: они делают машины не только привлекательными внешне, но и заметными с большого расстояния, что немаловажно при проведении строительных и дорожных работ.

Варианты кузова

Самосвал производился и продолжает производиться с разными вариациями кузова. Наиболее популярными и востребованными из них являются следующие:

  • с увеличенной вместительностью и односторонней разгрузкой. Оптимально подходят для работы с сыпучими материалами;
  • специальной конфигурации – для перемещения как сыпучих, так и жидких, а также навалочных твердых материалов;
  • со средней емкостью и трехсторонней разгрузкой. Из такого кузова удобно выгружать любые субстанции в местах с ограниченным доступом, не предполагающих осуществления сложных маневров.

Цены на самосвалы Татра-815

Они значительно различаются для новых и б/у автомобилей, а также от их возраста и состояния. Кроме того, стоимость может варьироваться в зависимости от модели, оснащения и региона продажи.
В среднем же, тем, кто решил купить Татра-815 с конвейера, следует ориентироваться на сумму не менее 8 млн. рублей.

Верхняя планка цены может достигать 16018 млн. рублей.

Конечно, такие расходы по карману далеко не каждой компании и уж тем более индивидуальному предпринимателю. Поэтому рекомендуем присмотреться к экземплярам Татра 815 бу. Здесь запросы поскромнее: за относительно новую машину, сошедшую с конвейера в первые годы 21 века, придется отдать от 2 до 6 млн. рублей.

Модели постарше, выпущенные в 90-х годах прошлого столетия, обойдутся уже в 600-800 тыс. рублей. А настоящие ветераны восьмидесятых, у которых, тем не менее, все еще есть порох в пороховницах, предлагаются всего за 200-300 тыс. рублей.

Отзывы

1. Автомобиль – выше всяких похвал. До этого катал на Уралах. Две машины подряд срывали мосты при погрузе 8 плюс тонн. Пересел на «чеха» – разница налицо: вожу и 10, и 15 т, мосты Татра 815 на месте уже не первый год.

2. Замечательный самосвал – простой, удобный, надежный, ходкий. Езжу на северянке, одно удовольствие: тепло, даже уютно, в сильные морозы заводится буквально с полтыка, все системы работают ничего не перемерзает. Разгружается на любых площадках без проблем. За 10 лет в каких только условиях груженый не побывал – рама на месте и целая. Для сравнения – на МАЗе дважды сворачивал раму на кривой площадке. В общем, машина отличная, серьезных нареканий нет.

Самосвал Татра-815

Самосвал «Татра 815»: достоинства, технические характеристики и разновидности

Чешская компания «Татра» выпустила первый грузовик под маркировкой Tatra 815 в 1983 году.

Несмотря на возраст, данная модель до сих пор производится и постоянно модернизируется.

Она обладает множеством различного рода достоинств, имеет большое количество преимуществ перед своими аналогами-соотечественниками и продукцией из других стран.

История создания

«Татра 815» была спроектирована заводом как полноценная и модернизированная замена модели Т-148. В течение всего своего существования грузовик обновлялся целых 4 раза – в 1994, 1997, 2000 и 2010 году.

За все это время в базовую модификацию были внесены следующие изменения:

  • сконструирована новая кабина Terr №1;
  • установлена модернизированная приборная панель с дополнительными органами управления и датчиками;
  • в последних моделях присутствует жидкостное охлаждение;
  • установлен новый двигатель V8 T3C (он полностью соответствует нормам Евро 3).

Двигатель с жидкостным охлаждением имеет маркировку T3D и устанавливается на Tatra 815 с 2006 года.

Устанавливаемые двигатели

Чаще всего на сегодняшний день можно встретить грузовики Tatra 815, оснащаемые тремя типами двигателей со следующими параметрами:

Характеристика V8 T3C T3D ТЗА-929-13
Количество цилиндров, шт. 8 8 10
Максимально возможная мощность, л. с. 310 820 285
Тип охлаждения Воздушный, жидкостный Жидкостный Воздушный
Тип топлива Дизель Дизель Дизель
Объем камеры сгорания, л 12,7 12,667 15,825

Сегодня все грузовики, выпускаемые рассматриваемым производителем, оснащаются дизельными моторами с жидкостным охлаждением T3D. Они имеют множество особенностей, не свойственных никаким другим двигателям данного класса и мощности.

