Экскаваторы с обратной лопатой технические характеристики

Экскаваторы с обратной лопатой технические характеристики

WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике

Экскаваторы ЭО-4112А и ЭО-4112А-1
описание и технические характеристики

Технические характеристики экскаватора ЭО-4112А

Дизель, марка Д-160Б-6
Мощность дизеля, кВт / л.с 66 / 90
Сменное рабочее оборудование лопата прямая и обратная, драглайн, грейфер, кран
Управление механизмами пневматическое
Скорость передвижения на первой / второй передаче, км/ч 2,4 / 4,3
Частота вращения поворотной платформы на I / II передаче, об/мин 3,33 / 5,89
Преодолеваемый уклон пути, град 22
Рабочее давление системе пневмоуправления, МПа 0,7
Среднее давление на грунт, кПа 65
Тяговое усилие на гусеницах, кН 98
Габаритные размеры, мм 5300х3100х3400
Масса экскаватора (без рабочего оборудования), т 20,37

Параметры при работе различным сменным оборудованием

Обратная лопата Прямая
лопата
Драглайн Грейфер
Длина стрелы, м Длина стрелы, м
Изогнутая стрела Универсал 10 13,7 15 10 13,7
Емкость ковша, м3 0,8 0,65 0,75 0,65; 0,8; 1,0 0,65; 0,8 0,6 0,65 0,65
Макс. глубина (высота) копания, м 6,8 5,8 7,9 7,3 10 11 6 8
Наибольшая высота выгрузки, м 6,1 3,5 5,6 3,5 5,3 8 7,6 9
Наибольший радиус копания , м 10,1 9,2 7,9 8 10
Эксплуатационная масса, т 23,7 23,55 24 22,3 24,2 24,5 23,4 25,3

Габаритные размеры в метрах

A Расстояние от оси стрелы до оси вращения экскаватора 1
R Радиус описываемый задней частью поворотной платформы экскаватора 3,405
B Габаритная ширина экскаватора 3,100
B1 Ширина гусеницы 0,600
B2 Ширина гусеничного хода 2,960
D Высота по нижней кромки поворотной платфоормы 1,043
D1 Клиренс 0,354
L Длинна гусеничного хода 3,820
H Высота до оси пяты стрелы 1,640
H1 Высота по блоку двуногой стойки 3,400
H2 Высота гусеничного хода 0,974
H3 Высота до верха кабины 3,054

Технические характеристики экскаватора при работе драглайном

Емкость ковша, м3 0,65 0,8 1,0
Усилие тягового каната, тс 5,64
Усилие подъемного каната, тс 5,14
Скорость движения подъемного каната, м/с 1,08
Скорость движения тягового каната, м/с 0,98
Продолжительность цикла при работе в отвал с поворотом на 135° в грунтах III кат, при средней глубине копания, с 19,1
Среднее удельное давление на грунт, кгс/см2 0,64
Масса экскаватора конструктивная, т
при стреле длиной 10 м 21,9
при стреле длиной 13,7 м 24,6
Длина стрелы, м 10 13,7
Угол наклона стрелы, а 30° 45° 30° 45°
Наибольшая высота выгрузки, м 3,5 5,5 5,3 8
Глубина копания при боковом проходе, м 4,4 3,8 6,6 5,8
Глубина копания при концевом проходе, м 7,3 5,5 10 7,6
Наибольший радиус копания, м 11,1 10,2 14,3 13,2
Наибольший радиус выгрузки, м 10 8,3 12,5 10,4

Технические характеристики экскаватора при работе грейфером

Технические характеристики экскаватора при работе прямой лопатой

Технические характеристики экскаватора при работе обратной лопатой

Виды экскаваторов и их характеристики

Определение и назначение

Экскаватор – это машина для копания грунта. Рабочим органом является ковш. Он может быть различной конструкции. Для расширения функциональности применяется сменное оборудование: кран (крюк), гидромолот, сваебойный копер и т.п. Кроме «классической» техники, существуют экскаваторы-погрузчики и мини-экскаваторы.
По принципу работы, экскаваторы делятся на следующие виды:

  • Цикличные (циклического действия). Сюда относятся одноковшовые машины.
  • Непрерывного действия. В эту группу входят: многоковшовые роторные, с фронтальной фрезой, траншейные с зубчатой цепью.
  • Вакуумные.

Ниже рассматривается только первая категория – экскаватор с ковшом. По назначению принята следующая классификация:

  • Строительные. Объем ковша до 3 м3. Используются, в основном, на земляных или погрузочно-разгрузочных работах. Большинство моделей являются универсальными (т.е. имеют 4 и более видов сменного оборудования).
  • Карьерные. Комплектуются рабочим оборудованием от 2 м3 до 8 м3. Применяются в карьерах на разработке скальных пород, угольных или рудных месторождений.
  • Вскрышные. Вместимость ковша от 6 м3. Используются при необходимости снять (вскрыть) верхний слой породы, под которым залегают полезные минералы. Отличительная особенность – удлиненная стрела и большая мощность.

В отдельную группу выделяют специальную технику. Сюда входят торфяные, разрушительные, тоннельные, спасательные, подземные, железнодорожные, подводные, болотные и другие модели. Для них нужны специальная оснастка и навесное оборудование.

