Внутри РФ передвижения грузов свыше 12 тонн контролирует система «Платон». Она предназначена для сбора денег, которые потом идут на ремонт дорог, и систематизации информации о передвижении автопоездов.
В целях поддержки отечественного бизнеса, государство оставило расценки в системе «Платон» на прежнем уровне. Подъема цен не будет до следующего года.
Что изменилось
В 2022 году рынок покинуло большинство иностранных перевозчиков, поэтому изменилась логистика. Для машин увеличивают пробеги, а транспортные фирмы расширяют автомобильный парк. В период с января по апрель количество единиц техники в РФ увеличилось на 100 тысяч.
Произошли изменения в количестве трафика, в январе 2022 г. он немного просел, но уже к апрелю показатели составили почти 1350 млн км. Эта цифра сопоставима с данными за 2021 год.
Перевозчики, ранее занимавшиеся доставкой товаров из стран ЕС, теперь заняли нишу внутри страны, поскольку зарубежные компании ее покинули. Постепенно налаживается новое направление: взаимодействие с восточными странами, в основном — с Китаем.
Увеличивается количество заявок на доставку грузов из Хабаровского и Приморского края и областей, расположенных у границ с Китаем. В основном это промышленная продукция и товары для маркетплейсов.
Прогнозы
Сфера грузоперевозок во второй половине 2022 года столкнулась с проблемами:
- Многие иностранные производители отказались поставлять запчасти и комплектующие по причине санкционного давления. Из-за этого ТО и ремонт автопоездов значительно подорожали (на 70-100%). Из-за вынужденного простоя владельцы грузовиков теряют деньги (от 25 тыс. руб. в неделю).
- Уменьшился спрос на перевозки из столицы, поэтому компании вынуждены снижать стоимость в условиях жесткой конкуренции. Мелкому бизнесу сложно выжить при таких обстоятельствах.
Восстановление рынка прогнозируется к середине 2023 года, когда увеличится количество заявок на перевозки скоропортящихся продуктов, и необходимо привлекать к доставке много машин-рефрижераторов. Это региональные перевозки продуктов питания — доставка мяса, овощей и фруктов из фермерских хозяйств на оптовые базы, в сферу общепита, в том числе службам доставки готовых рационов на дом. Сравните доставки готовой домашней еды в Краснодаре — такие компании стали заметными игроками на рынке закупок продуктов питания.
В это же время наладятся стабильные поставки из Китая и других дружественных стран, в которых задействуют российских грузоперевозчиков.
Планируется внедрять прямую доставку продукции из Африки, раньше на этом направлении делалось 3-4 перегрузки и в процессе участвовали европейские компании.
Для реализации задуманных планов нужно участие государства: снижение налоговых ставок, упрощение оформления документов, подписание договоров о создании логистических коридоров с дружественными странами.