Производительность экскаватора погрузчика в смену

Экскаватор: производительность м3 в час, стоимость услуг

Потребность в услугах спецтехники возникает практически в каждой отрасли хозяйственной деятельности или в частных нуждах. Разовое использование экскаватора не предполагает его покупку, поэтому можно воспользоваться услугами экскаватора, нанятого в аренду. Для расчета стоимости услуг используется показатель производительности экскаватора, которая имеет значение при выборе техники для выполнения определенных работ, учитывая их срочность и объемы.

  1. Что такое производительность экскаватора
  2. Как проводится расчет производительности
  3. Стоимость услуг экскаватора
  4. Видео

Что такое производительность экскаватора

Основной функцией экскаватора являются работы, связанные с выработкой грунта, перемещение до места выгрузки и формирование насыпи или выгрузка. Для расчета производительности экскаватора рассчитывается с учетом всех переменных и постоянных показателей в его работе. Производительность экскаватора – это объем и количество работ, которые он может выполнить за установленный временной промежуток.

Полный цикл работы экскаватора заключается в выполнении следующих этапов:

  • опускание ковша;
  • разработка грунта;
  • набор грунта в ковш;
  • подъем нагруженного ковша;
  • поворот с перемещением груза на точку выгрузки;
  • выгрузка грунта;
  • возвращение ковша на исходную позицию для дальнейшей работы.

Экскаватор может выполнять и другие виды работ, но основная суть цикла сохраняется.

Для более детального расчета производительности учитывается множество переменных показателей, на основе которых составляются формулы. При вычислении производительности экскаватора учитываются следующие переменные показатели и характеристики:

  • объем ковша;
  • количество циклов за промежуток времени;
  • коэффициент разрыхления грунта;
  • коэффициент размера разработки;
  • коэффициент эксплуатации машины.

Продолжительность одного полного цикла работ экскаватора занимает несколько секунд. При расчете производительности выполняется расчет количества циклов в час. Итоговый результат выражается в м3/час, что является стандартом при расчете производительности экскаватора и дальнейшего перевода этого показателя для перевода в интервал смены.

Как проводится расчет производительности

Расчеты эффективности экскаваторной техники не могут быть однозначны и учесть все переменные, влияющие на результат.

Поэтому принято различать три следующих типа производительности:

  • Теоретическая (конструктивная) – расчет объема работ, которые совершает экскаватор за час без учета простоя и остановок. Это идеальный расчет на бумаге без учета дополнительных переменных коэффициентов. Вычисляется по формуле: Wтеор= Q/Тц, где Q – объем ковша в м3, Тц – минимальная продолжительность цикла в часах.
  • Техническая – расчет наибольшего объема работ с учетом условий выработки, состояния грунта и квалификация машиниста. Вычисляется по формуле: Wтех= Q x Kн/Тцт х Кр, где Q – объем ковша, Тцт – продолжительность цикла работ, Kн – коэффициент наполнения ковша, Кр – коэффициент рыхления почвы.
  • Эксплуатационная – используется для назначения норм и проведения общих расчетов. В расчетах добавляется коэффициент эксплуатации машины. Это наиболее приближенный к реальным показателям производительности расчет, который всегда будет ниже теоретической или технической производительности.

По итогам эксплуатационной производительности можно произвести расчет эффективности за определенный временной промежуток – смену, месяц или год. В таких расчетах учитывается потеря времени на транспортировку, обслуживание и ремонт техники. На практике, итоговые показатели производительности экскаваторов превышают предварительные расчеты и установленные нормы.

Стоимость услуг экскаватора

Экскаваторы являются наиболее востребованной арендуемой техникой. Для эксплуатации экскаваторной техники характерно наличие разных по уровню условий и задач. Поэтому для расчета стоимости аренды техники, необходимо учесть ряд факторов, влияющих на формирование цены услуги, а именно:

  • затраты на горюче-смазочные материалы;
  • оплата труда машиниста экскаватора;
  • время суток выполнения работ;
  • вид работ;
  • условия эксплуатации;
  • тип машины: колесный или гусеничный экскаватор;
  • технические характеристики: объем ковша, глубина копания и др);
  • использование дополнительного оборудования, например, гидромолота.

Например, стоимость аренды колесного экскаватора будет намного ниже гусеничного, учитывая отсутствие расходов на технику для транспортировки машины. Но при этом производительность колесных экскаваторов в тяжелых условиях эксплуатации гораздо ниже.