Самым важным и необычным конструктивным решением завода Tatra стал способ нейтрализации выхлопных газов.

Ресурсы компании довольно ограничены, и производство всегда ощущало нехватку денежных средств. Поэтому инженера пошли по пути наименьшего сопротивления.

В отличие от именитых брендов (MAN, SCANIA), Tatra вместо высокотехнологичной рециркуляционной системы использовала SCR (мочевинный способ вывода выхлопа).

Недостатком такой системы является то, что замерзают отходы в виде мочевины при температуре -11 градусов, а это делает эксплуатацию данной модели на севере в зимнее время несколько затруднительной. Но в теплом климате SCR не доставляет никаких неприятностей водителям.

Электронный блок управления у двигателя полностью отсутствует, что сильно упрощает ремонт. В конструкции присутствует обычный ТНВД.

Массово-габаритные параметры

Несмотря на то, что «Татра 815» является грузовиком, способным перевозить даже очень большой вес, данный автомобиль имеет весьма скромные габаритные размеры:

  • высота кабины от земли – 1 970 мм;
  • ширина погрузочной платформы – 2 400 мм;
  • длина погрузочной платформы – 4 310 мм;
  • высота грузового отсека варьируется в широких пределах.

Стандартная модель, выпускаемая на сегодняшний день, способна без каких-либо затруднений перевозить груз объемом до 16 990 кг. Полная масса составляет 28 500 кг. Вес автопоезда, полностью нагруженного, 44 000 кг.

Нагрузка на оси распределяется следующим образом (колесная формула 6×6):

Ось Снаряженная масса, кг Максимальная масса, кг
Передняя 3 932 6 300
Средняя 5 116 11 100
Задняя 2 552 11 100

При необходимости данные пределы можно незначительно превышать. Хребтовая рама грузовика и остальные элементы (ходовая часть, подвеска) выполнены с очень большим запасом прочности.

Расход топлива

Поскольку Tatra 815 не единожды модифицировалась, расход топлива у данного грузовика довольно велик.

Хотя некоторые улучшения появились после того, как завод начал устанавливать моторы, оснащенные SCR. За счет этого нововведения количество топлива, необходимого на 100 км пути, снизилось на 5-6%.

Производителем установлены следующие значения расхода на модели «Татра 815» для смешанного цикла:

Мощность двигателя, л/с Расход, л/100 км
300 45,1
285 47,5
312 43,7

Стоимость грузовика сильно варьируется в зависимости от года выпуска, технического состояния и его рабочих характеристик (мощности двигателя, грузоподъемности, модификации):

Год выпуска Пробег, км Цена, руб.
1991 300 000 180 000
1989 350 000 100 000
2004 350 000 580 000
2008 202 2 020 000
2012 9 800 2 990 000
2014 5 12 772 000

Благодаря столь большому разбросу цен можно при необходимости приобрести Tatra 815 за несколько сотен тысяч рублей в приличном состоянии.

Стоимость нового автомобиля данной марки также нельзя назвать чересчур большой – многие аналогичные грузовики от более именитых брендов стоят в разы дороже. Ценовая доступность сделала Tatra 815 популярной моделью в странах ближнего зарубежья.

Подвеска и хребтовая рама

Основным отличием описываемого автомобиля от остальных подобных является его хребтовая рама. На сегодняшний день данного типа шасси используется только автопроизводителем Tatra, оно и является его детищем.

Такая рама имеет два преимущества перед иными конструкциями:

  • чрезвычайно большая крутильная жесткость;
  • для установки дополнительных мостов не требуется осуществлять переделку.

В основе конструкции хребтовой рамы лежит трансмиссионная труба. Она жестко скрепляет между собой следующие основные составные части автомобиля:

  • сцепление;
  • раздаточную коробку;
  • КПП;
  • картер коробки главных передач.