Классификация одноковшовых экскаваторов

В настоящее время существует много различных классификаций экскаваторов. Среди самых популярных следующие. По виду шасси:

  • Колесные (пневмоколесные). Очень маневренные, с большой транспортной скоростью. Относятся к самоходным, т.к. способны доехать до рабочего участка самостоятельно. Сюда же можно причислить экскаваторы на шасси автомобильного типа. Они специально разработаны под конкретное подъемное оборудование. Преимущества: низко расположенный центр тяжести, еще более высокая скорость.
  • Гусеничные. Хорошо подходят для передвижения по бездорожью и работы на слабых грунтах, т.к. отличаются высокой устойчивостью и проходимостью. Относятся к полусамоходным, т.к. могут самостоятельно переезжать с места на место в пределах рабочей площадки, но до нее их надо везти на тягачах с тралами.
  • На серийном грузовике либо колесном тракторе.
  • Рельсовые. Это ограниченно-самоходные машины, т.к. для перемещения внутри рабочей зоны им нужен специально подготовленный путь.
  • Шагающие.

Первые две группы наиболее распространенные. Третья (автокраны) была основной лет пятьдесят назад. Сейчас от подобных решений отказываются. Главная причина в том, что шасси, не разработанное под силовую установку, ухудшает ее технические характеристики.
По работе относительно уровня опорной поверхности, различают два типа оборудования. Ковш «прямая лопата» выбирает землю выше площадки, «обратная лопата» – ниже.

По возможности поворота стрелы: полноповоротные вращаются на 360 градусов, неполноповоротные – меньше. Все современные марки экскаваторов относятся к первой группе. Ко второй – только модели, которые навешивают на тракторы.

Таблица технических характеристик

Технические характеристики экскаваторов разбросаны в очень широком диапазоне. Это связано с тем, что машины имеют разное назначение и рассчитаны на различные объемы работ.
Основные технические характеристики сведены в таблицу:

Класс и № размерной группы Эксплуатационная масса, тонн Мощность двигателя, л.с. Объем ковша, м3
Особо легкий «0» Менее 3 10-40 Менее 0,1
Легкий «1» 5-6 30-50 0,15-0,4
Легкий «2» 8-9 40-60 0,25-0,6
Средний «3» 10-12 50-80 0,3-1,0
Средний «4» 19-30 80-130 0,65-1,6
Тяжелый «5» 30-40 100-200 1,2-2,5
Тяжелый «6» 55-60 200-350 1,6-4
Особо тяжелый «7» 80-100 300-500 2,5-6,3
Особо тяжелый «8» 100-160 400-800 5-10

Объем ковша приведен геометрический. Реальное количество забираемого грунта во время работы, за счет «шапки», на 15-30% выше. На машины, которые планируется использовать на тяжелых грунтах, ставят ковши меньшего объема, чем надо для данной группы.

Кроме указанных в таблице параметров, производительность экскаватора зависит от его конструкции и технического состояния. А также от факторов, не относящихся непосредственно к агрегату: правильной организации работы, квалификации машиниста, плотности грунта и т.п.

Силовое оборудование

По типу основного двигателя землеройные машины могут быть дизельные либо электрические.

Карбюраторные встречаются редко. Раньше делались паровые, но сейчас этот вид уже давно в прошлом. Дизелями оборудуются машины с ковшами до 3 м3. Они предпочтительнее, когда приходится время от времени переезжать на другую рабочую площадку. Электромоторы ставят на более мощные модели экскаваторов для работы в карьерах.
Различные механизмы экскаватора представляет собой отдельные узлы. Поэтому здесь распространен агрегатный вид ремонта. По той же причине широко используют унифицированные блоки – сокращается номенклатура запчастей, упрощается крупносерийное производство.
Агрегатная компоновка экскаваторов стала причиной того, что среди них выделяют две группы:

  • Одномоторные – все узлы и системы приводятся в действие одним двигателем.
  • Многомоторные – для каждого механизма или группы механизмов есть «свой» двигатель.

По типу привода рабочего и вспомогательного оборудования встречаются следующие виды:

  • Механический. Для передачи усилия применяются цепи, шестерни, валы, червячные пары. Это самый распространенный вид, поэтому в названии его наличие не указывается. Вместо этого называется тип мотора (дизельный).
  • Гидравлический объемный. Использует свойство жидкости не сжиматься под давлением. Усилие передается с помощью масла, которое нагнетается насосом и по трубам подается к цилиндрам или гидромоторам.
  • Гидродинамический. Энергия передается при помощи турботрансформатора или турбомуфты. Обычно сочетается с механическим. Обеспечивает автоматическое плавное регулирование движения механизмов, в зависимости от рабочей нагрузки.
  • Электрический. Сочетается с механическим (дизель-электрический). Машинист может выполнять совмещенные движения рабочих органов, управлять скоростью перемещения стрелы или ковша согласно нагрузке.
  • Смешанный – из двух видов.

Типы привода пп. 2-4 указываются в названии экскаватора.

Ковши

В разговоре о технических характеристиках экскаваторов особое внимание должно уделяться ковшам – их разновидностям и применению. На машинах данного типа используются:

  • Основной и сменные ковши.
  • Специальные ковши.
  • Драглайн.
  • Грейфер.

По объему экскаваторные ковши делятся на:

  1. Особо легкие: до 0,1 м3
  2. Легкие: 0,15 – 0,6 м3
  3. Средние: 0,65 – 1,6 м3
  4. Тяжелые: 1,6 – 4,0 м3
  5. Особо тяжелые: 4,0 – 10,0 м3

Основной или стандартный ковш – универсальный. Он рассчитан на выполнение различных работ на легких и средних грунтах. Объем зависит от класса машины.