Парки спецтехники, предлагая услуги экскаватора, указывают цену за час работы. При этом эта цифра не однозначна и может варьироваться в зависимости от модели экскаватора, длительности работ на одном объекте, сюда включается также необходимость машиниста-специалиста и удаленность от автопарка. Например, стоимость рабочей смены экскаватора может быть в итоге ниже, чем почасовые услуги. На некоторые машины установлен не только тариф из расчета стоимости экскаватора в час, но и ограниченная смена, например, не менее нескольких часов.

В России услуга экскаватора ЭО-2126 предполагает эксплуатацию не менее 4 часов с почасовой оплатой от 900 рублей. Более мощный колесный экскаватор Hyundai R170W обойдется в 1300 рублей/час. Аренда гусеничной техники начинается от 1200 рублей/час и выше, в зависимости от производителя, класса и технических характеристик машины.

Видео

Хочу купить экскаватор-погрузчик JCB — как быстро я его отобью?

Считаем цену часа работы экскаватора-погрузчика, расходы и нагрузку на технику

Вы решились купить б/у экскаватор-погрузчик JCB 3CX или 4CX и работать только на себя. Или вы — владелец строительной компании и планируете пополнить парк новыми городскими универсалами. Поможем посчитать, как быстро эта техника окупится, какой для этого должна быть загрузка и какие факторы влияют на стоимость часа работы и востребованность вашей техники.

Стоимость техники

Новая техника

JCB 3CX JCB 4CX
В среднем 6 000 000 рублей 7 000 000–8 000 000 рублей

Б/у экскаватор-погрузчик

Цена на технику с наработкой зависит больше от ее состояния, чем от возраста: экскаватор-погрузчик JCB 3CX 2012 года, за которым хорошо ухаживали, может стоить 4–4,5 млн рублей, а машина на треть старше (2008 года) — вдвое дешевле, 2–2,5 млн.

Инструмент Price Indicator от Mascus.ru помогает сопоставить предложения по цене, наработке, возрасту, техническому состоянию. С ним проще понять, где порог, за которым незначительное улучшение технического состояния машины влечет заметное увеличение цены.

Тарифы

1 500 рублей в час — средняя по России стоимость работы экскаватора-погрузчика. Эта цена не меняется уже больше 5 лет. С каждым годом такой ценник все менее рентабелен в соотношении со стоимостью топлива и запчастей/расходников, но желанию увеличить цену мешает избыток техники и демпинг отдельных участников рынка. На пике строительного сезона в крупных городах верхняя граница увеличивается до 1 800–2 000+ р/час. Зимой, а также в небольших городах и поселках, цена падает до 1 200 р/час.

Компромиссный вариант

Со стоимостью часа работы в 1 500 рублей и максимальной загрузкой в 21 смену в месяц по 8 часов (7 + 1 — час на дорогу) месячный доход с одного экскаватора-погрузчика составляет 252 000 рублей.

Из этой суммы вычитаем:

— 42 000 рублей — средний расход топлива в 5 л/час по 50 рублей за литр (под нагрузкой и на перегонах расход возрастает до 8 л/час);

— 27 500 рублей — базовые расходы на ТО (масло и фильтры), плюс резерв на текущие ремонты (около 1300 р/смена);

— 42 000 рублей — налоги и накладные расходы организации (в среднем 2 000 р/смена);

— 42 000 рублей — зарплата оператора (250 р/час).

98 500 рублей месячной прибыли с наемным оператором.

Или 6–8 лет окупаемости для нового экскаватора-погрузчика (если не было дорогих аварийных и капремонтов и долгих простоев в строительные сезоны).

Для частника или ИП, если владелец сам сидит за рычагами техники и ведет бухгалтерию по упрощенной схеме (или работает за наличные), среднемесячная прибыль увеличивается до 150 000 рублей или 4–5 лет окупаемости нового экскаватора-погрузчика в идеальных условиях (большой город, много заказов, интенсивная нагрузка).

Если техника в лизинге

Если JCB новый и приобретался в кредит или лизинг, то к расходам придется добавить от 100 000 до 250 000 рублей ежемесячных платежей банку или лизинговой организации. Что сводит доход к отрицательным цифрам у частных владельцев и ИП. Но для организаций это приемлемый вариант. Им помогают в среднем большие объемы работ и большая стоимость часа по сравнению с частниками, а также возможность возврата НДС и налоговой оптимизации в лизинге.

Объем работы

Нагрузка в 21 смену в месяц по 8 часов — это все же идеальный вариант. Реальный объем работы и ее цена для владельца экскаватора-погрузчика по России варьируются от сезона и размера города.

Для городов-миллионников

На пике строительного сезона обычная выработка — 26 смен по 10–11 часов с ценником от 1 800 р/час. Это около полумиллиона рублей дохода с одного экскаватора-погрузчика. Но в большом городе — большие расстояния. Это больший расход топлива и больше нагрузка на ходовую (а значит, выше расходы на содержание и больший риск простоев из-за ремонта и ожидания запчастей).