Вращение от двигателя при использовании хребтовой рамы передается на редуктор и колеса при помощи тонкого вала, а не карданного.

Он заключен внутри трансмиссионной трубы, именно поэтому ресурс его работы очень велик: он защищен от различного рода посторонних механических воздействий, находится в благоприятной среде.

Единственным недостатком такой конструкции является сложность выполнения капитального ремонта – добраться до вала и некоторых других важных составных частей и узлов довольно затруднительно.

Модификации

На сегодняшний день чаще всего на дорогах России и ближнего зарубежья можно встретить пять основных модификаций Tatra 815.

Они обозначаются следующим образом:

  • 2A0S01,
  • 290S24,
  • 290S84,
  • 280S45,
  • 280S25.

Модель под маркировкой 2A0S01 обладает следующими основными особенностями и характеристиками:

  • кузов оснащается подогревом;
  • объем совка – 10 м3;
  • разгрузка – односторонняя;
  • максимальный перевозимый вес – 17 000 кг;
  • мощность двигателя – 321 л. с.

Модификация 2A0S01 оснащается «северным пакетом». Он представляет собой дополнительные опции, упрощающие эксплуатацию при низких температурах. В него входит электрический подогрев картера и самого двигателя.

«Татра 815» под маркировкой 290S24 имеет следующие параметры и особенности:

  • кузов обогревается выхлопными газами;
  • объем совка – 12 м3;
  • разгрузка – задняя;
  • снаряженный вес – 13 500 кг;
  • максимальный перевозимый вес – 19 500 кг;
  • мощность двигателя – 402 л. с.

Модификация, имеющая маркировку 290S84, может быть различных видов:

  • с кузовом объемом 16 м3;
  • с кузовом, объем которого 14 м3 (обогревается выхлопными газами);
  • с кузовом объемом 14 м3, обогреваемым выхлопными газами и двигателем с «северным пакетом».

Мощность двигателя, устанавливаемого во все модификации под маркировкой 290S84, составляет 402 л. с.

Модель, реализуемая под маркировкой 280S45, может разгружаться с трех сторон (откидываются задний и боковые борта).

Предусмотрена возможность использования грузовика как прицепного тягача. Двигатель несколько слабее остальных модификаций – 362 л. с. К преимуществам можно отнести следующие опции:

  • кондиционер,
  • дизельный отопитель.

Модификация под номером 280S25 применяется чаще всего для осуществления перевозок самосвальным прицепом. Данная модель имеет следующие параметры:

  • вместимость совка – 9 м3;
  • максимальная грузоподъемность – 16 400 кг;
  • мощность установленного двигателя – 362 л. с.

К особенностям можно отнести присутствие в конструкции понижающей коробки переключения передач. С ее помощью можно переключать скорости на неподвижно стоящем грузовике.

Особенности эксплуатации

Рассматриваемая техника обладает несомненными достоинствами в плане удобства эксплуатации.

Небольшие габаритные размеры позволяют водителю без каких-либо затруднений обозревать все пространство позади грузовика, даже если к нему присоединен прицеп. Большеразмерное лобовое стекло дает возможность хорошо видеть площадь перед кабиной.

Сама кабина оснащается пневматическим водительским креслом, его можно очень легко и быстро подогнать под человека, обладающего любыми антропометрическими данными.

Все органы управления находятся в зоне доступности, нет необходимости тянуться далеко для осуществления каких-либо действий (включение света, поворотников).

Уровень вибрации и шума в кабине сведен к минимуму, что положительным образом сказывается на комфорте. Во время вождения водитель испытывает минимум усталости. На последних версиях Tatra 815 установлены кондиционер и очень мощная дизельная печь.

Грузовики Tatra 815 обладают выдающимися рабочими характеристиками, а также имеют множество других достоинств, что делает их использование удобным и экономически обоснованным.

Если соблюдаются условия эксплуатации и выполняется плановое обслуживание узлов, требующих этого, то автомобиль прослужит своему владельцу не один десяток лет.