Со стрелой «прямая лопата» такой ковш разрабатывает породу выше опорной поверхности экскаватора. «Обратная лопата» – ниже. Сменные ковши аналогичной конструкции рассчитаны на больший или меньший объем материала.
Специальные ковши предназначены для выполнения определенных работ:

  • Усиленный – для твердых пород.
  • Скальный – с хорошо защищенной поверхностью.
  • Рыхлитель – со ступенчатым расположением зубьев.
  • Однозубый рыхлитель – для корчевания.
  • Планировочный – способен наклоняться в любую сторону.
  • Решетчатый (скелетный) – для погрузки сыпучих материалов. Может разделять породу на фракции.
  • Погрузочный. Тоже для сыпучих, но облегченной конструкции и с увеличенным объемом.
  • Траншейный – износостойкий, с прочными боковыми пластинами.
  • Профильный (трапециевидный) – для копания каналов.
  • Зачистной. Облегченный, с отверстиями для стока воды.

Первые два вида часто тоже считают основными. Драглайном называется модель экскаватора со специфичным ковшом, который подвешен на тали в виде системы подвижных и неподвижных блоков и канатов (полиспаст). Подобный механизм дает выигрыш в силе или в скорости. Кроме него, имеются подъемная и тяговая лебедки, ковш и стрела. Применяется чаще всего в мелиоративном и гидравлическом строительстве, на карьерных вскрышных работах, при больших объемах грунта.
Грейферный ковш – это челюстной захват для сыпучих и мелкокусковых материалов. Он опускается на тросе (при необходимости – свободно сбрасывается) сверху и углубляется в грунт. Челюсти смыкаются, захватывая породу, после чего ковш поднимается. Применяется для разработки грунтов, как выше, так и ниже опорной поверхности. А также на погрузочно-разгрузочных работах, для рытья котлованов, очистки каналов и т.п.

Какие работы выполняют экскаваторы

Каталог экскаваторы гусеничные

Каталог экскаваторы гусеничные включает модели Российских и зарубежных производителей следующих торговых марок: CASE, Caterpillar, Doosan, Foton, Hidromek, Hitachi, Hyundai, JCB, Jonyang, Kato, Kobelco, Komatsu, Liugong, Liebherr, Lonking, Mitsuber, Sany, Shantui, SDLG, Terex, Volvo, XGMA, XCMG, YTO, Уралвагонзавод, ЧТЗ, Ковровец, Эксмаш.

Модельный ряд каждого завода и подробные технические характеристики экскаваторов гусеничных размещены в сводной таблице, которая позволяет сравнивать модели по любому параметру, производителю и быстро выбрать экскаватор на гусеничном ходу требуемой конфигурации. Адресные карты производителей и их дилеров размещены на вкладке “ЗАВОДЫ”.

Экскаваторы гусеничные – технические характеристики моделей

Экскаваторы гусеничные CASE

Экскаваторы гусеничные Caterpillar

Экскаваторы гусеничные Doosan

Экскаваторы гусеничные Foton (Фотон)

Экскаваторы гусеничные Hidromek

Экскаваторы гусеничные Hitachi (Хитачи)

Экскаваторы гусеничные Hyundai (Хундай, Хендай)

Экскаваторы гусеничные JCB

Экскаваторы гусеничные John Deere

Экскаваторы гусеничные Jonyang

Экскаваторы гусеничные Kato (Като)

Экскаваторы гусеничные Kobelco (Кобелко)

Экскаваторы гусеничные Komatsu (Камацу, Комацу)

Экскаваторы гусеничные Liebherr (Либхер)

Экскаваторы гусеничные Liugong

Экскаваторы гусеничные Mitsuber

Экскаваторы гусеничные Sany

Экскаваторы гусеничные SDLG

Экскаваторы гусеничные Terex (Терекс)

Экскаваторы гусеничные Volvo (Вольво)

Экскаваторы гусеничные XCMG – технические характеристики

Китайские гусеничные экскаваторы XGMA

Экскаваторы гусеничные YTO из Китая

Экскаваторы гусеничные ВЭКС

Экскаваторы гусеничные Ковровец

Экскаваторы гусеничные Уралвагонзавод

Экскаваторы гусеничные ЧТЗ

Экскаваторы гусеничные Эксмаш

Производители экскаваторов гусеничных:

Caterpillar S.R.L. США
CASE-CNH Industrial America LLC. США
Doosan Infracore Co. Ltd, Корея
Deere Company, США
Foton lovol international heavy industry CO., Ltd. Китай
Guizhou Jonyang Kinetics Co., Ltd, Китай
Guangxi Liugong Machinery Co., Ltd, Китай
Hidromek Ltd, Турция
HITACHI Construction Machinery Co., Ltd. Япония
HYUNDAI Heavy Industries CO., Ltd. Корея
J.C.Bamford Excavators Ltd. (JCB), Англия
Kato Works CO., Ltd. Япония
KOBELCO Construction Machinery Co. Ltd. Япония
Komatsu Ltd. Япония
LIEBHERR-Holding GmbH. Германия
Lonking Holdings Ltd. Китай
MITSUBER Baumaschinen, Германия
Sany Heavy Industry CO. Ltd, Китай
Shandong Lingong Construction Machinery Co., Ltd. (SDLG), Китай
ShanDong ChangLin Machinery Group, Китай
Shantui Construction Machinery Co.,Ltd. Китай
Terex Corporation, (Терекс) США
VOLVO Construction Equipment Int. AB. Швеция
Xuzhou Construction Machinery Group Inc (XCMG), Китай
Xiamen XGMA Machinery Co, Ltd. (Xiagong) Китай
YTO international Ltd, Китай
Воронежский экскавaтор ОАО. Россия
Экскaваторный завод КОВРОВЕЦ ОАО. Россия
Уралвагонзавод им. Ф.Э.Дзержинского ПО ФГУП. Россия
Челябинский тракторный завод-УРАЛТРАК ООО. Россия
Эксмаш ОАО. Россия

Продажа экскаваторов гусеничных и запчастей:

  • Азевротех ЗАО
  • Виртген-Интернациональ-Сервис ООО
  • Вольво Восток ООО
  • Комек Машинери ООО

Обзор рынка экскаваторов гусеничных

Назначение экскаватора гусеничного – разработка грунта на строительных объектах. Он находит применение при строительстве жилых домов, промышленных объектов, дорог, мостов, путепроводов, газопроводов, в общем там, где необходимо копать землю. Машинист Российской или импортной машины производит разработку котлована и выемку грунта при производстве работ но нулевом цикле любого строительства. Согласно классификации, существуют два вида машин, с прямой и обратной лопатой. Прямая лопата применяется для разработки грунта карьеров, при добыче полезных ископаемых, например песка. В остальных случаях оператор применяет обратную лопату, которой производят разработку грунта при земляных работах рытья котлованов, проходки траншей и забоев.