Читайте также  Навесное оборудование для мини экскаваторов

Для небольших городов

Чем меньше город, тем меньше работы. Для городов на несколько сотен тысяч жителей средняя загрузка экскаватора-погрузчика — это заказы формата 2 + 1 или 3 + 1 (часы работы + перегон). Для небольших поселков и городов с населением до 100 000 основной объем — малые заказы на час-два работы. Но при этом и небольшие перегоны. Когда весь город можно пересечь за 30–40 минут, это не позволяет увеличить доход за счет стоимости пути, но снижает расходы на шины и обслуживание ходовой части и трансмиссии.

Основные конкуренты здесь — владельцы «китайцев» и старых МТЗ с низкоквалифицированными машинистами и демпинговым ценником в 1 000–1 200 р/час (за пределами рентабельности для JCB и других «иномарок»).

Работа зимой — это редкие разовые заказы на 1–3 часа практически в любом регионе. Спасают только частые и мощные снегопады.

Но даже час работы — это дополнительное время на прогрев гидравлики, лишний расход топлива (в том числе на обогрев на холостом ходу) и стоимость амортизации. И цену часа не увеличить: заказов мало и конкуренция в зимние месяцы во много раз выше, чем летом. Если с техникой работает наемный оператор, в «голодный сезон» он тоже должен получать зарплату.

Платежи за лизинг или кредит тоже остаются, поэтому заранее запланируйте график с учетом сезонности: летом платите за технику больше, зимой — меньше.

Все эти факторы урезают минимум вдвое среднегодовую прибыль владельца экскаватора-погрузчика: из 100 000–150 000 рублей в месяц она становится 30 000–70 000 рублей. Соответственно удваиваются сроки окупаемости техники, а вместе с возрастом и наработкой падает остаточная стоимость машины. Но если вы покупаете б/у JCB 3CX или 4CX за 2–4 млн рублей, то получаете достаточно неприхотливую и производительную технику, которая потребует от 500 000 до 1 000 000 рублей дополнительных вложений, но окупится быстрее новой и даст положительный баланс доходов даже при небольшой загрузке.

Выводы и советы:

— Новый JCB 3CX/4CX в кредит/лизинг — для организаций с прогнозируемой высокой загрузкой. При максимально интенсивной эксплуатации он окупится за 3–5 лет на 60–80 %, затем его можно продать дилеру в trade-in и получить новую технику со скидкой на цену прежней.

— JCB с наработкой за 2–4 млн рублей по соотношению производительности, цены владения и стоимости покупки — идеальный вариант для частных владельцев, ИП и жителей небольших городов.

— Берите объемами. На крупных задачах расчеты за кубометр выгоднее и для вас, и для заказчика: за котлован 30 x 30 x 3 вы больше получите за кубатуру грунта, чем при почасовой оплате. А заказчик все равно потратит меньше, чем если обратится к владельцу полноповоротного колесного экскаватора.

— Экономьте ресурс техники: 100–200 км (в оба конца) своим ходом сэкономят вам 10 000–30 000 рублей (аренда трала — от 100 р/километр), но слишком часто оборачиваются месяцами простоев в разгар сезона в ожидании запчастей для ходовой. И перегон — это повышенный расход солярки.

— Покупайте оригинальные расходники и запчасти: иначе к расходам на внеплановый ремонт добавите упущенную прибыль из-за простоев.

— Просчитывайте логистику: если работаете в маленьком городе на задачах по 1–3 часа, попытайтесь собрать несколько заказов в одну смену и выстраивайте последовательный маршрут с минимумом передвижений между объектами. Так вы экономите топливо и ресурс техники.

— Если вы — ИП или физлицо, работайте сами, а не с наемным машинистом. Это ускорит окупаемость и сократит риски аварийных простоев и расходы на ремонт (и никто не будет сливать солярку). А главное — это даст огромное удовольствие работы на себя, причем в том темпе и объем

Техническая характеристика экскаваторов-погрузчиков

Модель Объем ковша погрузчика qK, м 3 Максимальная высота разгрузки погрузчика НР, м Объем экскаваторного ковша qЭ, м 3 Максимальная глубина копания НK, м Максималь-ный радиус Максимальная высота разгрузки НР, м
копания RK, м разгрузки RР, м
JCB 1CX 0,32 2,1 0,08 2,55 4,24 3,5 2,38
JCB 3CX 0,9 2,7 0,3 5,3 7,8 6,3 5,0
WB91 R-2 1,03 2,75 0,25 4,95 5,55 4,2 5,5
Сater-pillar 446С 1,1 2,7 0,32 5,22 7,87 6,5 4,31
JCB 4CX 1,3 2,7 0,5 4,35 5,4 4,1 4,1