Машинист из кабины управляет работой рукояти, стрелы и ковша, оснащенного зубьями и коронками. Зубья и коронки ковша подвергаются в процессе эксплуатации интенсивному износу и поэтому их изготавливают из специального сплава. На тыльной стороне ковша имеется крюковое устройство, с помощью которого машинист может осуществлять подъем и перемещение различных штучных грузов. Грузоподъемность зависит от массы и мощности двигателя.

Конструкция машины позволяет применять разнообразное рабочее съемное оборудование. Машинист может выбрать и самостоятельно установить на рукоять, вместо штатного ковша, гидромолот, грейфер, зуб-рыхлитель, гидробур, гидроножницы, бревнозахват и др. Они значительно расширяют технологические возможности машины при эксплуатации, что позволяет машинисту оказывать разнообразные услуги.

Машинист, в процессе эксплуатации, постоянно следит за техническим состоянием двигателя, бортовых редукторов трансмиссии, поворотной платформы, гидроцилиндров, фильтров, поворотного механизма, основными элементами гидравлического оборудования и электропривода. Согласно кинематической схемы и карты смазки, оператор по графику проводит техническое обслуживание, ремонт важных узлов и деталей. Его обязанности прописаны в должностной инструкции машиниста, которая обязательно должна находится на рабочем месте. В зависимости от квалификации, каждому машинисту присваивается разряд, который является подтверждением уровня его подготовки.

Для правильной эксплуатации, существуют центры или курсы обучения машиниста. Учебные центры организуют производители. На этих курсах операторы изучают руководство и инструкцию по эксплуатации, паспорт, устройство, принцип и схему работы, гидравлическую и электрическую схемы, эксплуатационные технические характеристики, фото , видео материалы, чертежи основных узлов и деталей. Изучается диагностика неисправностей и методы их устранения, а так же охрана труда машиниста. Операторы рассматривают схемы погрузки и перевозки машин на полуприцепах тяжеловозах, особенно самых больших и тяжелых моделей.

История показывает, что техника безопасности при работе так же важна для уменьшения числа аварий при разработке грунта котлованов. Машинисту главное нужно правильно установить машину и следить за состоянием грунта. Производительность при этом не должна уменьшаться. Прямая обязанность машиниста поддерживать расчетную производительность, при этом сохраняя среднюю норму расхода топлива.

Заводы производители выпускают одновременно и запчасти. Для поддержания машины при эксплуатации в рабочем состоянии требуются разнообразные запасные части. Это гидроцилиндры, фильтры, траки гусениц, коронки и зубья ковша, редуктор хода, механизм поворота, а так же различные масла и смазка для двигателя. Износ этих деталей и узлов у отечественных и зарубежных машин примерно одинаковый. Все зависит от своевременного сервисного технического обслуживания, ремонта и качества применяемых масел и топлива.

Однако по ряду причин импортные машины пользуются спросом у потребителей. На зарубежных моделях стоят более надежные двигатели, бортовые редукторы, детали РТИ, установлена комфортабельная кабина. На большинстве моделей имеется встроенная система GPS навигации, позволяющая осуществлять удаленное диагностирование всех систем и механизмов. А это позволяет своевременно проводить сервисное и техническое обслуживание, а при необходимости и ремонт машин. Такой контроль значительно увеличивает общий ресурс техники. По заказу возможна установка лазерного оборудования, позволяющего с высокой точностью копать траншеи и котлованы, выдерживая заданный угол наклона на больших расстояниях. Стоимость и цена технического обслуживания новой или старой импортной машины относительно высока.

Все эти технические новации значительно удорожают машину, соответственно она имеет высокую цену. Поэтому большим спросом пользуется техника бу, продажи которой значительны. По цене она сопоставима с новыми отечественными машинами. На вопрос какую технику лучше купить, российскую, японскую, германскую, корейскую, американскую или из Европы, руководитель строительной компании отвечает сам, исходя из своих финансовых возможностей и предполагаемых видов землеройных работ.

В последнее время на Российском рынке стали появляться Китайские машины, объемы продаж которых растут. Результат сравнения отечественных и китайских моделей одинаковых весовых групп, зачастую складывается не в пользу более дешевых российских производителей. Это касается и уровня комфорта для водителя и количества дополнительных установленных опций в стандартной комплектации. Среди других зарубежных производителей следует отметить машины Volvo (Вольво), Hyndai (Хундай) Корея, Хитачи, JCB , Caterpillar (Катерпиллер), Komatsu (Камацу) Япония, Case (Кейс), Terex (Терекс), Doosan ( Solar ) Корея, Leibherr (Либхур), Kobelco (Кобелко), XCMG, Shantui, SDLG . Все они имеют на территории России сервисные центры, которые производят техническое обслуживание и ремонт, а также обеспечивают потребителей запчастями по приемлемым ценам. Продажа импортной техники значительно по объемам уступает продажам российской.

Отечественные производители так же создали дилерские сети продаж, расположенные в крупных городах. Это Москва, Владивосток, Санкт Петербург, Екатеринбург, Челябинск, Казань, Ростов, Ярославль, Сочи, Тюмень и др. Дилеры есть в Украине, Казахстане, Узбекистане, в Республике Беларусь. Основная функция дилера – продажа. Однако они не только продают, но и помогают потребителям выбрать нужную модель, знакомят с нормами расхода топлива при производстве работ, показывают отзывы покупателей, а так же производят сервисное, техническое обслуживание, ремонт проданных машин в рамках гарантийных обязательств по ценам завода-производителя. В дальнейшем они обеспечивают строительные компании запчастями и на договорной основе техническое обслуживание всех моделей конкретного производителя по цене указанной в прайс-листе.

Часто у строительных компаний бывают ситуации, когда для производства работ по разработке грунта котлована нужна дополнительная техника. В этом случае целесообразно взять машину в аренду. Предварительно нужно изучить прайс-лист и стоимость этой услуги. Цена аренды зависит от срока аренды, модели, вида и метода выполняемых работ. При вахтовом методе цена аренды значительно выше, так как машина будет находится в эксплуатации у разных машинистов. Качество технического обслуживания при этом ниже, что скажется на общем ресурсе. Поэтому обсуждение цены аренды ответственный момент и здесь необходимо учесть все детали.


Экскаваторы гусеничные:
модели, характеристики, фото, производители, дилеры-продажа, купить.

Применение экскаваторов с рабочим оборудованием обратная лопата

Спецтехника в ковшом — землеройная техника. Техника может быть оснащена разными видами ковшей:

  • фронтальный ковш — погрузчики;
  • основной ковш — экскаваторы;
  • два ковша – фронтальный и основной – экскаваторы-погрузчики.

Мы подготовили обзор машин с использованием оптимальных объемов ковшей.

Назначение и преимущества «обратной лопаты»

Такой способ навески землеройного орудия (ковша) удобен при разработке грунта на участке ниже уровня стоянки машины.

Преимущества «обратной лопаты» перед другими способами копки:

  • Точность копки. Опорные точки ковш-машина через гидравлическую стрелу образуют раму жесткости, которая обеспечивает движение ковша «внатяг».
  • Можно копать мерзлый и жёсткий грунт. Масса машины служит противовесом к усилию которое прилагает ковш на грунт.
  • Лучший контроль забора грунта оператором. Весь процесс забора и выгрузки материала находится в поле зрения машиниста что обеспечивает безопасность и высокую точность работы.
  • Транспорт для вывоза или отвал может находиться как на дне котлована так и на уровне экскаватора.

Из недостатков «обратной лопаты» стоит отметить только общий для всех механизмов момент разработки грунта ниже уровня стоянки машины. В некоторых случаях возможен сход породы с откоса и крушение машины. Однако это очень редкий случай и на 98% зависит от опыта машиниста.

Также относительным недостатком является зона невидимости разрабатываемого участка когда он находится на глубине близкой к максимальной и близко к машине.

Рис. 39. Схемы работы экскаватора с оборудованием обратная лопата а – при сооружении траншеи; 6 – при сооружении узкого котлована; в – при сооружении котлована экскаватором, смещенным относительно оси забоя; г — работа в боковом забое и в лобовых забоях шириной более 12 м


Общие схемы проведения работ

По виду организации путей вывоза отработанного материала все грунтово-экскаваторные работы подразделяются на две большие группы:

  • Бестранспортные. При проведении данной схемы осуществляется срезка грунтового слоя с укладкой его в земляное сооружение, автотранспорт при этом не задействуется. Существует два вида такого типа работ. При простой схеме без участия дополнительного транспорта срезанные слои кладутся в отвалы без последующего вывоза. При сложной – для укладки используется временный отвал с последующей переэкскавацией (перемещением) поднятой породы.
  • Транспортные. После подъема грунта производится его погрузка в автотранспорт с перемещением в заданное место. При транспортной схеме возможны два пути движения автомобильного транспорта: тупиковые либо сквозные.

Выбор схемы выполнения экскавации осуществляется с учетом особенностей строительного участка.

Например, в прокладке нефтяных и газопроводных сооружений преимущество имеют бестранспортные схемы, а в возведении промышленных и жилых комплексов с возможностью обустройства нормальных разгрузочных путей – транспортные.

Разработка осуществляется путем создания специальных траншей – проходок. Выборка производится с устройством лобовых или боковых траншей-проходок. При проведении лобовой проходки выборка производится на трех частях действующего участка – двух боковинах и торцевом откосе.

Существует два вида боковых проходок:

  • Закрытая. Здесь экскаваторная ось располагается справа или слева от сечения выемки. В этом случае осуществляется разработка трех откосов – боковых участков и торцевого откоса.
  • Открытая. В ней происходит постепенное смещение по направлению полосы с выборкой породы с боков и торцевого откоса.

Техника безопасной эксплуатации при экскавации

  • Не допускать установки машины в рабочей зоне с ярко выраженным уклоном. Для установки следует выбирать только ровные участки – это предотвратит риск переворота.
  • При производстве работ ковшовой части с прямой лопатой в забое с высокими стенками необходимо своевременно удалять образующиеся козырьки.
  • На слабых и подвижных грунтовых участках путь перемещения техники усиливается щитами, укладываемыми на землю.
  • Разработка участков IV группы экскаватором производится с использованием дополнительного оборудования – установка специализированных устройств предотвратит преждевременный износ механизмов.
  • При сильном увлажнении рабочего участка производство следует остановить до подсыхания поверхности.