Производительность погрузочного оборудования , м 3 /ч, (29)

где qK – вместимость ковша погрузчика, м 3 (см. табл. 9);

tЦ – время полного цикла, ч (на гусеничном ходу tЦ =0,017 ч; на каждые следующие 10м дальности перемещения следует добавлять к tЦ: для пневмоколёсных погрузчиков 0,008 ч, для погрузчиков на гусеничном ходу 0,013 ч);

KВ=0,70 при погрузке в транспортные средства, KВ =0,80 при работе в отвал; KТ=0,60.

6. Производительность фронтальных погрузчиков

, м 3 /ч, (30)

где qП – грузоподъёмность погрузчика, т (табл. 10);

tЦ – время полного цикла, ч (при дальности перемещения до 10м следует принимать: для пневмоколёсных погрузчиков tЦ =0,012 ч, для погрузчиков на гусеничном ходу tЦ =0,017 ч; на каждые следующие 10м дальности перемещения следует добавлять к tЦ : для пневмоколёсных погрузчиков 0,008 ч, для погрузчиков на гусеничном ходу 0,013 ч);

r – насыпная плотность материала или грунта, т/м 3 (см. приложение);

KВ=0,70 при погрузке в транспортные средства, KВ =0,80 при работе в отвал; KТ=0,60. Таблица 10

Технические характеристики фронтальных погрузчиков

Модель Грузоподъёмность q, т
ПУМ-500 0,5
ДЗ-133 (бульдозер-погрузчик) 0,75
ПМТС-1200 1,2
АМКОДОР-322 2,2
ТО-18Д 2,7
ТО-25-1 (ПК-3) 3,0
ТО-18Б 3,3
ТО-28 4,0
MITSUBER ZL60H 6,0
ТО-40 7,2
ТО-27-2А 8,0

Рис. 7. Фронтальный погрузчик ТО-40

Производительность скреперов

Техническая характеристика скреперов

Марка машины Вместимость ковша qCK, м 3 Ширина захвата b, м Рабочая скорость, км/ч
VЗ (VР) VП VОБ.Х
ДЗ-87-1 4,5 2,43 2,5
ДЗ-149-5 8,8 2,85 2,5
МоАЗ-6014 2,82
ДЗ-13А 3,02 2,5
ДЗ-107-1 3,82

, м 3 /ч, (31)

где qCK – вместимость ковша скрепера, м 3 (табл. 11);

tЦ – время полного цикла, ч;

KР – коэффициент разрыхления грунта KР =1,1 для песчаных грунтов, KР =1,2 для глинистых грунтов;

, ч; (32)

tЗ – время на забор (резание) грунта, ч;

tП – время на перемещение грунта, ч;

tР – время на распределение грунта;

tОБ.Х – время обратного (холостого хода), ч;

tПЕР – затраты времени на переключение передач, ч;

tРАЗВ – время на развороты, ч;

, ч; (33)

,ч (34)

, ч , ч , ч , ч

VЗ (VР) – скорость при резании (разгрузке), км/ч (см. табл. 11);

b – ширина захвата, м (см. табл. 11);

L – дальность транспортировки грунта, км;

tРАЗВ – время разворота скрепера, ч (tРАЗВ =0,01 ч);

hСТР – толщина стружки, м (hСТР = 0,15…0,40);

hСЛ – толщина отсыпаемого слоя, м (hСЛ = 0,10…0,40).

Рис. 8. Самоходный скрепер МоАЗ-6014

Производительность автомобилей-самосвалов

Техническая характеристика автомобилей-самосвалов

Модель Грузо- подъёмность qАС, т Объем кузова qK, м 3 Скорость движения V, км/ч
грунтовые дороги с твёрдым покрытием
ЗИЛ-ММЗ-45085 5,8 3,8
Урал-55571-10 7,22 7,1
МАЗ-5551 10,0 5,5
КамАЗ-55111 13,0 6,6
КамАЗ-65115 15,0 10,5
МАЗ-5516 16,5 10,0
КрАЗ-65034 18,0 12,0
MAZ-MAN-651668 21,0 13,0
МАN F-2000 40.414 DFAK 25,0 13,8
Продолжение табл. 12
Volvo D250E 27,0 12,9
БелАЗ-75404 18,5
Volvo А35D 32,5 20,0
Volvo А40D 22,5
БелАЗ-7547D 26,0
БелАЗ-7555В 56,0
БелАЗ-75492 74,0
Самосвальный полуприцеп САТ-112-01 к автомобилям МАЗ 26,0 (24,0) 16,4

Примечания. 1. При дальности перевозки менее 1км скорость движения снижается на 20 %.