Перед началом производственного процесса необходимо тщательно обследовать участки на предмет появления карнизов и нависаний.

Рабочая зона и ее обустройство

Под забоем подразумевается рабочая территория одноковшовой техники, куда включается центральная площадка с размещением экскаватора и сопутствующего автотранспорта.
Забой оборудуется с учетом основных параметров:

  • Размеров возводимого сооружения и формы необходимого котлована.
  • Технических показателей используемого экскаватора. Например, при применении машин на гусеничном ходу, допустима разработка грунта в сложных участках местности, где требуется повышенная проходимость.
  • Технических характеристик используемого автомобильного транспорта. Например, если работа ведется на заболоченной местности, забой стоит оборудовать максимально близко к твердому покрытию для повышения проходимости автотранспорта.

Проектирование забоев с последующей выборкой материала заключается в правильном определении ширины и глубины забоя, подбора оптимальных установочных положений машин, находящихся на площадке, последовательной выборки слоев и оборудовании путей перемещения техники и сопутствующего транспорта.

При небольшой высоте забоя стоит использовать одноковшовую модель, дополняя бульдозером, сгребающим грунтовый материал. Бульдозер смещает его к «экскаваторной рабочей зоне», где производится окучивание, создающее достаточную высоту бортов рабочего участка.

Вся используемые машины устанавливаются таким способом, чтобы снизить поворотный угол стрелы до минимума – на разворот экскаваторной стрелы уходит 70% объема времени от общего производственного цикла.

Технические характеристики

С момента запуска массового производства экскаваторов типа драглайн свет увидела не одна модель машин. На рынке представлены варианты с разными техническими характеристиками. Разбег показателей может быть довольно существенным.

В зависимости от модели отличаются:

Показатель Значение
Радиус зачерпывания min— 15 метров
Вес экскаватора max — 8 тонн
Протяженность стрелы min — 15 метров, max — 110 метров
Объем ковша min — 6 кубометров, max — 178 кубометров
Производительность min — 57- кубометров в час, max — 1210 кубометров в час
давление на почву min — 0,06 Мегапаскалей, max — 2,255 Мегапаскалей

Область применения экскаватора с обратной лопатой

Область применения экскаваторов с обратной лопатой более всего зависит от производительности, точнее от объема работ на объекте. Основной объем (до 90%) грунта перемещают гусеничные или шагающие машины. Легкие и мобильные пневмоколесные экскаваторы выравнивают за ними края забоя и часто выполняют разные вспомогательные функции, например тягача или крана для погрузки ручной трамбовочной машины. Комбинированные модели задействованы практически во всех процессах.

Обратная компоновка особенно удобна для рытья траншей – машина перемещается назад по ходу отработки участка, а транспорт находится за ней. Если разрабатывается котлован, а экскаватор находится сверху то он перемещается «челноком» вдоль забоя. Взять в аренду экскаватор-погрузчик можно в .

Конструкция одноковшового экскаватора

К числу базовых элементов классического одноковшового экскаватора относят ходовое устройство 1, рабочее оборудование 2 и поворотную часть 3 (рисунок 1).

Рисунок 1. Элементарная схема одноковшового экскаватора

Функциями ходового устройства 1 являются передвижение машины и передача на грунт веса самого экскаватора, а также нагрузок, которые неизбежно появляются во время работы. Рабочее оборудование – целый комплекс узлов, обязательно включающий рабочий орган (им может быть не только обычный ковш, но и грейфер, крюк либо нечто иное) и отвечающий за функционирование последнего в зоне работы экскаватора.

Поворотная часть 3 включает:

  • поворотную платформу (ей бывает отведена роль основания, где располагаются перечисленные ниже узлы);
  • силовой агрегат (двигатель);
  • рабочее оборудование;
  • основные механизмы.

Повышение показателей эффективности при проведении экскавации

Для увеличения производительности при проведении экскаваторных работ требуется руководствоваться определенными положениями:

  1. Рассчитывать радиус копания, принимая в расчет максимальные значения эксплуатируемой техники. Он не должен быть выше 0,7-0,9 от наибольшего радиуса используемой модели.
  2. Совмещать операции для сокращения временных затрат производственного цикла. Например, объединить поворот платформы с подъемом ковшовой части, перемещаемой к месту для разгрузки.
  3. Уменьшать поворотный угол платформы с помощью приближения места установки транспорта к траншейной оси. Это поможет уменьшить потери рабочего времени, тратящегося на повороты платформы.
  4. Оборудовать разгрузочные пути, обеспечив быстрое перемещение для вывоза поднимаемого материала.
  5. Сократить время, затрачиваемое на передвижение экскаватора, спланировав и оборудовав пути движения.
  6. По возможности избегать перемещения машин собственным ходом, предотвращая преждевременный износ ходового механизма.
  7. Подбирать ковш с учетом срезаемой породы. Например, использовать для взрыхленных скальных пластов специальные ковши или ковшовыми емкостями не менее 1 м3, а для мелкодробленых скальных материалов пользоваться емкостями от 0,5 до 0,8 м3.
  8. Следить за соотношением грузоподъемности, расстоянием для вывозки и объема ковшовой емкости.

Дополнительное оборудование

База одноковшовой машины обеспечивает использование четырех основных типов оборудования.

Помимо возможности применения драглайна, грейфера, прямой и обратной лопат, данное строительное оборудование может укомплектовываться следующими комплектующими:

  • Ротатор ковша. Механизм, позволяющий быстро осуществлять переход от работы прямой лопаты к режиму обратной лопаты. Наиболее часто встречается на европейских моделях: например, на чехословацких моделях UDS-114.
  • Планировщик откосов. Отдельная разновидность ковша типа «обратная лопата», применяемая для устройства откосов. Он обеспечивает движение ковшовой режущей кромки под определенным углом. Для использования планировщика необходима установка автоматизированного управления.
  • Рыхлитель. Используется для уничтожения конструкций, разбивки асфальтового либо бетонного покрытия, выполнения действий с грунтами от III группы экскаватором-драглайном.
  • Струг. Стрела, по которой «бегает» тележка с ковшом. Используется в осуществлении планировочных работ.

Технические характеристики экскаваторов. От меньшего — к большему

При выборе любого авто в первую очередь детально оцениваются не сколько стоимость и бренд, сколько технические характеристики. Именно «паспорт» той или иной модели даёт будущему владельцу точное представление об эксплуатационных возможностях.

Для людей, приобретающих большегрузную технику, в том числе экскаваторы, определяющим фактором становится производительность. Её можно «считать» по таким характеристикам, как эксплуатационная масса, объём ковша, максимальная скорость и мощность двигателя.

Чем отличаются экскаваторы?

Конструктивно любой экскаватор состоит из фундаментальных элементов: ходовой части, двигателя, кабины с панелью управления, поворотной платформы, стрелы и так далее. Конечно, описание стандарта весьма схематично — при чуть более детальном «осмотре» раскрывается всё многообразие существующих моделей.

Своего рода стартовой определяющей технической характеристикой экскаватора является его эксплуатационная масса. Исходя из своих габаритов, большегрузы классифицируются на лёгкие, средние и тяжёлые.

Мощностные показатели и сфера применения определяются, исходя из ходовой части — колёсной или гусеничной. Машины на колёсах чаще всего эксплуатируют в дорожно-строительной отрасли. Такие экскаваторы двигаются быстрее, имеют большую мобильность и манёвренность, что позволяет перемещать грузы на дальние расстояния и легко лавировать между различными преградами.

Предназначение гусеничных экскаваторов — работа на сложных, недоступных для колёсной техники участках. Например, они легко перемещаются по бездорожью, в болотистой местности и на прочих слабых грунтах. По сравнению с колёсными представителями семейства «гусеницы» отличаются повышенной проходимостью и устойчивостью, поэтому горнопромышленники отдают предпочтение таким моделям.

Главный рабочий орган экскаватора — двигатель — может быть дизельным или электрическим. Техника, работающая на дизельном двигателе, обладает усиленной мощностью, поэтому её задействуют для выполнения сложных землеройных работ, требующих высокой производительности.

Электрические экскаваторы долгое время характеризовались компактностью. К их помощи чаще обращались в случае, если нужно было произвести небольшие по объёму работы в ограниченном пространстве на мягкой почве. Однако сегодня техника с электродвигателями используется повсеместно во многих отраслях, включая горнодобывающую промышленность.

Технические характеристики экскаваторов разительно отличаются в зависимости от принципа работы. Так, сегодня в широком разнообразии представлены модели, работающие как в цикличном, так и непрерывном режиме.

«Кольцевая» техника оснащается одним ковшом, который используется по цикличной, последовательной схеме «набрал — перенёс — высыпал». Экскаваторы непрерывного цикла оборудованы постоянно приводимым в движение колесом сразу с несколькими ковшами, благодаря чему могут выполнять операции одновременно.

Одноковшовые машины — более универсальные помощники, их эксплуатируют при землеройных работах любого плана. Многоковшовые экскаваторы широко применяются на вскрышных и добычных работах в горнодобывающей промышленности, в строительстве и при выполнении различного рода специальных работ — для рытья траншей, прокладки трубопроводов и кабельных линий.

Производительность спецтехники определяется вместимостью ковша, ведь именно от этого показателя зависит «коэффициент полезного действия». Так, применительно к горной добыче принципиальное значение имеет скорость загрузки самосвалов, которая отражается на объёмах добычи.

Объём грунта в ковше зависит от объёмной массы грунта и коэффициента наполнения ковша, равного отношению объёма разрыхлённого грунта в ковше и непосредственно ёмкости ковша.

От ковша «произрастает» масса других важных аспектов: например, радиус копания, выгрузки, глубина резания, высота выгрузки, вырывное усилие и многое другое. И не будем забывать, что экскаваторы нередко модифицируют навесным оборудованием, которое также имеет свои технические характеристики.

В совокупности разнообразие технических нюансов рождает массу типов экскаваторов. Каждый из них при сочетании определённого набора характеристик находит свою нишу — в том или ином сегменте, на том или ином объекте.

Чтобы наглядно показать, насколько представители большого семейства могут отличаться друг от друга, возьмём по одному самому лёгкому, габаритному и нестандартному экземпляру от популярных производителей экскаваторов.

Модели Hitachi

Самым миниатюрным экскаватором в линейке японского производителя Hitachi, без сомнений, считается модель гусеничного типа ZX17U 5A. Эксплуатационная масса мини-грузовичка составляет 1,88 т. В суженном состоянии его ширина не превышает и одного метра.

ZX17U 5A оснащаются ковшом ёмкостью всего 0,02-0,05 м 3 . Номинальная мощность двигателя составляет 10,6/14,4 кВт/л. с., максимальная скорость не превышает 4,3 км/ч, глубина копания — 2190 мм. Эта машина обладает самым малым радиусом поворота рабочего оборудования в своём классе, что делает её идеальной для эксплуатации в стеснённых условиях. Конечно, об эксплуатации ZX17U 5A в карьерах не может быть и речи: мини-экскаваторы для этого в принципе не предназначены.