2. Автомобили грузоподъёмностью свыше 24 т не допускаются к передвижению по дорогам общего пользования.

3. Самосвальный полуприцеп монтируется вместо самосвального кузова, т.е. заменяет его.

, м 3 /ч, (35)

Читайте также  Как выбрать экскаватор погрузчик?

где qАС – грузоподъёмность автомобиля-самосвала, т (табл. 12);

r – плотность материала или грунта, т/м 3 (см. приложение);

L – дальность транспортировки, км;

V – скорость движения, км/ч (см. табл. 12);

tП – время погрузки автомобиля, ч (табл. 13);

tР – время разгрузки автомобиля, ч (tР=0,05 ч);

При определении производительности автомобилей-самосвалов при доставке асфальтобетонной смеси в знаменатель формулы не включают плотность материала r и ответ получают в тоннах.

Затраты времени на погрузку самосвала

Грузо-подъёмность самосвала, т Длительность погрузки tП, ч
сыпучие материалы асфальто- и цементобетон
экскаватор q £ 0,65м 3 , погрузчик экскаватор q > 0,65м 3
5…8 0,16 0,12 0,10
8…12 0,20 0,14 0,12
12…15 0,27 0,18 0,14
15…18 0,30 0,20 0,16
18…24 0,35 0,25 0,18
24…36 0,45 0,35 0,22

Примечание. При использовании самосвалов грузоподъемностью более 36 т, следует использовать специальные карьерные экскаваторы или погрузчики с объемом ковша 6м3 и более. Время погрузки может быть принято 0,2…0,3 ч (меньшие значения для меньшей грузоподъёмности самосвала и большего объёма ковша экскаватора или погрузчика).

Рис. 9. Автомобиль-самосвал БелАЗ

Производительность автобетоносмесителей

Какова производительность экскаватора в час и в смену? Расчет эксплуатационной производительности экскаватора

Спецтехника бывает самых различных видов, но среди них больше всего выделяются экскаваторы, так как они используются чаще всего. Их вы можете найти в специализированных магазинах в огромном разнообразии, но также можете и заказать их в аренду на день или несколько дней, чтобы они выполнили свою задачу и отправились на место. Это позволит вам сэкономить, не покупая целую машину для разового использования. Однако прежде чем арендовать экскаватор, вам нужно будет задуматься о том, как именно вы будете его использовать, в каких условиях, а также какие цели вы перед ним ставите. И с учетом этого вам стоит изучить производительность экскаватора, так как это самый главный его параметр, который позволит вам понять, на какое время вам нужно его взять, а также не стоит ли задуматься о более мощной модели. Что же представляет собой производительность? И какие виды этого параметра существуют?

Работа экскаватора

Итак, чтобы вести разговор о том, какова производительность экскаватора, вам нужно иметь представление о том, что именно он может делать на строительной или рабочей площадке. Как вы понимаете, основная его функция – это выработка грунта, то есть выкапывание земли и складирование ее рядом с образующейся ямой. Но это далеко не единственная задача – например, экскаватор может также грузить как грунт, так и другие материалы в кузов самосвала. Таким образом, он может выполнять разнообразные задачи на площадке, но при этом стоит понимать, что все они используют одни и те же инструменты, а также подразумевают примерно одинаковые действия. Соответственно, производительность данного вида спецтехники можно будет вычислить без особых проблем. Для этого вам нужно просто понимать, какие переменные являются ключевыми, после чего составляются простейшие уравнения, позволяющие моментально вычислить производительность экскаватора.

Основные переменные

Итак, что же вам нужно учитывать, чтобы максимально точно рассчитать производительность экскаватора? Естественно, вы должны понимать, что существует несколько видов производительности, для которых будет своя собственная формула, в которой могут участвовать другие переменные, поэтому универсального набора не существует. Но практически везде можно встретить показатель вместимости или объема ковша, который является самым важным при выполнении расчета. Ну а остальными переменными могут быть и число циклов повторяющихся действий в единицу времени, различные коэффициенты, если они учитываются, например, коэффициент разрыхления грунта, а также даже время, которое затрачивается на выгрузку, поворот ковша и так далее. В общем, вам нужно будет учитывать очень многие параметры, чтобы максимально точно могла быть подсчитана любая, даже эксплуатационная производительность экскаватора, которая является самым востребованным видом данных.

Теоретическая производительность

Ни для кого не секрет, что эксплуатационная производительность экскаватора является самым важным видом, так как она максимально приближена к реальным расчетам. Но о ней речь пойдет позже, так как ее можно отнести к практическим типам. А для начала лучше обратить внимание на теорию, а именно на теоретическую производительность, которую также называют конструктивной. С ее помощью можно рассчитать объем работ, который экскаватор может совершить за час без перерывов. Для этого общая вместительность ковша умножается на количество циклов, совершаемых машиной, а также на 60, чтобы узнать результат. Он будет выражен в кубических метрах в час. Именно так и производится расчет производительности экскаватора на бумаге, но все прекрасно знают, что идеальных условий не существует, поэтому для более практического подхода существуют другие формулы

Техническая производительность

Расчет производительности экскаватора, которая называется технической, отличается тем, что здесь к вниманию принимаются условия, в которых спецтехника работает. Это значит, что между собой перемножаются объем ковша, коэффициент его наполнения, а также число циклов с учетом условий деятельности в конкретном месте, разделенный на коэффициент разрыхления грунта. Естественно, все это также умножается на шестьдесят, чтобы получить результат в метрах кубических в час, что является стандартной мерой измерения производительности конкретно экскаваторов. Но при этом не учитывается очень важный параметр – это неизбежные простои, которые случаются в процессе работы. Нет тех условий, в которых экскаватор мог бы работать без малейших перерывов и заминок. Именно для этого вам и нужно рассчитывать эксплуатационную производительность экскаватора в час, так как она является наиболее приближенной к реальности.

Эксплуатационная производительность

Чаще всего рассчитывается эксплуатационная производительность экскаватора в смену, так как в пределах часа бывает довольно сложно учесть все возможные простои и заминки. Но, естественно, для этого сначала нужно произвести подсчеты для одного часа, чтобы затем высчитать усредненный показатель для смены. И в данном случае вам придется потрудиться, так как формула для данного типа производительности является самой сложной. Но так кажется только на первый взгляд, потому что на самом деле данная формула полностью повторяет предыдущую, только дополняя ее еще одной переменной – коэффициент использования машины в течение конкретного времени, именно он и определяет все простои и заминки. В результате, как и в предыдущих случаях, получается производительность экскаватора м3 в час, что очень удобно затем использовать для перевода в смены – естественно, в зависимости от их продолжительности.

Нормативная производительность

Данный вид производительности практически полностью соответствует эксплуатационной, но только представлена в виде нормативов, то есть значений, которым должны соответствовать определенные типы экскаваторов. То есть данное значение – это объем работ, который должна выполнить конкретная машина за определенный промежуток времени с учетом всех рабочих условий.

Продолжительность цикла

Выше не раз фигурировало значение продолжительности цикла, но что же он собой представляет? Итак, цикл – это сумма четырех показателей продолжительности, которые вам обязательно нужно учитывать. Время на копание, поворот на выгрузку, непосредственно сам процесс выгрузки, а также поворот обратно для копания – сумма этих значений и образуют продолжительность одного цикла.

Технические характеристики экскаваторов. От меньшего — к большему

При выборе любого авто в первую очередь детально оцениваются не сколько стоимость и бренд, сколько технические характеристики. Именно «паспорт» той или иной модели даёт будущему владельцу точное представление об эксплуатационных возможностях.

Для людей, приобретающих большегрузную технику, в том числе экскаваторы, определяющим фактором становится производительность. Её можно «считать» по таким характеристикам, как эксплуатационная масса, объём ковша, максимальная скорость и мощность двигателя.

Чем отличаются экскаваторы?

Конструктивно любой экскаватор состоит из фундаментальных элементов: ходовой части, двигателя, кабины с панелью управления, поворотной платформы, стрелы и так далее. Конечно, описание стандарта весьма схематично — при чуть более детальном «осмотре» раскрывается всё многообразие существующих моделей.

Своего рода стартовой определяющей технической характеристикой экскаватора является его эксплуатационная масса. Исходя из своих габаритов, большегрузы классифицируются на лёгкие, средние и тяжёлые.

Мощностные показатели и сфера применения определяются, исходя из ходовой части — колёсной или гусеничной. Машины на колёсах чаще всего эксплуатируют в дорожно-строительной отрасли. Такие экскаваторы двигаются быстрее, имеют большую мобильность и манёвренность, что позволяет перемещать грузы на дальние расстояния и легко лавировать между различными преградами.

Читайте также  Запасные части для экскаваторов

Предназначение гусеничных экскаваторов — работа на сложных, недоступных для колёсной техники участках. Например, они легко перемещаются по бездорожью, в болотистой местности и на прочих слабых грунтах. По сравнению с колёсными представителями семейства «гусеницы» отличаются повышенной проходимостью и устойчивостью, поэтому горнопромышленники отдают предпочтение таким моделям.