В модельном ряду техники Hitachi для горнодобывающей сферы «малышом» считается 115-тонная (!) модель EX1200-7. Вместимость ковша у этих машин в как минимум в 5 раз выше, чем у младших братьев: она варьируется в диапазоне 5,2-7 м 3 . Мощность измеряется 567/770 кВт л. с., предельная глубина копания достигает 8100 мм.

Hitachi принадлежит разработка гиганта EX8000-6, признанного одним из крупнейших экскаваторов мира. Эксплуатационная масса машины составляет 837 т. Ковш ёмкостью 43 м 3 способен вгрызаться в землю на глубину 4100 мм. Мощность EX8000-6 достигает 2×1450 кВт/ л. с. при 1800 об/мин, «сердце» экскаватора выдаёт 770 лошадиных сил.

И напоследок рубрика «уникально». Весной 2020 года Hitachi изготовила для одного из клиентов нестандартный ZX470 с рукоятью-рыхлителем для скальных и мёрзлых грунтов. Точнее сказать, было поставлено оборудование на шасси экскаватора, которое заменило тяжёлые бульдозеры на работах по рыхлению грунтов. За один проход машина производит рыхление на глубину сразу до 2 м.

Техника Caterpillar

Линейка американской компании Caterpillar стартует с малогабаритного гусеничного экскаватора 300.9D. Габариты этой землеройной машины настолько незначительны, что о ней можно сказать: компактнее только лопата.

Модель уступает по крупности даже «японцу» ZX17U 5A. Эксплуатационная масса не доходит и до тонны — всего 935 кг. Полезная мощность составляет 9,6 кВт, вместимость ковша колеблется на уровне 0,02-0,06 м 3 . Предельная глубина выемки 300.9D заявлена производителем в размере 1731 мм.

Наикрупнейшим образцом «гусеницы»-большегруза от бренда CAT долгое время считалась модель 390F. Одна единица техники весит 86,8 т, полезная мощность составляет 391 кВт. Максимальная глубина выемки достигает 7160 мм. Ковш вмещает в себе 6 м³ массы. Данный экскаватор может перемещаться со скоростью 4,51 км/ч.

В 2020 году на смену 390F пришёл землеройный гигант нового поколения Cat 395. Он весит уже около 94,8 т, что примерно на 8 тонн тяжелее массы предшественника. Мощность техники увеличилась с 524 л. с. до 543 л. с. Этот экскаватор также имеет увеличенную глубину копания до 9,7 м.

В копилке Caterpillar числится необычный экскаватор-разрушитель — совместная разработка с английской Kocurek Excavators для российской ГК «КрашМаш». «Демолюшен Caterpillar 390DLME» обладает действительно впечатляющими характеристиками.

Приспособление весит 92,5 т, а в полном снаряжении масса возрастает до 150 т. Максимальная длинна стрелы — 60 м, скорость поворота — 6,2 об/мин. В конце стрелы установлена комплексная орошающая система, которая при монтаже может параллельно производить пылеподавление. Экскаватор можно доукомплектовать различным навесным оборудованием — например, сверхмощными 10-тонными гидроножницами.

Экскаваторы JCB

Технические характеристики экскаватора от британского JCB 8008 CTS приблизительно схожи с предыдущими мини-моделями. Машина весом 950 кг перемещается со скоростью, не превышающей 1,8 км/ч. Глубина компания ковша объёмом 0,02-0,07 м 3 держится на отметке 1690 мм.

Эксплуатационная масса самого крупногабаритного представителя на гусеничном ходу JCB JS360 достигает 36 т. Этот богатырь способен развивать относительно высокую скорость — до 5,5 км/ч. Глубина рытья чуть переваливает за 8 м, объём ковша в стандартной комплектации составляет 2,34 м 3 .

Венцом нестандартного подхода к разработке новых моделей среди экскаваторной техники JCB стал 11-тонный Hydradig 110W колёсного типа. Набор технических характеристик можно назвать обычным: предельная скорость — 40 км/ч, вместимость ковша — 0,15 м³, глубина погружения — 2 м.

«Спецназовец» выделился на фоне остальных моделей установленной шарнирно-сочленённой стрелой, состоящей из двух частей. Она обеспечивает круговую грузоподъёмность в одну тонну при оснащении машины сдвоенными шинами.

УЗТМ. Российские гиганты

Во времена СССР завод тяжёлого машиностроения УЗТМ был одним из флагманских производителей карьерных экскаваторов. «С конвейера» сходили промышленные великаны повышенной мощности. Один из них занял в советской истории особое место: речь про крупнейший экскаватор ЭШ 100100 1976 года выпуска.

Он был оснащён ковшом объёмом около 100 м 3 , длина стрелы равнялась 100 м. Технику приводили в движение 4 синхронных электродвигателя мощностью по 3 600 кВт каждый. Глубина резания достигала 47 м, радиус разгрузки — 97 м. Агрегат мог разгоняться до 60 м/ч.

По своей крупности экскаватор встал в одну линию с самыми большими экскаваторами мира. В течение 15 лет ЭШ 100100 эксплуатировали горняки Назаровского угольного разреза. Вследствие падения добычи потребность в использовании крупногабаритной техники исчезла, посему его отправили на консервацию. Со временем экскаватор пришёл в негодность, и его сдали на металлолом.

Сегодня «Уралмашзавод» всеми силами возвращает былую мощь. За последние несколько лет рынок пополнился рядом отечественных новинок, среди которых нельзя не отметить самый крупный российский экскаватор современности — ЭКГ-35.

Модель типа прямой лопаты выполнена с реечным напором, двухбалочной рукоятью и вантовой подвеской стрелы. Его рабочая масса набирает 1230 т. Диапазон ёмкости ковша варьируется в диапазоне 26-40 м 3 , а скорость передвижения составляет 1,08 км/ч.