Главный рабочий орган экскаватора — двигатель — может быть дизельным или электрическим. Техника, работающая на дизельном двигателе, обладает усиленной мощностью, поэтому её задействуют для выполнения сложных землеройных работ, требующих высокой производительности.

Электрические экскаваторы долгое время характеризовались компактностью. К их помощи чаще обращались в случае, если нужно было произвести небольшие по объёму работы в ограниченном пространстве на мягкой почве. Однако сегодня техника с электродвигателями используется повсеместно во многих отраслях, включая горнодобывающую промышленность.

Технические характеристики экскаваторов разительно отличаются в зависимости от принципа работы. Так, сегодня в широком разнообразии представлены модели, работающие как в цикличном, так и непрерывном режиме.

«Кольцевая» техника оснащается одним ковшом, который используется по цикличной, последовательной схеме «набрал — перенёс — высыпал». Экскаваторы непрерывного цикла оборудованы постоянно приводимым в движение колесом сразу с несколькими ковшами, благодаря чему могут выполнять операции одновременно.

Одноковшовые машины — более универсальные помощники, их эксплуатируют при землеройных работах любого плана. Многоковшовые экскаваторы широко применяются на вскрышных и добычных работах в горнодобывающей промышленности, в строительстве и при выполнении различного рода специальных работ — для рытья траншей, прокладки трубопроводов и кабельных линий.

Производительность спецтехники определяется вместимостью ковша, ведь именно от этого показателя зависит «коэффициент полезного действия». Так, применительно к горной добыче принципиальное значение имеет скорость загрузки самосвалов, которая отражается на объёмах добычи.

Объём грунта в ковше зависит от объёмной массы грунта и коэффициента наполнения ковша, равного отношению объёма разрыхлённого грунта в ковше и непосредственно ёмкости ковша.

От ковша «произрастает» масса других важных аспектов: например, радиус копания, выгрузки, глубина резания, высота выгрузки, вырывное усилие и многое другое. И не будем забывать, что экскаваторы нередко модифицируют навесным оборудованием, которое также имеет свои технические характеристики.

В совокупности разнообразие технических нюансов рождает массу типов экскаваторов. Каждый из них при сочетании определённого набора характеристик находит свою нишу — в том или ином сегменте, на том или ином объекте.

Чтобы наглядно показать, насколько представители большого семейства могут отличаться друг от друга, возьмём по одному самому лёгкому, габаритному и нестандартному экземпляру от популярных производителей экскаваторов.

Модели Hitachi

Самым миниатюрным экскаватором в линейке японского производителя Hitachi, без сомнений, считается модель гусеничного типа ZX17U 5A. Эксплуатационная масса мини-грузовичка составляет 1,88 т. В суженном состоянии его ширина не превышает и одного метра.

ZX17U 5A оснащаются ковшом ёмкостью всего 0,02-0,05 м 3 . Номинальная мощность двигателя составляет 10,6/14,4 кВт/л. с., максимальная скорость не превышает 4,3 км/ч, глубина копания — 2190 мм. Эта машина обладает самым малым радиусом поворота рабочего оборудования в своём классе, что делает её идеальной для эксплуатации в стеснённых условиях. Конечно, об эксплуатации ZX17U 5A в карьерах не может быть и речи: мини-экскаваторы для этого в принципе не предназначены.

В модельном ряду техники Hitachi для горнодобывающей сферы «малышом» считается 115-тонная (!) модель EX1200-7. Вместимость ковша у этих машин в как минимум в 5 раз выше, чем у младших братьев: она варьируется в диапазоне 5,2-7 м 3 . Мощность измеряется 567/770 кВт л. с., предельная глубина копания достигает 8100 мм.

Hitachi принадлежит разработка гиганта EX8000-6, признанного одним из крупнейших экскаваторов мира. Эксплуатационная масса машины составляет 837 т. Ковш ёмкостью 43 м 3 способен вгрызаться в землю на глубину 4100 мм. Мощность EX8000-6 достигает 2×1450 кВт/ л. с. при 1800 об/мин, «сердце» экскаватора выдаёт 770 лошадиных сил.

И напоследок рубрика «уникально». Весной 2020 года Hitachi изготовила для одного из клиентов нестандартный ZX470 с рукоятью-рыхлителем для скальных и мёрзлых грунтов. Точнее сказать, было поставлено оборудование на шасси экскаватора, которое заменило тяжёлые бульдозеры на работах по рыхлению грунтов. За один проход машина производит рыхление на глубину сразу до 2 м.

Техника Caterpillar

Линейка американской компании Caterpillar стартует с малогабаритного гусеничного экскаватора 300.9D. Габариты этой землеройной машины настолько незначительны, что о ней можно сказать: компактнее только лопата.

Модель уступает по крупности даже «японцу» ZX17U 5A. Эксплуатационная масса не доходит и до тонны — всего 935 кг. Полезная мощность составляет 9,6 кВт, вместимость ковша колеблется на уровне 0,02-0,06 м 3 . Предельная глубина выемки 300.9D заявлена производителем в размере 1731 мм.

Наикрупнейшим образцом «гусеницы»-большегруза от бренда CAT долгое время считалась модель 390F. Одна единица техники весит 86,8 т, полезная мощность составляет 391 кВт. Максимальная глубина выемки достигает 7160 мм. Ковш вмещает в себе 6 м³ массы. Данный экскаватор может перемещаться со скоростью 4,51 км/ч.

В 2020 году на смену 390F пришёл землеройный гигант нового поколения Cat 395. Он весит уже около 94,8 т, что примерно на 8 тонн тяжелее массы предшественника. Мощность техники увеличилась с 524 л. с. до 543 л. с. Этот экскаватор также имеет увеличенную глубину копания до 9,7 м.

В копилке Caterpillar числится необычный экскаватор-разрушитель — совместная разработка с английской Kocurek Excavators для российской ГК «КрашМаш». «Демолюшен Caterpillar 390DLME» обладает действительно впечатляющими характеристиками.

Приспособление весит 92,5 т, а в полном снаряжении масса возрастает до 150 т. Максимальная длинна стрелы — 60 м, скорость поворота — 6,2 об/мин. В конце стрелы установлена комплексная орошающая система, которая при монтаже может параллельно производить пылеподавление. Экскаватор можно доукомплектовать различным навесным оборудованием — например, сверхмощными 10-тонными гидроножницами.

Экскаваторы JCB

Технические характеристики экскаватора от британского JCB 8008 CTS приблизительно схожи с предыдущими мини-моделями. Машина весом 950 кг перемещается со скоростью, не превышающей 1,8 км/ч. Глубина компания ковша объёмом 0,02-0,07 м 3 держится на отметке 1690 мм.

Эксплуатационная масса самого крупногабаритного представителя на гусеничном ходу JCB JS360 достигает 36 т. Этот богатырь способен развивать относительно высокую скорость — до 5,5 км/ч. Глубина рытья чуть переваливает за 8 м, объём ковша в стандартной комплектации составляет 2,34 м 3 .

Венцом нестандартного подхода к разработке новых моделей среди экскаваторной техники JCB стал 11-тонный Hydradig 110W колёсного типа. Набор технических характеристик можно назвать обычным: предельная скорость — 40 км/ч, вместимость ковша — 0,15 м³, глубина погружения — 2 м.

«Спецназовец» выделился на фоне остальных моделей установленной шарнирно-сочленённой стрелой, состоящей из двух частей. Она обеспечивает круговую грузоподъёмность в одну тонну при оснащении машины сдвоенными шинами.

УЗТМ. Российские гиганты

Во времена СССР завод тяжёлого машиностроения УЗТМ был одним из флагманских производителей карьерных экскаваторов. «С конвейера» сходили промышленные великаны повышенной мощности. Один из них занял в советской истории особое место: речь про крупнейший экскаватор ЭШ 100100 1976 года выпуска.

Он был оснащён ковшом объёмом около 100 м 3 , длина стрелы равнялась 100 м. Технику приводили в движение 4 синхронных электродвигателя мощностью по 3 600 кВт каждый. Глубина резания достигала 47 м, радиус разгрузки — 97 м. Агрегат мог разгоняться до 60 м/ч.

По своей крупности экскаватор встал в одну линию с самыми большими экскаваторами мира. В течение 15 лет ЭШ 100100 эксплуатировали горняки Назаровского угольного разреза. Вследствие падения добычи потребность в использовании крупногабаритной техники исчезла, посему его отправили на консервацию. Со временем экскаватор пришёл в негодность, и его сдали на металлолом.

Сегодня «Уралмашзавод» всеми силами возвращает былую мощь. За последние несколько лет рынок пополнился рядом отечественных новинок, среди которых нельзя не отметить самый крупный российский экскаватор современности — ЭКГ-35.

Модель типа прямой лопаты выполнена с реечным напором, двухбалочной рукоятью и вантовой подвеской стрелы. Его рабочая масса набирает 1230 т. Диапазон ёмкости ковша варьируется в диапазоне 26-40 м 3 , а скорость передвижения составляет 1,08 км/ч.